История древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 07:38, реферат

Краткое описание

Эта эпоха, скрытая во тьме тысячелетий, полна тайн и загадок, удивительных, а подчас и невероятных фактов, по сей день не имеющих однозначного толкования. Археологи, лингвисты, религиоведы, географы, представляют различные версии явлений и процессов, имевших место в цивилизациях Евразии, Древнего Востока и Античности, в Африке, на американском континенте. Многое из того, что мы считаем продуктом европейской науки, было известно человечеству еще в глубокой древности, но впоследствии по тем или иным причинам забыто. Более того: поскольку наука других человеческих культур развивалась совсем иным путем, нежели наша, в сохранившихся памятниках могут быть сокрыты знания, еще не известные нам.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………
1. Архитектура и строительство в Древнем Риме …………………
2. Техника Древнего Рима……………………………………………………..
3. Архитектура и строительство Древнего Египта ………………….
4. Техника Древнего Египта…………………………………………………….
5. Архитектура и строительство в Древней Греции………………..
6. Техника Древней Греции…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

др мира.docx

— 59.32 Кб (Скачать)

Судостроением в  Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие  суда, предназначенные для плавания только по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса. Сохранилось много рисунков на додинастической керамике из Нагаде и на стенах додинастический и раннединастических гробниц в изображающих лодки и суда с каютой посредине (часто сдвоенной). На основании этих рисунков высказывают предположение, что каюты могли служить жилищами додинастический египтянам, поскольку во время паводка и после его спада в них было безопаснее пребывать, чем на суше, и удобно передвигаться по многочисленным протокам и болотам, оставленным Нилом после паводка.

В стране, где река служила основным путем сообщения, судостроение рано стало важной отраслью ремесла. Уже во времена Древнего царства строились не только речные, но и морские суда, которые плавали  вдоль восточного берега Средиземного моря в Библ и по Красному морю в  Пунт. Речные суда были прогулочными, грузовыми и культовыми, морские - военными и грузовыми.

Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились  без шпангоута, Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения  строительства судов на рельефах в гробницах Древнего царства. Древнеегипетские суда были построены не только без  шпангоута, но и без киля и имели  малую осадку, поскольку предназначались  для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. На основании изображений на рельефах различных стадий строительства  речных грузовых судов удалось реконструировать количество, форму и местоположение составных частей корпуса плоскодонных египетских судов. Каждая сторона корпуса  монтировалась из семи частой: носовой  и кормовой, трех досок, поддерживающих плоское днище лежащей на них  более длинной, узкой и слегка изогнутой доски (она упиралась  своими короткими сторонами в  верхние части кормовой досок), и  борта, служившего для прикрепления весел. Доски корпуса изготовляли  из акации, сикоморы и ливанских пород хвойного дерева. Составные части корпуса соединялись при помощи деревянных гвоздей, а также системы пазов и шипов. На рельефах гробницы Тии (Древнее царство) изображены различные стадии строительства грузовых судов. Сначала стволы деревьев с грубо обрубленными ветвями скоблили и обтесывали при помощи топоров и тесел затем распиливали медной пилой. Части корпуса судна соединялись следующим образом: в круглые пазы уже положенной на место доски вбивали шипы или деревянные гвозди, но не до конца. На выступы шипов насаживали доску так чтобы пазы, выдолбленные в ее нижней части, совпали с шипами. Пазы для шипов пробивали с помощью долот и колотушек, шипам придавали нужную форму с помощью тесел. Размеры пазов и шипов должны были точно соответствовать друг другу, поэтому их заранее, рассчитывали. Чтобы вогнать гвозди и шипы в пазы с помощью больших деревянных кувалд требовалась большая физическая сила. Таким же способом накладывали борт судна, но эта стадия работы была сопряжена с особыми трудностями, поскольку борта были очень длинными и притом выгнутыми. Установкой бортов занимались по пять рабочих с стороны, а в лодке стоял старший мастер подавая, подавая команды. Снаружи рабочий поддерживал рычагом накладываемую часть в середине, двое других работников, сидя в лодке, держали ее веревочной петлей. За это время старший мастер мог проверить, соответствуют ли все пазы шипам. Убедившись, что шипы и гвозди вошли в свои пазы, он давал команду к их заколачиванию кувалдами. Сохранились надписи, передающие команды старшего мастера. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязывали бечевками, сплетенными из волокна папируса, как это представлено в росписи одной гробницы в Медуме. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, поскольку перевязи не видно на изображениях готовых судов. Морские суда не имели шпангоута, были плоскодонными, с малой осадкой, как и речные. При строительстве их в отличие от речных судов крепко перевязывали канатами. Канат поднимал нос и корму, и это помогало срезать высокую волну. Морские суда, которые могли плавать и по Нилу, были приспособлены только для каботажного плавания. Когда корпус судна был составлен и скреплен, приступали к внутренней и внешней отделке. Теслами снимались все неровности и выступы. На рельефе гробницы некрополя в Дейль-эль-Гебрави изображен работник, который вырезает отверстие для длинного кола, заостренного снизу и вилообразного сверху. Такие колы ставились на судне на равных расстояниях, чтобы поддерживать горизонтально положенные жерди, образующие корпус кабины, обтягиваемый холстом. Другой работник делает топором зарубку на носу, отмечая место для ствола руля.

Суда шли вниз по течению Нила на веслах, вверх  по течению при сильном ветре, дующем со Средиземного моря, - на парусе и веслах. При штиле судно тянули бечевой. На грузовых судах размещалось  до восьмидесяти гребцов с каждой стороны, три человека на корме направляли судно с помощью более длинных  весел с большими лопастями. На морских  судах число гребцов доходило до тридцати, Большая часть речных и все морские суда были не только приспособлены под весла, но и  снабжены парусами. На судах Древнего царства мачта высотой в 3/4 длины  судна ставилась ближе к носу, благодаря чему корму приходилось  делать выше носа, как у папирусных лодок. Мачта состояла. из двух крепких шестов, сделанных из кедрового дерева или дум пальмы, которые были закреплены на дне судна, крепко связаны друг с другом наверху и дополнительно скреплены перекладинами. Но уже со времени VI Династии мачты стали делать из одного шеста. От верхушки мачты шел к форштевню и корме. Длинный парус был укреплен на мачте с помощью одной реи и привязан внизу к борту. Во времена Среднего царства стали строить более крепкие корпуса кораблей, что достигалось за счет уменьшения размеров отдельных частей судна и увеличения их количества. Впоследствии это нашло отражение в номенклатуре многочисленных корабельных частей, упомянутых в 99-й главе «Книги мертвых». Мачту стали устанавливать посредине судна, и парус делали не продольный как ранее, а поперечный, укрепляя и натягивая его между двумя реями.

  1. Архитектура и строительство Древней Греции

Историю культуры и  архитектуры древней Греции можно  разделить на три периода:

  • Архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно;
  • Классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные территории, очень непохожие по своим культурам; эта эклектика культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
  • Эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием древний Египет.

Одним из величайших достижений греческого зодчества были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда  вместо дерева в качестве строительного  материала стали использовать известняк  и белый мрамор. Полагают, что  прообразом для храма послужило  древнее жилище греков - прямоугольное  строение с двумя колоннами перед  входом. Из этой простой постройки  выросли со временем различные более  сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом  основании. Он состоял из помещения  без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или  два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении  у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте именно внешнего облика храма.

Строительство храма  было подчинено определённым законам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре  господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который  сложился уже в эпоху архаики. Он был простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые  его создали. Сегодня сохранившиеся  части храмов белого цвета: покрывавшие  их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий  цвета.

Ионический стиль  возник в Ионийской области Малой  Азии. Отсюда уже он проник на территорию Греции. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля  более нарядны и стройны. Средняя  часть капители напоминает подушку  с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда греческая архитектура  стала стремиться к большей величественности и пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых  преобладают изображения листьев  аканта.

Расцвет архитектуры  древней Греции начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого  государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в  Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство  велось на древнем укреплённом холме  Акрополе.

Жизнеспособность  принципов древнегреческой архитектуры  объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, простотой и ясностью форм и композиций.

Древними греками  была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой  архитектуры отличаются удивительно  гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого помещения, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной экспансией римской империи. Архитектура  принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой  демократии уже не соответствует  имперским потребностям Рима. В V веке н.э. Греция обращается в христианство, начинается формирование Византийской империи, со свойственными ей архитектурными канонами. В период великого переселения  народов с IV по VI территория Греции подвергается систематическим нападениям готов, славян, персов, арабов, норманов не очень трепетно относившихся к памятникам архитектуры. Церковный раскол 1054 года усугубил культурный разрыв. Византия, и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока. В XI – XII веках огромный урон памятникам древнегреческой архитектуры нанесли крестовые походы и идущие за крестоносцами нищие всей западной Европы. Вместе с крестоносцами и тамплиерами приходили и их спонсоры – флорентийцы и генуэзцы, а уходя вывозили целые разобранные дома, не говоря уже об отдельных колоннах. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Благодаря туркам англичане в XIX веке начали проводить раскопки и вернули европейскому миру утраченные знания об архитектуре и искусстве Древней Греции. Сейчас правительство современной Турции очень трепетно относится ко всем сохранившимся архитектурным памятникам античности и весьма неплохо на этом зарабатывает.

  1. Техника Древней Греции

До VII века до н.э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они  позаимствовали у финикийцев алфавит  и конструкцию кораблей, у египтян - искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ  Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел. Подражая жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователи верили в переселение душ и утверждали, что Земля - это шар.

Греция была малоплодородной  страной, ее население не могло прокормиться земледелием; многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой страной, стало создание триеры - нового типа боевого корабля. Первая триера была построена около 630 года до н.э. коринфским мастером Аминоклом; это был корабль с тремя рядами весел и экипажем в 170 гребцов и 20-30 воинов. Длина триеры составляла 40-50 метров при ширине 5-7 метров, водоизмещение - около 230 тонн. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие - таран, который пробивал днище кораблей противника.

Триера была фундаментальным  открытием; она позволила грекам завоевать господство на Средиземном  море и овладеть всей морской торговлей. Финикийцы, которые до этого были первыми купцами Средиземноморья, пытались противостоять грекам, но их флот был разгромлен греческими триерами в битве при Саламине. Все морские пути теперь проходили через Пирей и Коринф, огромные прибыли от посреднической торговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли вкладывались в ремесло; прежде всего в производство керамики; керамические сосуды были универсальной тарой того времени - зерно, вино, масло и многие другие продукты хранились в амфорах.

Появление баллисты изменило тактику морских сражений; если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить  огромные корабли с башнями, на которые  устанавливали баллисты. Эти корабли  назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов, а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллиста позволила царю Птолемею завоевать господство на морях; Александрия заняла место Афин и стала главным торговым центром Средиземноморья. Из Александрии по каналу можно было попасть в Красное море, и корабли александрийских греков плавали даже к берегам Индии. Символом торгового могущества Александрии стал 130-метровый Фаросский маяк - одно из чудес света, построенное Состратом Книдским по приказу Птолемея II.

Создание баллисты знаменовало рождение инженерной науки, «механики». Первым великим механиком  был знаменитый строитель военных  машин Архимед, проживший большую  часть жизни в Александрии. Архимед  на языке математики описал использование  клина, блока, лебедки, винта и рычага. Вместе с корабельным мастером Архием Архимед построил для сиракузского царя Гиерона «Сиракузянку» - огромный корабль-дворец с великолепными залами и бассейнами. Корабль приводили в движение две тысячи гребцов, а на башнях стояли баллисты, бросавшие в противника трехпудовые камни. Тысячи рабочих впряглись в канаты, чтобы спустить корабль на воду - но не смогли сдвинуть его с места; тогда Архимед сделал лебедку, с помощью которой царь сдвинул корабль в одиночку. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» - водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Из других александрийских инженеров получили известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса, и Герон, создавший аэропил - прообраз паровой турбины. В Александрии был изобретен так же перегонный куб, который позже стали использовать для получения спирта. 
 
 

Заключение

Древний мир —  одна из самых ярких страниц в  истории человечества. Древние цивилизации  оставили после себя грандиозные  памятники и архитектурные ансамбли, сооружения инженерной техники, образцы  монументальной живописи и монументального  искусства. Большинство дошедших до нас культурных ценностей созданных жителями Древнего мира входят в сокровищницу мировой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Всеобщая история архитектуры: Шаузи О. (перевод с франц. Н.С. Курдюкова, Е.Г. Денисовой), М.: Эксмо, 2008-3экз.
  2. История мировой культуры: Учеб. /Под ред. А.Н. Марковой, 2-е изл., стер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008-20 экз.
  3. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. Гнедич П.П., М.: Эксмо, 2007-36 экз.
  4. История науки и техники: учебное пособие /А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, С.А. Нефедов; под ред. В.В. Зарапия. – 3-е изд.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. – 254с.

Информация о работе История древнего мира