Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:08, лекция
В первой половине последнего тысячелетия до н. э. из массы безыменных первобытных народов на территории севернее от Альп первыми выделились кельтские племена, начальные страницы писаной истории которых были отмечены кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, что привело в смятение остальную Европу. Образованный южный, в частности греческий и римский мир, которому мы обязаны первыми сведениями по древнейшей истории Европы, до той поры о кельтах ничего не знал. А между тем на северо-запад от Альп в сложном процессе рождалась общность этого удивительного народа, который первым из варваров, как их любил называть южный мир, стал классическим представителем «варварского» мира
1)ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЁН.
В первой половине последнего тысячелетия до н. э. из массы безыменных первобытных народов на территории севернее от Альп первыми выделились кельтские племена, начальные страницы писаной истории которых были отмечены кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, что привело в смятение остальную Европу. Образованный южный, в частности греческий и римский мир, которому мы обязаны первыми сведениями по древнейшей истории Европы, до той поры о кельтах ничего не знал. А между тем на северо-запад от Альп в сложном процессе рождалась общность этого удивительного народа, который первым из варваров, как их любил называть южный мир, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.
К этому времени,
т. е. примерно к концу VI-V вв. до н. э.
в кельтской среде уже
Поэтому уже
в IV в. кельты считались одним из
крупнейших варварских народов тогдашнего
мира наряду с персами и скифами.
Кроме того, они не всегда поддерживали
враждебные отношения с соседями.
Были и отдельные поселения, которые
постепенно смешались с другими
этническими группами — скифами,
например, проживающими на территории
современной России. Так что присутствие
кельтской крови у наших
Греческий мир называл их «Keltoi», кельты.
По всей вероятности это название распространилось
именно в кульминационный период расцвета
центров власти господствующего слоя,
если не ранее, то, во всяком случае, не
позже VI в., и, не исключено, что первоначально
это было название одного из племен, а
возможно и лишь господствующего рода,
которое затем было присвоено всему народу.
Было бы, однако ошибкой предполагать,
что существовал какой-то пракельтский
язык, как первоначальный, послуживший
основой всех позднейших диалектов. Существовал
ряд различных диалектов, как существовало
в древнее время сплетение культур и культурных
групп, которые позже послужили объединяющей
основой кельтской культуры и единого
стиля.
Название «Keltoi»
стало известно остальному миру раньше
других. Римляне, однако, называли кельтский
народ «галлами» (Galli) и от этого
слова позже произошли названия
Цисальпинская Галлия (Gallia Cisalpina) в
северной части современной Италии,
Нарбонская Галлия (Gallia Narbonensis) в южной
Франции и Трансальпийская
Начиная с V в
до н. э., название «кельты» быстро распространялось
по тогдашней Европе. Но то, что было
до V в., долго оставалось загадкой. С
конца XVIII в. под влиянием романтизма
возрастает интерес к прошлому кельтов,
проявлявшийся уже ранее в
Западной Европе и на Британских островах,
где жило много потомков этого
народа. Этот интерес превратился
в настоящую кельтоманию, в результате
чего, часто без какого-либо критического
подхода, собирались подлинные и
мнимые свидетельства о славном
прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало
мнение, что кельты на западном побережье
Франции и Англии были строителями
мегалитических сооружений, возведенных
из крупных каменных глыб, как менгиров
(высоких стоячих монолитов) и
дольменов (похоронных камер из крупных
камней), так и длинных каменных
аллей или кругообразных
Представления
о высоком уровне развития кельтов
подкреплялись также
На западе, следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей, рассказывающих о жизни кельтов и их воинственности; литературные памятники галльско — римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов, правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.
Наиболее достоверно об иерархии кельтского общества пишет Юлий Цезарь в своей «Галльской войне». Он выделяет в обществе галлов три основных сословия — druides, equites и plebs, выполняющих три функции — жреца, воина и домохозяина. Другими словами это друиды, всадники и народ. Иногда всадники под именем «филе» (filed) исполняли ещё и обязанности судей.
Жреческое сословие друидов представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию, которая ведала не только делами религии, но и пользовалась большим политическим влиянием, гораздо большим, чем слой всадников. Этот институт был общекельтским, известным на британских островах и в Галлии, и, очевидно, имел в течение определенного периода влияние и в Средней Европе; только в Испании и в северной Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни археологических данных. Мнение Цезаря, что этот институт возник первоначально на британских островах, является лишь его личным предположением. Древние источники (Цезарь, Плиний) приписывают друидам очень обширную сферу деятельности, но в настоящее время трудно проверить, насколько это соответствовало действительности.
Какова была
сущность их учения, философских и
религиозных представлений, нам
известно лишь отчасти. Они верили в
бессмертие души, смерть, по их представлениям,
означала не конец, а лишь середину
долгой жизни. Под их покровительством
находились священные дубовые рощи,
и само название их возникло якобы
от слова «дуб» («дрис»). Жертвы (например,
белые быки) не приносились без
ветви этого дерева, так как
все, растущее на дереве, они считали
даром небес, а производимые в
связи с этим действия — указаниями
богов. Большим почетом пользовались
также лунные эмблемы, так как
галлы исчисляли время не по дням,
а по ночам, и приносили священные
жертвы ночью при свете луны. Кроме
совершения жертвоприношений, иногда
якобы и человеческих, друиды предсказывали
будущее; они оказывали давление
путем неблагоприятных
Друидам также
поручалось воспитание мальчиков, из которых
и выбирались достойные для пополнения
их собственных рядов. Обучение длилось
около двадцати лет и заключалось
в изучении наизусть тайн вековой
мудрости и знаний друидов. Письмом
они не пользовались и оставили ничтожно
малое количество письменных памятников:
все обучение велось устно.
В более поздний период друиды уже не были
ни столь замкнутой кастой, ни чисто жреческой
корпорацией. В начале римской оккупации
друидизм был еще в полном расцвете, позже
настал его упадок. Друиды боролись с романизацией,
участвовали в восстаниях, и потому римская
власть была особо заинтересована в ликвидации
этого института. Особенно долго этот
институт удержался в Ирландии. Преемниками
друидов там были «filed», основатели постоянных
средневековых школ.
Как уже было
сказано, религия занимала одно из ведущих
мест в общественной жизни кельтов.
Доходя подчас до мистицизма, она прочно
держала сознание всех верующих и
делала их гибким материалом в руках
правящих слоёв. Религия дала ростки
во всевозможные культы, обряды, обычаи,
традиции, мифы и эпос.
Основные положения о боге можно найти
в триадах ирландских бардов. В них постулируются
основные положения мировоззрения кельтов
относительно многих вопросов. Есть триады
о человеке и его будничности, существах
вообще и, конечно, о боге. Итак, что же
понимали под этим словом кельты?
·Существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы, т. е. точка равновесия всех противоположностей.
·Символом этого равновесия были так называемые качающиеся камни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простым прикосновением рук.
· Три вещи проистекают из трех первичных единств: всякая Жизнь, всякое Благо, всякое Могущество.
· Бог необходимо троичен: Он составляет бoльшую часть Жизни, бoльшую часть Знания, бoльшую часть Могущества, и не может в нем быть больше этой бoльшей части каждой вещи.
· Три Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенное Знание, совершенное Могущество.
· Три вещи обязательно возобладают: высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь Бога.
· Три гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бесконечное Могущество, Его бесконечная Мудрость, Его бесконечная Любовь, так как нет ничего, что не могло быть свершено, стать истинным и не быть волнимым этими тремя атрибутами.
· Три вещи, которыми Бог не может не быть: тем, в чем должно заключаться совершенное Благо; тем, что должно желать совершенное Благо; и что должно выполнить совершенное Благо.
· Три вещи, которые Бог не может не совершить: самое полезное, самое необходимое, самое прекрасное для каждой вещи.
· Три главные цели деятельности Божества, как творца всякой вещи: уменьшить зло, усилить добро, сделать явным всякое различие таким образом, чтобы дать возможность узнать то, что должно быть и чего быть не длжно.
· Три Божьих необходимости: быть бесконечным в самом себе, быть конечным по отношению к конечному, быть в согласии со всяким видом.
Очень удобная
религия. Как иначе можно управлять
варварами? Никак! Человечаская сила может
вызвать сопротивление, мудрость –
непонимане, любовь вообще не годится
для управления древними народами.
А вот Бог, носитель бесконечного
могущества, разума и любви (в лице
друидов), являясь к тому же невидемым
объектом бесприкословного поклонения
на протяжении многих поколений, для
этой цели очень подходит. Ведь верить
может каждый. Любое благо –
от Бога, как же не поклоняться хотя
бы за это? Однако нельзя требовать
сверхъествственного – на самое
полезное, необходимое и прекрасное
Он не способен. Но Бог может помочъ
достичъ этого – потём
Другие триады так же тесно связаны с Богом, что говорит о глубоком проникновении религии в другие сферы жизни. Ниже приведена часть триад «О существах вообще».
· Три вещи Бог дал всякому существу: полноту его собственной природы, полное выявление (отличительно) его Индивидуальности и самобытность его Авен (Эго). В этом заключается действительное и полное определение личности каждого существа.
· Три круга бытия: круг пустоты (Cylch y Ceugant), где кроме Бога нет ничего ни живого, ни мертвого, и никто, кроме Бога, не может его пройти; круг перевоплощения (Абред), где всякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек проходит его; круг блаженства (Гвинфид), где всякое одухотворенное существо рождено жизнью и человек пройдет его в небе.
· Три необходимые фазы всякого существования по отношению к жизни: начало в Аннвфн (Annwfn — бездна), перевоплощения в Абреде и Полнота в небе или круге Гвинфид; без этих трех фаз нет жизни — кроме как у Бога.