История института губернаторства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса эволюции института губернаторства в России и его особенностей на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть процесс становления института губернаторства в России,
- определить проблемы институтов губернаторства и проследить их экономических, социально-политический и правовой аспект.
Объект работы - институт губернаторства в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………………………………3

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ……………………………………………….5
История становления института губернаторства в России с XVIII
века по 1917 год……………………………………………………………5
1.2. Институт губернаторства в современной России………………….16

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ И ЕГО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ…………………….26
2.1. Институт губернаторства в контексте политических,
экономических и социальных детерминант…………………………….26
2.2. Институт губернаторства в стратегиях российской власти……….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…43

Файлы: 1 файл

Kursovaya_GIMU_Komissarova (3).docx

— 95.48 Кб (Скачать)

 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вологодский филиал

 

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Курсовая работа

 

 

Тема: История института губернаторства в России

 

Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления

 

 

Студентки курс курса  

Специальность

«Государственное и муниципальное управление»

Комиссаровой Карины отчество

 

 

Преподаватель:

 

 

Оценка_____________________

Подпись____________________


 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ……………………………………………….5

    1. История становления института губернаторства в России с XVIII

века по 1917 год……………………………………………………………5

1.2. Институт губернаторства  в современной России………………….16

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ И ЕГО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ…………………….26

2.1. Институт губернаторства  в контексте политических,

экономических и социальных детерминант…………………………….26

          2.2. Институт губернаторства в стратегиях российской власти……….36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование региональных политических процессов в РФ и губернаторства как института власти приобретает особенную значимость в контексте переходного состояния российского общества в процессе формирования постсоветской государственной системы. Смысл трансформации политической системы России начала 1990-х гг. заключался в реализации проекта модернизации, предполагающего переход от мобилизационной к инновационной модели развития, которая создает экономическую и социальную основу существования демократических систем в западных странах. Ключевая роль в процессе трансформации отводится политической элите, важнейшая функция которой - выработка и принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения [4, с. 89].

Изучение процесса трансформации политической системы, связанного с радикальными изменениями конца 1980-х - начала 1990-х гг., предопределяет рост интереса к исследованиям региональных элит. Высокая степень централизации процесса принятия политических решений, характерная для советской государственной системы и утратившая экономическую и политическую целесообразность к концу 1980-х гг., стала одной из причин глубокого социально-политического и экономического кризиса, поразившего СССР. Важной тенденцией развития политической системы в годы «перестройки» стал рост влияния региональной части партийной номенклатуры на фоне проявлений системного кризиса советского общества - ослабления центрального государственного аппарата и начавшихся процессов децентрализации. В постсоветский период отношения российских федеральной и региональной политических элит претерпели

В работе понятие «губернатор» используется для обобщенного наименования главы региона как высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта федерации, что отражает сущность института губернаторства как института власти.

В переходные периоды исторического развития усиливается интерес к различным вариантам политического опыта, который можно было бы использовать в процессе поиска адекватных способов решения политических проблем сегодняшнего дня. В данном контексте можно выделить такой теоретический аспект актуальности избранной темы, как ее сопряженность с задачей переработки и критического осмысления опыта взаимодействия политических элит, которые являются значимыми авторами в российском политическом процессе. Это представляется особенно важным для политически активных элементов общества, деятельность которых направлена на выработку собственной модели политического развития и поиск способов ее реализации [4, с. 100].

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса эволюции института губернаторства в России и его особенностей на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть процесс становления института губернаторства в России,

- определить проблемы институтов губернаторства и проследить их экономических, социально-политический и правовой аспект.

Объект работы  - институт губернаторства в России.

Предмет исследования – процесс становления Института губернаторства в России.

Методы исследования: методы сбора и анализа информации,  метод системного анализа.

При написании курсовой работы использовалась учебная и научная литература, издания периодической работы, законодательные и нормативные акты, монографическая литература.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ

1.1. История становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год

Институт губернаторства возник в России в период перехода к абсолютной монархии и просуществовал вплоть до 1917 г. Он был создан Петром I как орган местной власти вместо существовавшего ранее института воеводства. Новый институт должен был стать опорой центральной власти на местах в решении сложных задач государственного управления, одной из которых была острая необходимость финансового пополнения казны государства.

Прежнее административное деление не могло быть приспособлено к новым задачам, поставленным со времен Петра I перед Русским государством. Основными этапами в установлении нового административного деления являлись Указ 1708 г. об учреждении губерний и Указ 1714 г., который развивал основные положения Указа 1708 г.

По Указу 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний. При делении империи на губернии руководствовались не территориальными размерами, а количеством населения, причем реформа в целом преследовала главным образом фискальные и военные цели. Губернии делились на уезды (всего было 319 уездов). Вскоре в составе губерний стали создаваться более мелкие административные единицы – провинции. Не трудно понять, что организованные губернии, из коих многие включали свыше сорока провинций, были весьма обширны и включали в себя территории с различным национальным составом.

В 1715 г. губернии были разделены на доли (по 5536 дворов), но это деление было вскоре упразднено. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11, причем каждая губерния была разделена на провинции, а провинции на дистрикты. С течением времени число губерний увеличитесь, к началу царствования Екатерины II число их (достигло 17) [5, с. 10].

Благодаря проведению Петром I губернской реформы были ликвидированы последние особенности административного устройства некоторых частей Русского государства, которые вели свое начало с древнейшего времени (например, в Пскове, Новгороде, Вятке и т.д.).

Крестьянская война 1773–1775 гг., показавшая неспособность местного аппарата справиться с мощным народным движением, громоздкость старых губерний, недостаточное количество местных учреждений и чиновников вызвали крупную реформу местного управления и суда – губернскую реформу 1775 г.

Накануне реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. губернии разукрупнялись.

Реформа проводилась в жизнь в течение 20 лет, и к концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось уже 50 губерний.

Главный смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения.

Губерния составляла территорию с населением в 300–400 тыс. душ и делилась на уезды по 20–30 тыс. душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.

Была учреждена также должность генерал-губернатора, обычно управлявшего несколькими губерниями. Полномочия генерал-губернатора были несколько шире, чем полномочия губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он являлся главнокомандующим в отсутствие императорского величества», имел право непосредственного доклада императору, принятия экстренных мер в случае народных волнений и стихийных бедствий и т.д. Надзор за законностью управления в губернии возлагался на губернского прокурора и двух его помощников (губернских стряпчих), а в каждом уезде был уездный стряпчий.

Количество уездов увеличилось почти вдвое. Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда и им принадлежала административная власть в уезде. Нижнему суду (нижний земский суд состоял из земского исправника и двух заседателей) поручались руководство земской полицией, исполнение законов, проведение в жизнь решений губернских правлений и т.д. [6, с. 93].

В городах была введена должность городничего. Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан такой аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления трудящихся.

Однако Российская империя XVIII в., так же как Русское государство предшествовавшего периода, представляла собой довольно сложный комплекс, в котором, кроме основной, централизованной части, было много государств, находившихся в вассальных отношениях к русскому императору. Такими вассальными государствами были Украина, Казахстан после принятия ханом Абулхаиром «подданства», Ногайские орды, Грузинские царства, Северо-Кавказские ханства и т.д. С течением времени зависимость вассальных государств от русской власти стала увеличиваться. Часть из этих вассальных государств (Украина, Ногайские орды, Северо-Кавказские ханства) были инкорпорированы в состав Российской империи.

Перелом в истории генерал-губернаторств произошел при Павле I. С целью уменьшения расходов он предпринял заметное сокращение административно-территориальных единиц, учреждений и штата чиновников. И, прежде всего, из губернских штатов были исключены генерал-губернаторы. К середине января 1797 г. из 19 наместников были смещены 15, а П.А. Румянцев умер. Институт генерал-губернаторства был фактически ликвидирован.

Однако одновременно появляется совершенно новая должность – военный губернатор. О ее введении, так же как и об упразднении генерал-губернаторов, не было издано никакого специального указа, но в январе 1797 г. военные губернаторы уже были в Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Екатеринославе, Казани, Каменце-Подольском, Киеве, Оренбурге, Риге, Смоленске, а позднее также в Иркутске, Выборге, Ревеле и Вильне.

Институт военных губернаторов до сих пор по существу не был изучен. Для его освещения собраны и проанализированы публиковавшиеся в «Санкт-Петербургских ведомостях» приказы о назначениях. Установлено, что описание этой должности содержится в уставе «О полевой пехотной службе», изданном 29 ноября 1796 г., согласно которому функции военных губернаторов практически совпадали с функциями комендантов; из гражданских учреждений им были подчинены городские полиции. Нередко военными губернаторами были инспекторы дивизий или шефы гарнизонных полков.

Но Павел I возлагал на военных губернаторов и дополнительные обязанности: поручал управление губерниями (как правило, одной, редко двумя или тремя) и по гражданской части. Правда, происходило это нерегулярно, всякий раз относилось к конкретному лицу и оформлялось отдельным указом. Тем не менее, в Москве, Смоленске и Каменце-Подольском все военные губернаторы последовательно правили гражданскую часть, причем в последнем случае сразу в трех губерниях – Минской, Волынской и Подольской.

Военные губернаторы, управляющие и гражданской частью, функционально были очень близки генерал-губернаторам, хотя оставались прежде всего военными чиновниками, назначались не повсюду и не постоянно и не считались частью системы губернского управления [14, с. 170].

Александр I, вступив на престол, поручил рассмотрение вопроса о губернском устройстве Непременному совету, который предложил восстановить упраздненные Павлом I губернии и генерал-губернаторов, но в меньшем числе (19 вместо 24, за счет укрупнения округов). В Негласном комитете также не раз высказывались за их возвращение, но император был против.

В то же время насущной необходимостью было урегулирование статуса военных губернаторов, которые к началу царствования были в 15 городах; из них восемь управляли и гражданской частью: шестеро в одной, двое в трех губерниях каждый. Постепенно гражданская власть была поручена и остальным, а указ от 9 сентября 1801 г. распределил 18 «губерний пограничных и на особенных правах, состоящих» (помимо Новороссии и Сибири) под управление десяти военных губернаторов. Должность была включена в новые штаты ряда губерний. И, наконец, указ от 15 апреля 1803 г. окончательно приравнял военных губернаторов, управляющих гражданской частью, «по всем отношениям, до присутственных мест касающимся», к генерал-губернаторам. Обычные военные губернаторы стали назначаться только в военные порты.

Информация о работе История института губернаторства в России