Истоки социальных потрясений «бунташного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть сущность народного движения в середине и во второй половине XVII века. Согласно поставленной цели будут освещены следующие вопросы:
- истоки социальных потрясений «бунташного века»;
- «соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания;
- крестьянская война под предводительством С.Разина;
- движение раскольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Истоки социальных потрясений «бунташного века»……………………………5
2.«Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания……………….8
3.Крестьянская война под предводительством С.Разина………………………..12
4.Движение раскольников…………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

История 19.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Истоки социальных  потрясений «бунташного века»……………………………5

2.«Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания……………….8

3.Крестьянская война  под предводительством С.Разина………………………..12

4.Движение раскольников…………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………17

Список использованной литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гражданская война в  России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России. Логика, диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление государства - результат трудовых и ратных усилий народных низов - сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.

Всякое действие порождает  противодействие, в том числе  и в обществе, во взаимоотношениях классов и сословий. Во всяком обществе не могут не возникать социальные противоречия, которые, в свою очередь, в периоды крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они принимают разные формы - от ежедневной борьбы (невыполнения или плохого выполнения повинностей, борьбы в судах за землю) до открытых восстаний, вплоть до наивысшей их формы - гражданских войн в больших масштабах.

XVII столетие в истории России современники недаром назвали «бунташным веком». Еще одна гражданская война (Разинское восстание), сильные городские восстания, особенно в Москве - святая святых самодержавия российского, выступления раскольников, множество местных, локальных движений.

Социальные потрясения охватили страну от ее западных рубежей  до Тихого океана, от северной тайги  до южных степей. Современники-иностранцы не только с удивлением наблюдали  за разливом народных мятежей в России, соседней Украине (Б. Хмельницкий), но и сопоставляли их с аналогичными событиями в Западной Европе (народные восстания в Англии, Франции, Нидерландах, Германии XVI - XVII вв.).

В основе всего этого - «усиление социального неравенства», которое «еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы». С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой - социальная приниженность крепостных крестьян и холопов.

Эти два социальных полюса - крайние точки, между которыми лежали другие, промежуточные слои, положение которых варьировалось в зависимости от статуса в иерархической системе государства.

Цель данной работы раскрыть сущность народного движения в середине и во второй половине XVII века. Согласно поставленной цели будут освещены следующие вопросы:

- истоки социальных потрясений «бунташного века»;

- «соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания;

- крестьянская война под предводительством С.Разина;

- движение раскольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Истоки социальных  потрясений «бунташного века»

 

Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных  уездах государства и до такой  степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%.

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство  Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592–1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так, же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых1.

Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым  крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение»  предусматривало возвращение в  города беглых «тяглецов», приписку к  посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах  ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые также не платили налоги.

Таким образом, можно  утверждать, что в конце XVI века в  России фактически сложилась государственная  система крепостного права –  наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое создавало в то время  подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали  волнения. Нужен был толчок для  того, чтобы недовольства вылились в «смуту».

Оскудение и разорение  России при Иване Грозном между  тем даром не прошло. Крестьяне  массами уходили на новые земли  от крепостей и государственной  тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами  и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю.

В 1597 г. – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601–02 об ограничении  перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости  и государственных повинностей  крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601–1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли  проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг2.

Начались разбои и  волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.«Соляной»  и «медный» бунты в Москве. Городские восстания

 

Соляной бунт. 

В 1648 г. вспыхнуло движение, получившее в источниках и в дооктябрьской  историографии название «соляного  бунта». Восстание началось 1 июня, когда  Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря. В городе его встретила большая толпа москвичей и приезжих. С криками окружили карету царя и жаловались на Л.С. Плещеева, начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы. Царь поехал дальше.

Восставшие пытались подать челобитную царице. Но стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек. Это привело в ярость народ, и в царскую свиту полетели камни. На следующий день состоялось шествие в Сретенский монастырь. Повстанцы потребовали у царя освободить арестованных, дать отставку Плещееву, прекратить притеснения и взяточничество приказных людей. После молебна царь возвратился в Кремль. Вслед за ним туда вошли несколько тысяч восставших3.

К движению присоединились стрельцы и холопы. 2 июня и на следующий день восставшие перешли от требований и угроз к действиям: пострадали десятки дворов московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов. Н. Чистого, который был известен в народе как беззастенчивый взяточник, инициатор огромного налога на соль, введенного за несколько лет до восстания и отмененного за полгода до него, восставшие изрубили, бросив тело на кучу навоза.

Вынужденный под напором  стихии народного движения уступить, Алексей Михайлович приказал «всему народу выдать головою» Плещеева. Палач вывел его из Кремля, и толпа буквально растерзала «бургомистра». 4 июня продолжались погромы дворов знатных и богатых людей. Восставшие потребовали выдачи Траханиотова - начальника Пушкарского приказа, 5 июня они его казнили. Народ требовал выдачи главы правительства боярина Морозова для расправы. 12 июня отряд дворян и стрельцов выехал из Москвы, чтобы конвоировать Морозова, отправленного в ссылку.

Дворяне и верхи посада, используя  сложившуюся обстановку, растерянность  и ослабление правительства, подали Царю челобитную. В ней выдвигались требования упорядочения судопроизводства, правильного ведения всех дел в приказах, созыва Земского собора для разработки нового «Уложения».

Власти созвали Земский собор, принявший решение подготовить  новое «Уложение». Волнения в столице не прекращались до конца года. Правительству удалось к этому времени стабилизировать положение.

Под влиянием событий в Москве в  южнорусских городах наиболее сильные  движения произошли в Курске, Козлове, Ельце, Ливнах, Валуйках, Чугуеве и  других; на севере - в Сольвычегодске, Устюге Великом. В Сибири - в Томске, Енисейском остроге, Кузнецке, Верхотурье; они продолжались и во второй половине XVII в.

Два года спустя после восстаний  в Москве и других городах поднимаются  на борьбу посадские и иные люди Пскова и Великого Новгорода - против спекуляции хлебом, дороговизны, голода.

«Медный бунт»

Мощное, хотя и скоротечное восстание  вспыхнуло в Москве - «медный бунт» 25 июля 1662 г. Его участники - столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона - предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, вылущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным. К тому же, на рынке появилось много фальшивых денег. Все это привело к сильному обесцениванию медной монеты, дороговизне, голоду4.

Во всех своих невзгодах, страданиях простой люд обвинял И.Д. Милославского, царского тестя и главу правительства, других бояр, богатых купцов В.Г. Шорина и др.

Разговоры о предстоящем выступлении  против бояр-«изменников», властей  в Москве велись еще весной. А  за несколько дней до бунта на площадях и улицах появились «воровские листы» - прокламации с обвинениями по адресу тех же бояр и гостей и призывами к восстанию. Жаловались составители «листов» на медные деньги, высокие цены на соль и прочее, на насилия и взяточничество бояр-«изменников», требовали их наказания. Требования низов, отразившиеся в «листах», сводились к снижению налогов, прекращению злоупотреблений администрации, богачей, их наказанию.

Подготовленное заранее выступление  началось рано утром 25 июля. Многие тысячи москвичей слушали чтение «воровских листов» на Лубянке, Красной площади. До 4 - 5 тыс. восставших с «листами» и челобитной пошли в село Коломенское, где находился царь со двором. А в столице начались погромы дворов бояр, гостей, приказных начальников.

В Коломенском восставшие, ворвавшиеся  через ворота, сломив сопротивление  стрелецкой охраны, вручили свои требования царю Алексею. Алексей Михайлович и бояре уговаривали восставших, призывали проявить терпение, «упрекали» за «мятежное» поведение, обещали расследовать вину «изменников», уменьшить налоги.

В ходе дальнейших разговоров их сумели убедить, и один из восставших «с царем бил по рукам». Участники движения, царисты по своим убеждениям и иллюзиям, успокоились и направились в Москву. На полпути их встретила новая толпа москвичей, шедших в Коломенское. Обе партии повстанцев объединились и направились к царской резиденции. Их уже было до 9 - 10 тыс. человек. На двор к царю, они пришли опять «силно», т.е. преодолевая сопротивление охраны. Вели переговоры с боярами, «сердито и невежливо» разговаривали с царем. Снова требовали бояр «для убийства». Алексей Михайлович «отговаривался» тем, что будто бы едет в Москву для розыска. Восставшие угрожали царю: «Будет добром нам тех бояр не отдашь, и мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю!»5

К этому времени в  Коломенское по приказу царя уже  были стянуты войска (от 6 до 10 тыс. человек). Алексей Михайлович «закричал и  велел» стрельцам, придворным и холопам «побивать» восставших, «сечь и рубить без милости, имавши их, вешать... и в реках топить и в болотах». Началась кровавая и беспощадная расправа. Было убито или арестовано не менее 2,5 - 3 тыс. человек (убитых насчитывалось, по данным некоторых документов, немногим менее тысячи человек).

В начале 1663 г . отменили медные деньги, откровенно мотивируя эту меру желанием предотвратить новое «кровопролитие» - «чтоб еще чего меж людми о денгах не учинилося», царь велел их «отставить»6

Информация о работе Истоки социальных потрясений «бунташного века»