Истоки социальных потрясений «бунташного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть сущность народного движения в середине и во второй половине XVII века. Согласно поставленной цели будут освещены следующие вопросы:
- истоки социальных потрясений «бунташного века»;
- «соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания;
- крестьянская война под предводительством С.Разина;
- движение раскольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Истоки социальных потрясений «бунташного века»……………………………5
2.«Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания……………….8
3.Крестьянская война под предводительством С.Разина………………………..12
4.Движение раскольников…………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

История 19.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Итак, попытка усовершенствовать  русскую денежную систему закончилась  полным крахом и привела к расстройству денежного обращения, бунтам и всеобщему обеднению. Не удались ни введение системы крупных и мелких номиналов, ни попытка заменить дорогое сырье для чеканки денег на более дешевое.

Балашовское движение. 

Положение социальных низов  в обстановке тяжелых поборов  и повинностей послесмутной поры было очень нелегким, их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны (1632 - 1634), когда они громили дворянские имения в районе военных действий и в соседних уездах. Наиболее мощные народные движения начались в середине столетия.

Русское денежное обращение  вернулось к традиционной серебряной монете. А время Алексея Михайловича  получило у современников название «бунташного».

 

 

3.Крестьянская  война под предводительством  С.Разина

 

В 1667 г. После окончания  войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

Еще в марте 1667 г. Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине7.

Он задумал поход  для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились  через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского  похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

Избегая столкновения с  правительственны ми войсками, он в  короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем  перебрался на реку Яик и легко  овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его  южным берегам. Их суда некоторое  время спустя стали в районе персидского  города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом, они пополнились людьми.

Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского  шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

По завершению Каспийского  похода Разин отдал воеводам бунчук-знак своей власти, вернул часть оружия. Затем разинцы, получив прощение Москвы, вернулись на Дон. После Каспийского похода Разин не распустил свой отряд. 17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков8.

Сообщения воевод южных  городов о независимом поведении  Разина, о том, что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его  разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги  весной-летом 1670 года показали, что  Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы  начали осаду Симбирска. В конце  августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания  Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных  причин симбирского провала стало  отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

По ожесточенности столкновений, противостояния двух враждебных лагерей Разинское восстание стало одним из самых мощных народных движений «бунташного века». 

 

 

 

 

 

4.Движение раскольников

 

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

Наиболее существенными  из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Раскол православной церкви произошел на соборе 1666 - 1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей  в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь  отправился с большим количеством  народа на водоосвящение. В  это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов9.

В расколе соединились  самые разные социальные силы, выступавшие  за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут  были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли».

Наиболее радикальным  шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении  молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Главной идеей старообрядцев  было «отпадение» от мира зла, нежелание  жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями.

Только в 1675 - 1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

XVII столетие названо  современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных  движений: двух мощных крестьянских  восстаний, целого ряда восстаний  городских, а также церковного  выступления, переросшего в социальное  движение.

Причины выступлений  были разные. «Соляной бунт» был  вызван недовольством политикой  правительства Б.И. Морозова; городские  восстания в Пскове и Новгороде  случились вследствие резкого повышения  цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание – реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

Ни одно из выступлений  не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию  государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства – в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось. Но, несмотря на поражение, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Причинами поражения  выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в  лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

В течение века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.

 

Список использованной литературы

 

  1. Арсланов Р. А., Керров В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред. В.В. Керова. – М.: 2008.
  2. История России в вопросах и ответах. Составитель С. А. Киселёв. – М.: 1999. 
  3. Козьменко В.М. История России IX-XX вв.: Учебник для вузов.- М.: 2002.
  4. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998.
  5. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю. С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998.
  6. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова. – М.: Простор, 1994.
  7. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989.

1 Арсланов Р. А., Керров В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред. В.В. Керова. – М.: 2008. С.102.

2 Арсланов Р. А., Керров В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред. В.В. Керова. – М.: 2008. С.104.

3 Козьменко В.М. История России IX-XX вв.: Учебник для вузов.- М.: 2002. С. 56.

4 Козьменко В.М. История России IX-XX вв.: Учебник для вузов.- М.: 2002. С. 59.

5 Козьменко В.М. История России IX-XX вв.: Учебник для вузов.- М.: 2002. С. 61.

6 Там же С.62.

7 Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989. С.48.

8 Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989. С.50.

9 История России в вопросах и ответах. Составитель С. А. Киселёв. – М.: 1999. С.144.


Информация о работе Истоки социальных потрясений «бунташного века»