Исполнительная власть во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственности в эпоху первой империи во Франции.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть государственный строй во Франции;
изучить тактику правления Наполеона Бонапарта;
рассмотреть переворот генерала Бонапарта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…...3
1 Государственный строй во Франции…………………………………….......…..5
1.1 Первая империя и бюрократизация государственного аппарата…………………………………………………………………………...…5
1.2 Эпоха империи во Франции (1804-1814г.г.)……………………………...…9
2 Правление Наполеона Бонапарта……………………………………………….13
2.1 Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799г……………..……...13
2.2 Гражданский кодекс Наполеона…………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

     С другой стороны, превратив законодательную  власть в придаток авторитарной системы, Конституция 1799 г. создала для первого консула возможность активно воздействовать на процесс законотворчества. Бонапарт со свойственной ему энергией незамедлительно развернул широкие законодательные и кодификационные работы, нередко принимал в них непосредственное участие. Во многом благодаря деятельности Бонапарта, выступавшего фактически в качестве законодателя, Франция в короткий срок получила новую правовую систему, ставшую фундаментом для экономических и социальных преобразований, начало которым было положено еще революцией 1789 - 1794 гг.

     Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и коммунальной администрации. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах первый консул назначал префектов, в округах и общинах - супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муниципальные, общинные и генеральные) имели лишь совещательные функции, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.

     Похоронив, по сути дела, выборные демократические  принципы, провозглашенные в период революции, конституция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации республики и восстановления авторитарных и бюрократических методов управления, характерных еще для эпохи абсолютизма.

     Бонапарт  прозорливо увидел опасности, проистекающие от мощной бюрократической системы, тяготеющей к произволу и деспотизму. В качестве «гарантии» от злоупотреблений всесильной администрации конституция предусмотрела право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности».

Руководствуясь  принципом, что «никто не может быть судьей в своем деле», Бонапарт позднее учредил при префектах, всемогущих главах местной администрации, специальные Советы префектур, наделенные правом рассматривать административные и управленческие споры. Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному и для последующих этапов развития государственного строя Франции. 

     2.2 Гражданский кодекс  Наполеона 

     Кодекс  Наполеона был издан 21 марта 1804г. и состоял из вводной части  и трех книг. Вводная часть самая  короткая и содержит всего шесть  статей. Первая книга включает статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве (ст. 7 – 515). Вторая книга регулирует отношения собственности (ст. 516 – 710), третья – способы приобретения собственности, включая наследственное право и различные виды обязательств (ст. 711 – 2283). Таким образом, кодекс состоит из трех частей – лица, вещи, обязательства. С принятием кодекса началась кодификация основных отраслей французского права.

     Первая  книга («О лицах») переводила такие общие идеи эпохи французский революции, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно одной из статей кодекса Наполеона «всякий француз пользуется гражданским правом». Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. Специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

     Характерной чертой кодекса было то, что в  нем отсутствовало понятие «юридическое лицо». Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно в качестве физического лица. Кодекс Наполеона вводил «гражданскую смерть» как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказанием осужденный терял собственность на все имущество, «как если бы он умер естественным образом»), установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин. Так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния.

     В первой книге закреплялись также  основные принципы семейного права. В этой сфере кодекс Наполеона  заметно отличался от ряда положений  революционного периода, когда декларировалось  равенство личных и имущественных  прав женщин и мужчин, была ослаблена  отцовская власть над детьми и  т.д.

     Хотя  отдельные статьи гражданского кодекса  подчеркивали равенство мужа и жены, например: «Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке», в целом мужчина занимал в семье господствующее положение. Согласно другой статье «муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена – послушание мужу». Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем.

     Весьма  характерны статьи кодекса Наполеона, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По статье 229 прелюбодеяния  жены было достаточно, чтобы муж  мог требовать развода. Другая же статья иначе определяла право жены на развод в случае неверности мужа: «Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме». Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884г.

     Неравноправие женщины проявилось также в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности для имущества  мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью  предоставлялось мужу, который мог  действовать без участия и  согласия жены. Кодекс Наполеона предусмотрел возможность и иных имущественных  отношений супругов, в частности, режим раздельного владения. Но даже в этом случае жена, пользуясь своим  имуществом и доходами от него, не могла  отчуждать без согласия мужа свою недвижимость.

     Гражданский кодек устанавливал неравные права  мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу, была сведена  к отцовской власти. Отец, имевший  «серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет», мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.

     Кодекс  Наполеона в принципе допускал возможность  признания отцом своих внебрачных детей, но статья 340 запретила отыскание  отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне  брака, даже по сравнению с дореволюционным  законодательством.

     Но  в целом нормы семейного права  в гражданском кодексе Наполеона  имели для своего времени прогрессивное  значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения  конституции 1791г. о том, что брак – гражданский договор; подтвердил введенный в период революции  развод, что означало разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816г., после реставрации Бурбонов, в  условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен  и восстановлен лишь в 1884г.

     Вторая  книга («Об имуществах и различных видоизменениях собственности») посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др.

     В кодексе Наполеона ликвидировалось  дореволюционное деление имущества  на родовое и благоприобретенное, и на первый план было выдвинуто  деление вещей на движимые и недвижимые.

     Центральное место во второй книге гражданского кодекса занял институт собственности. В трактовке права собственности, воспринятой кодексом, виден отказ  от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере  вещных прав. Кодекс Наполеона использовал  римскую трактовку понятия собственности  как абстрактного и абсолютного  права. Одна из статей гласила: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». В этом определении законодатель подчеркивает универсальный индивидуалистический характер права собственности. Развивая революционные представления о незыблемости и «неприкосновенности» права частной собственности, кодекс Наполеона предусматривал, что собственник не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение.

     Индивидуалистический  подход к праву собственности  в гражданском кодексе проявился  также в широкой трактовке  правомочий земельного собственника. Одна из статей кодекса предусматривала: «Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу». Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Такая редакция статьи оказалась нереальной и весьма невыгодной для промышленников. Она не учитывала и интересы государства в целом. Уже в 1810г. она была пересмотрена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.

     В третьей книге кодекса, наиболее значительной по объему («О различных способах, которыми приобретается собственность»), указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств.

     Гражданский кодекс Наполеона подтвердил произведенную  еще в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились  в определенной, указанной в законе, последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые  родственники до 12-й степени родства.

     Наследственные  права внебрачных детей по кодексу  были значительно сужены по сравнению  с правом эпохи революции. Такие  дети могли наследовать лишь в  том случае, если были признаны в  законном порядке, причем только имущество  отца и матери, но не иных родственников.

     Кодекс  Наполеона расширил свободу завещаний  и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка  наследования. Однако кодекс Наполеона  занял в этом вопросе компромиссную  позицию, не последовав примеру английского  права, признавшего полную свободу  завещания.

     Дарение или завещание не могло превышать  половины имущества, если после смерти лица, совершавшего завещательное распоряжение, оставался один законный ребенок, 1/3 имущества – если оставалось двое-трое и более детей. При таком порядке  наследования за законными детьми резервировалась  большая часть имущества, которое  делилось между ними поровну вне  зависимости от возраста и пола. Таким образом, статьи кодекса Наполеона  о наследовании способствовали дроблению  семейных имуществ.

     Основное  место в третьей книге кодекса  отводится обязательственным, прежде всего договорным отношениям. В точных и ясных положениях договорного  права гражданского кодекса можно  видеть много определений, восходящих к известным суждениям римских  юристов. Так, договор рассматривался как соглашение, посредством которого одно из нескольких лиц обязывается  «дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо».

     Кодекс  Наполеона позаимствовал из римского права и развил идею о равенстве  сторон в договоре, о его добровольности и непреложности. Согласие сторон являлось необходимым условием действительности договора. По одной из статей кодекса  «нет действительного согласия, если согласие было дано лишь вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием или достигнуто обманом». Законодатель не устанавливал каких-либо условий, относящихся к содержанию договоров, их выгоде или невыгоде. Характерна в этом отношении статья 118, согласно которой по общему правилу убыточность соглашения не может опорочить договор. «Соглашения, законно заключенные, – гласила другая статья, занимают место закона для тех, кто их заключил».

     В случае неисполнения договора, в котором  предусматривается обязательство  должника предоставить вещь кредитору, последний мог требовать через  суд передачи ему этой вещи. По другой статье кодекса «всякое обязательство сделать или не делать приводит к возмещению убытков в случае неисполнения со стороны должника».

     В кодексе Наполеона содержались  общие указания, относящиеся к  условиям заключения и содержания отдельных  договоров: купли-продажи, мены, хранения, найма, товарищества и т.д. Но примечательно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между  хозяевами и рабочими, хотя для  капиталистического общества Франции  трудовой договор имел огромное значение.

     Сами  предприниматели, считавшие в то время за норму интенсивную эксплуатацию наемного труда, рассматривали государственное  вмешательство в трудовой договор  как явно нежелательное явление. Те отдельные положения, которые  имелись в кодексе Наполеона  по трудовым отношениям, свидетельствовали  об открытой поддержке интересов  хозяев. Так, в одной из статей (она  была отменена при Наполеоне III в 1868г.) говорилось: «Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год».

Информация о работе Исполнительная власть во Франции