Институт брака в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

рассмотрены традиции брака в различных странах древнего мира

Оглавление

1) Введение ….2
2) Институт брака в странах Древнего Востока….2-9
3) Брак и семья в странах Античного мира….10-20
4) Брак в новейшее время…..20-27
5) Заключение…..27-28
6) Список литературы…..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

Первые несколько встреч могут происходить в доме родителей, это обусловлено тем, что именно родители способствовали встрече и  знакомству молодых. Однако родители в  Греции абсолютно спокойно относятся  к тому, что молодые люди будут  встречаться и даже не будут против того, если они захотят попробовать  пожить вместе, не заключая официальный  брак.

Конечно, девушку не будут  заставлять выходить замуж за человека, которого ей нашли и после первых двух неудачных знакомств, дадут  девушке полную свободу выбора. Однако иногда попытки родителей бывают успешными, и молодые люди вступают в брак.

   

 

Рим.

В конце ХIХ - начале XX века в Италии была распространена сложная семья, состоявшая из трех поколений. Серьезный удар по католицизму был нанесен французским завоеванием. Кодекс Наполеона признавал законным лишь гражданский брак, противопоставив его церковному. Итальянские власти во многих областях ввели торжественный ритуал оформления брака, для чего был введен в обиход такой свадебный атрибут, как дерево свободы. Согласно новой церемонии вступающие в брак молодые должны были при свидетелях, пританцовывая и распевая ритуальные куплеты, трижды обойти вокруг самого большого дерева своей местности. Затем в муниципалитете оформлялся их брак. С уходом Наполеона в Италии вновь был восстановлен церковный брак, потом снова законным стал считаться только гражданский брак.

В ХIХ - ХХ веках, вплоть до 1970-х годов, итальянское законодательство запрещало развод. В случае неудачи в браке можно было добиться всего лишь так называемого "раздельного жительства".

В 1866 году вступил в действие итальянский  Гражданский кодекс законов. Он отражал  многие стороны правовых и имущественных  отношений супругов. Так, например, Гражданский кодекс говорил о  том, что женщина, вступая в брак, должна принести мужу приданое - доте, включавшее наличный капитал и недвижимость. Приданое своими корнями уходит в  глубину веков. В Древнем Риме приданое вручал отец мужу своей дочери. Сначала о размерах приданого договаривались в устной форме, позднее передача приданого стала оформляться как юридический акт.

Итальянское общество очень критично относилось к незамужним женщинам. Причем вся семья такой женщины  порой подвергалась публичному осмеянию. О невышедших замуж девицах итальянская пословица говорит очень категорично: "Женщина без мужа - муха без головы". Не случайно первейшей обязанностью отца и его сыновей было выдать замуж дочь и сестру.

Важнейшим этапом свадебного обряда было сватовство. Иногда парень сам  просил руки у матери девушки, однако в основном предложение делалось при посредничестве свата или  свахи. После предварительных переговоров  между сватом и родителями девушки  назначался день официального сватовства. Семья жениха направляла в дом  невесты посольство, в которое  входили родители и сват. Парень и девушка при встрече двух семей не присутствовали. Договорившись  о браке, семьи назначали дату, когда жениха представят невесте. Обычно это происходило в ближайший  праздничный день. В доме невесты  выстраивались в линию друг против друга семьи жениха и невесты. Каждый член семьи жениха по очереди  представлялся семье невесты. Затем  жених пожимал руку невесте (В  Древнем Риме этот обычай назывался "соединением рук"). Современное  его значение акт заключения брака.

Очередной традицией, сохранившейся  ещё с Древнего Рима, являлось то, что они стараются не сочетаться узами брака в мае и августе, и, разумеется, им категорически запрещается жениться во время Великого Поста. Самым счастливым месяцем для свадьбы считается июнь, а наиболее благоприятным днем - воскресенье: итальянцы верят, что в этот день все святые благословляют молодых на долгий и счастливый брак. Плохой знак для невесты - накануне события любоваться на себя в зеркало, полностью облачившись в свадебный наряд. 

   Итальянские невесты предпочитают  классические белые платья другим  модным в наши дни оттенкам - белый цвет символизирует совершенство, чистоту отношений, а также  придает облику новобрачной изысканность. В свадебном наряде невесты  присутствовали предметы туалета  чаще всего красного и зеленого  цветов. По всей видимости, красный  цвет являлся отголоском древнеримской  традиции накрывать головы вступавшей  в брак пары молодоженов красным покрывалом, носившим название фламмеум. Позже, уже в начале XX века, оно превратилось в фату невесты апельсинового цвета. В XIX веке свадебный наряд обоих молодоженов дополнялся венцом.

У дома жениха невестку встречала  свекровь и осыпала невестку зерном. Особое значение при вхождении молодой в новую семью имели обряды, связанные с Порогом. Невесте надо было перепрыгнуть порог, стараясь ни в коем случае не задеть его. Зачастую жених сам переносил невесту через порог дома. Этот обряд существовал уже в Древнем Риме, и многие античные авторы искали ему объяснение. Считалось, что пороги посвящены Весте, богине девственности, и ее не следовало беспокоить.

В XIX веке в Италии, как правило, устраивались два свадебных застолья в доме невесты и в доме жениха. Но к началу XX века стали, исходя из практических соображений, организовывать лишь один свадебный обед в любом  из домов. Расходы делятся пополам  между двумя семьям.

 

Заключение.

В традиционном обществе, как  правило, можно видеть патриархальный тип

семьи. Кроме того, основными  функциями семьи, помимо воспроизводства  населения являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Обнищавший аристократ мог жениться на богатой мещанке, тем самым поправив свое финансовое положение, а семья невесты получала вход в высшие слои общества. Правители стран решали свои политические проблемы, прибегая к выгодному браку. В зависимости от экономической ситуации в регионе,

преобладает тот или тип  брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки

старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно

часто, и отношение к  этому вполне нормальное, то  следы  полиандрии можно

найти только в Тибете и  в некоторых районах Индии, где  одна женщина вступает

в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия

развилась под влиянием общественно-экономических  изменений, но это лишь

взгляд из настоящего в  прошлое. Мы тогда не жили и точно  знать ничего не

можем, но ясно одно –  люди пришли к моногамии  по ряду разных причин, в

числе которых и одна из основных – развитие частной собственности.

Институт семьи, как можно  видеть выполняет весьма значительные функции в

жизни общества. Различия форм брака в разных странах, обусловлены  прежде

всего социально-экономическим  положением в этих регионах, а также

особенностями вероисповедания  и культурно-историческими традициями.

Вступление в брак, в  основном рассматривалось как некая  форма экономической

сделки или политического  соглашения, в которой все заранее продумано и

определено, и уклониться от существующих обычаев не могли  себе позволить даже

представители высших слоев  общества.

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла

важнейшие экономические  функции, была  добытчицей в обществе. Позднее, с

переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало

являться главным источником существования, лидирующие позиции  в обществе

заняли мужчины. Женщины  стали бесправными и превратились объект купли-

продажи. В период средневековья  брак уже становится важнейшим каналом

социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также

отметить, что в языческое  время женщина обладала большей  свободой в браке, с

переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится

покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления

в брак, предоставляя родителям  право распоряжаться судьбой  своих детей. Кроме

того “священные браки” приобретают массовое явление, и  многие мужчины и

женщины уходят в монастыри. Позднее, семейно-брачные отношения  приобретают

несколько другой оттенок  и регулируются церковными предписаниями.

Во все времена к  замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее

почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было

предосудительным, порой  они были практически невозможными. Практически во

всех традиционных обществах, существовала традиция поддерживать вдов, брат

умершего мужа должен был  жениться на вдове. Однако если вдовы  оставались без

поддержки, то были еще более  бесправными, чем до замужества.

Человечество стремится  упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать

межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать

стабильность. Так и семейно-брачные  отношения определяются и нормируются, при

помощи религии, морали, общественного  мнения. Эпоха сменяла эпоху, менялась

культура,  менялось мировоззрение  и ценностные ориентиры. Вместе с  ними

изменялись и отношения  между мужем и женой, положение  женщины, отношение

родителей к детям (что  в большей степени относится  к отцам, ведь мать всегда

любит свое дитя), а детей  к родителям. Семейная иерархия из строго

вертикального постепенно приняла горизонтальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Алексеев Р.А. История государства  и права зарубежных стран. Москва. 2004г. 

2. Голубович Н.П. История зарубежных  стран Москва, 1999г. 

3. Григорьев С.В. Всеобщая история  зарубежных стран. Москва. 2001г. 

4. История государства и права  зарубежных стран. Под ред.  О.А. Жидкова. Москва. 2004г. 

5. Маркова А.Н., Г.А. Поляков. Всемирная  история, Москва, 2003 г. 

6. Пастухов С.В. История государства  и права зарубежных стран. Москва, 1996г. 

7. Федоров К.Г. История государства  и права зарубежных стран. Санкт-Петербург. 1997г. 

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.- Москва, 2002 г.

9. Черниловский З.М. История государства и права.- Москва, 2004г.

10. История государства и права зарубежных стран,  Н.А.Крашенинникова, О.А.Жидков, М., 2005 (том1- 2)

11. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов-на-Дону, Изд-во "Феникс", 1997

12. «Ши цзин», пер. с кит., Москва, 1957

13. Законодательные акты Китайской Народной Республики. Москва, 1952

14. «Законы Ману», пер. С.Д. Эльмановича, изд. «Ладомир», Москва 1992

15. Голубцова Е.С., Илюшечкин В.Н. Культура древнего Рима, том 2, идз. «Наука», Москва 1985

16. Тит Макций Плавт, Собрание сочинений, том 2, изд. «Терра» 1997

17. Нейхардт А.А. Легенды и сказания др. Рима, изд. «Правда», Москва 1

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 


Информация о работе Институт брака в древности