Институт брака в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

рассмотрены традиции брака в различных странах древнего мира

Оглавление

1) Введение ….2
2) Институт брака в странах Древнего Востока….2-9
3) Брак и семья в странах Античного мира….10-20
4) Брак в новейшее время…..20-27
5) Заключение…..27-28
6) Список литературы…..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

_______________________________________________________________________

 

[1] – Законы Ману (IX, 104) - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга

    Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу. С наступлением вечера они должны были поглядеть вместе на Полярную звезду — символ верности.

В течение первых трех или  даже десяти ночей идеальная супружеская  пара обязана была хранить целомудрие. Согласно некоторым источникам, молодым  дозволялось спать на одном ложе, однако положив между собой палку. Другие же сочинения предлагали им спать врозь, на земле. На четвертую ночь муж совершал обряд, благоприятствующий зачатию, и брак считался вступившим в силу.

    Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям. Этот дикий обычай древности, т. н. “даури”, сохранялся долгое время. Ныне он запрещен правительством Индийской Республики, но, тем не менее, есть случаи самоубийства девушек, не имеющих приданого. Случается, что вслед за свадьбой для молодой женщины начинается поистине ад. Недовольная приданым родня мужа буквально терроризирует невестку, требуя новых и новых подношений. Не каждому по карману такие послесвадебные поборы, поэтому некоторые находят избавление от побоев и издевательств в самоубийствах. Но чаще по закону “даури” жертву обливают керосином и поджигают ближайшие родственники мужа. 837 женщин стали жертвами “даури” в Индии в 1985 г., 829— за первые восемь месяцев 1986 г. Вся страна оплакивала добровольный уход из жизни трех сестер на выданье. Девушки решили, что родители никогда не смогут оплатить за них “даури”, и покончили с собой.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось  покидать своего мужа и детей. Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти. Здесь имеется в виду акт самосожжения вдовы. Жене надлежит быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо начищенную утварь и экономной в расходах. Даже злой, распутный муж, лишенный добродетелей, должен почитаться женой, как бог.

Добропорядочный муж должен ценить жену, своего наилучшего друга, доставлять ей радость, удовольствие. Ее нельзя бить. “Боги не любят тех, кто бьет жену”. Во многих источниках мужу рекомендовано обращаться с  женщиной нежно, хорошо содержать ее, заботиться о ней, окружать ее роскошью, дарить драгоценности.

    Отношение к  женщине в этических нормах  и законах двойственное. Она была  одновременно богиней и рабой,  святой и блудницей. В сочинениях древних авторов последний момент излагается в оскорбительных для женщины формах. Махабхарата содержит такую фразу: “Огню все мало поленьев, мало рек океану, смерть своей не пресытится жертвой, всегда мало мужчин для прекрасноокой”.

 

   Законы Древней  Индии в своем большинстве  фиксируют статус женщины, даже  замужней, как неполноправного субъекта  прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена — безропотная служанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.

 Закон подразделял  собственность женщины на шесть  разрядов: имущество, данное при  помолвке, сговоре, при свадебном  шествии, данное в знак любви,  а также полученное от брата  матери и отца. Женщина могла распоряжаться только отдельными видами своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству. Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию. “Ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить”[1]. Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам .

Горькая судьба ожидала вдову. В лучшем случае она могла по левирату стать женой деверя, брата мужа. Ей предписана аскетическая жизнь: питаться раз в день кореньями, плодами, цветами. Она до смерти должна быть терпеливой, чистой, целомудренной, ей нельзя произносить имя мужчины (кроме мужа). Вдове не разрешалось есть соль, мясо, носить украшения, яркую одежду, пользоваться косметикой. В средние века ей брили голову. Удел вдовы — поминальные обряды, молитвы. Родные и близкие тяготились ее присутствием, она могла навлечь несчастье на родственников (кроме детей), вдове не разрешалось посещать семейные праздники. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вдовы часто всходили на погребальный костер своего мужа, совершали обряд “сати”— страшный акт самосожжения.

 

_______________________________________________________________________

[1] – Законы Ману (IX, 74)

 

 

 

 

Часть II. Институт брака в странах античного мира.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.  Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

На примере Древнего Рима и Древней Греции, мы рассмотрим общие и различные черты во взглядах стран античного мира на брачное право.

       Древняя Греция.

Все греки, в каких бы полисах  они ни жили, имели общие взгляды  на институт брака. Считалось, что супружество  преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли прежде всего охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин  выполнял и свой долг перед родом  и семьей, ибо дети продолжали род  и принимали на себя также культовые  обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы, отдавая подобающие почести умершим и поддерживая  и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал  и сугубо личные цели – в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось все же исполнение своего долга перед государством, и это объясняет, почему в Афинах, хотя и не было формального правового  принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Одинокие люди, холостяки не пользовались тем уважением, каким  окружали людей женатых и имеющих  детей. В Спарте дело обстояло еще  однозначнее и определеннее: агамия, безбрачие, холостая жизнь влекли за собой утрату личной и гражданской чести – атимию. Против них могли быть применены и судебные санкции: за уклонение от своих обязанностей перед государством полагалась особая кара – крупный штраф за безбрачие. Влияние спартанских традиций можно обнаружить и в суждениях Платона о выборе жены. По закону, приписываемому спартанскому реформатору Ликургу, молодые люди в Спарте обязаны были выбирать себе жен из бедных семей. Это требование имело несомненно глубокое экономическое значение, препятствуя тем самым концентрации богатства в одной семье. Платон осуждает также браки по корыстному расчёту, погоню за богатством и родственными связями с влиятельным лицом. Отсюда логически вытекает и отрицание приданого: давать и брать за невестой приданое значило бы подрывать взаимное равенство граждан.

   В эпоху более раннюю, в VIII-VI вв. до н. э., отец девушки сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Он приглашал всех их в одно и то же время к себе, оказывал им гостеприимство в течение длительного срока, наблюдая при этом их манеру вести себя, их характер, физическую закалку, выносливость. С этой целью устраивались различные спортивные игры и состязания. Женихи приезжали с богатыми дарами хозяину дом и не менее дорогими подарками – нарядами и украшениями – той, кому предстояло стать нареченной невестой одного из них. Они также везли с собой обильные запасы продовольствия и вино.

После того, как обоюдное решение  о женитьбе бывало принято, избранный  претендент подносил будущему тестю  богатые подарки, а тот, в свою очередь, назначал молодой паре приданое, чему греки придавали очень большое  значение

В классическую эпоху истории Греции сохранялись те же формы выбора отцом  мужа для своей дочери, только теперь претендентами считались молодые  люди, уже знакомые будущему тестю. Отец по-прежнему обладал полной властью  над судьбой своей дочери, тем  более что в тот период роль женщины в семье, ее свобода были существенно ограничены, особенно в  Афинах.

В отличие от Спарты в главном  городе Аттики законным считался лишь брак между свободным гражданином  и дочерью другого свободнорожденного. Если одна из сторон не имела гражданских прав в данном полисе, то дети от такого брака рассматривались как незаконнорожденные и потому лишались гражданских прав и права наследования.

Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Браки заключались  иногда даже между детьми одного отца. Закон запрещал вступать в барк только тем, у кого была общая мать. Девушек  в Афинах выдавали замуж рано, в  пятнадцать или даже в двенадцать лет.

Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а ее отец от ее имени; если же у нее не было никого из близких, то все ее дела вел назначенный по закону опекун. Обручение было важным юридическим актом, ибо при этом обсуждали имущественные отношения будущих родственников, размеры приданного, часть которого оставалась личной собственностью молодой жены и в случае развода возвращалась ее семье. Давать за невестой приданое требовал не закон, а обычай, часто более могущественный, чем любое писаное право. Поэтому даже сироты и девушки из малоимущих семей не оставались без приданого: его собирали для них в складчину их сограждане или даже само государство.

Формальный акт заключения брака  имел первоначально частный характер семейного торжества и лишь со временем превратился в акт религиозный  и публично-правовой. Уже древние  обычаи предусматривали свадебное  пиршество в доме отца новобрачной  и ее тожественные проводы из родительского  дома в дом ее мужа. В день свадьбы  дом невесты убирали цветам. Рано утром она совершала тожественное омовение в воде из местного священного источника. Воду черпали и несли  молодые девушки – лутрофоры. После купания невесту одевали и украшали, и уже в свадебном уборе она ждала начала празднества. Собирались приглашенные, приносили жертвы богам – покровителям семьи и брака: Зевсу, Гере, Гестии, Артемиде и Мойрам, причем сама новобрачная приносила им в жертву свои детские игрушки и прядь волос. После совершения религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила.

После сакрального ритуала гостей приглашали на свадебный пир. Приглашения  рассылались официально и составлялись по определенному образцу. На самой  свадьбе новобрачная, лицо которой  было скрыто под фатой, сидела отдельно от гостей, в кругу своих сверстниц.

Торжественно провожаемая в  дом мужа, новобрачная чаще всего  ехала в украшенной цветами повозке, в сопровождении своего молодого супруга и одного из близких родственников  – шафера. За их повозкой тянулся  весь свадебный кортеж. Мать невесты  держала в руках горящий факел, зажженный от домашнего очага. Этим факелом разжигали потом очаг в доме молодоженов, перенося тем  самым огонь из одной семьи  в другую. Еще большую торжественность  этой процессии придавали гименеи – свадебные песни в честь бога брачных уз, исполняемые группами молодежи. Кортеж останавливался перед домом новобрачных. И молодой муж вводил жену в дом, перенося ее через порог на руках. При входе новобрачных осыпали финиками, орехами, фигами, мелкими монетами. Затем факелом разжигали очаг, приносили жертвы предкам и совершали совместную трапезу хлебом и фруктами. Молодые люди начинали семейную жизнь.

Во время застолья гости подносили  новобрачным ценные подарки. После  пира молодую пару провожали в  брачный покой – талам, а знакомая молодежь, стоя под дверью, громко распевала свадебные гимны, не лишенные шутливых и подчас нескромных намеков. На следующий день пиршество возобновлялось, и вновь наступал черед подарков.

Даже свободнорожденная женщина  не имела гражданских прав, это  было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако и в частной жизни  женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась  его власти и опеке. Девушкой, в  доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти – воле брата или  опекуна, назначенного ей по завещанию  отца или по решению должностных  лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла  сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она  и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более  ранней эпохи. Почти все дни афинянки поводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, ткачеством и шитьем, а  также воспитанием детей, пока те были совсем маленькие. На улицу афинская женщина выходила всегда в сопровождении  рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-либо внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена. Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гинекей и присоединяться к ликующей толпе.

Информация о работе Институт брака в древности