Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа
рассмотрены традиции брака в различных странах древнего мира
1) Введение ….2
2) Институт брака в странах Древнего Востока….2-9
3) Брак и семья в странах Античного мира….10-20
4) Брак в новейшее время…..20-27
5) Заключение…..27-28
6) Список литературы…..29
Свадебный наряд невесты
представлял собой длинное
Утром в день свадьбы процессия,
которую возглавляла
Затем подписывался брачный договор, пара произносила «да» и обменивалась кольцами. В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление договора) жених и невеста подавали друг другу правую руку. Затем просили благословения у пяти богов: у Юпитера как гаранта союза, у Юноны как богини брака, Венеры как богини любви, Фидес как олицетворения верности и Дианы как богини-матери.
После брачной церемонии начиналось обильное застолье. Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония «отведения» — проводы невесты в дом жениха. Невесту «похищали» в память о древних традициях: «делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы».
Затем пару отводили в дом мужа в сопровождении насмешливых, а также непристойных песен, песен, гимнов, шуток.
Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась о него, что считалось плохим знаком. После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема[1]) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте.
Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: Ubi tu Gaius, ego Gaia — «Где ты Гай, буду я, Гайя».
Жену усаживали на стул напротив двери, затем ещё раз произносились молитвы, на этот раз божествам дома. Затем жена перенимала огонь и воду как два основных элемента домашнего хозяйства и давала за это три монеты. Одну из них получал муж, другую оставляли для домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для на перекрёстке. В постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанный геркулесовым узлом, чтобы у него было также много детей как у Геркулеса.
На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны и ещё раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа. В этот день молодая семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких родственников и друзей.
Важно заметить, что понятие «медовый месяц» уходит корнями к Древнему Риму, так как здесь после свадьбы молодоженам следовало в течение месяца кушать мёд.
______________________________
[1] - Ромул и Рем – легендарные братья – основатели Рима. По преданию, волчица нашла брошенных младенцев на берегу реки, она согрела их и вскормила своим молоком. Это молоко сделало юных Ромула и Рема смелыми перед лицом опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты.
Часть III. Институт брака в новейшее время.
Критерием определения «новейшеого времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Новейшим временем признано считать начало ХХ века, вплоть до наших дней.
Пройдя путь с древних времён до нашего времени институт брачного права всех без исключения стран потерпел существенные изменения. Моя задача – выяснить что именно изменилось и почему.
Китай.
Большие перемены произошли и в структуре семьи и в принципах ее формирования: поменялись критерии подбора спутника жизни, супружеские отношения теперь мыслятся как равноправные, а размер семьи становится все меньше и меньше.
После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики одним из первых был принят закон о браке 1950 года[1], который заложил демократические (но в принципе абсолютно чуждые китайскому менталитету) основы института брака и семьи в КНР — свободное вступление в брак и его расторжение, равенство мужчины и женщины в браке, единобрачие. Были запрещены насильственное заключение браков, браки между малолетними и практика платы за невесту (до образования КНР 95% браков заключались без учета волеизъявления жениха и невесты и сопровождались обязательным выкупом невесты). Во второй половине ХХ века ситуация кардинальным образом изменилась: доминирующим стал свободный брак, большинство браков заключаются по обоюдному желанию мужчины и женщины или с учетом мнения их родителей. Утверждается равноправие между мужем и женой на владение семейным имуществом.
Так, например, изменились мотивации к созданию семьи. В традиционном обществе принадлежность к определенной семейно-родственной группе являлась необходимым условием для поддержания материальных условий жизнедеятельности индивида — без семьи и родственной группы ему было просто не выжить в социуме. В современном обществе собственную семью индивид может и не иметь, поскольку семьи теперь создаются в силу совершенно иных мотиваций: осознанной потребности в любви и опеки, связанной с отцовством и материнством, потребности в психологической и физической близости и семейном общении. Подчеркнем, что перечисленные потребности в посттрадиционном обществе индивид может удовлетворять и за счет других малых групп. Родственные связи поддерживаются им избирательно и в гораздо меньшем объеме.
В традиционном
обществе семья создавалась для
продолжения рода (массовое сознание
не связывало такие понятия, как
«брак» и «любовь»). Холостяки в
традиционном Китае подвергались жесткому
моральному осуждению, экономической
и даже правовой дискриминации. Нежелание
создавать семью
[1] – Зак. акты КНР, стр 261-267
В современном
обществе представления о том, что
каждый обязательно должен создать
семью, постепенно ослабевают вместе со
снижением уровня давления на индивида,
которое в традиционном обществе
было чрезвычайно сильным. Молодые
люди, вступающие в брак, стремятся
обрести счастье, под которым
они понимают гармоничные семейные
отношения, предоставляющие возможности
для индивидуального развития и
позволяющие удовлетворить
Одновременно с этим в современном Китае меняется отношение к внебрачным сексуальным связям.
Согласно традиционным
представлениям, между будущими супругами
не должно быть полового общения вплоть
до заключения брака. Впрочем, отрицалась
возможность всяких половых отношений
и вне семьи (за исключением возможности
посещения публичных домов
С распространением компьютеров и Интернета все больше молодежи завязывает романтические отношения и даже вступает в браки онлайн. Согласно материалам опросов состоящих в браке молодых людей, проведенных в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, около 10% опрошенных познакомились в Сети. Китайские специалисты полагают, что Интернет играет важную роль в распространении свободных взглядов на сексуальные отношения.
В настоящее время немалая часть городской молодежи предпочитает не связывать себя узами брака. В традиционном обществе для женщин брак был практически единственным способом обеспечения средств к существованию, а дети — единственным смыслом жизни; до замужества они были зависимы от отца, потом от мужа, после смерти мужа — от старшего сына. В современном обществе девушки стали стремиться к тому, чтобы получить образование, приобрести профессию, построить карьеру, тем самым обрести финансовую независимость как от родителей, так и от мужа.
Индия.
Основным изменением в сфере брачно-семейных отношений Индии является пересмотр бесправного положения женщин в традиционной индийской семье.
Принятые в Индии во
второй половине XIX в. Уголовный кодекс
и ряд других законов привели
к закреплению прогрессивных
норм, направленных на позитивные изменения
в социально-правовом положении
индийских женщин: запретивших, в
частности, традиционно-распространенные
детские браки закреплением так
называемого «возраста
Впервые было закреплено фиксированное
определение брака, перечень оснований,
препятствующих вступлению в брак и
расторжению брака, что непосредственно
вторгалось в ортодоксальные установки
индуизма о нерасторжимости священного
брака, скрепляемого совершением религиозного
ритуала. Вместе с тем, закон оставил
без изменений ряд
К этому этапу относится и принятие важнейших общеиндийских законов, непосредственно касавшихся повышения правового положения женщин. Так, законом о специальном браке 1954 г., был введен альтернативный религиозному «светский» брак, заключаемый на основе свободного волеизъявления сторон, закреплялся более высокий возраст брачного совершеннолетия (21 год для мужчин и 18 лет для женщин). Запрету приданого (особенно за религиозно-престижного жениха), практика требования которого угрожала праву многих индийских женщин на жизнь, здоровье и человеческое достоинство, был посвящен специальный Закон о запрещении приданого 1961 г. Этот закон послужил основой всех последующих законов о пресечении безнаказанности жестокого обращения с женщинами в индийской семье. Нормы и принципы Закона 1961 г. послужили основой и при введении в Уголовный кодекс специального состава преступления, называемого «смертью из-за приданого» (dowry death).
Поправки к Закону о запрещении приданого 1984 и 1986 гг., еще более ужесточали ответственность виновных в этом преступлении лиц. Закон о запрещении обряда «сати» 1987 г. провозглашал своей целью «покончить с этой варварской практикой» путем введения ответственности не только непосредственных исполнителей обряда, но также подстрекателей и пособников, а также лиц, способствовавших последующему прославлению женщины, совершившей данный обряд.
Этап радикального правотворчества
нашел свое логическое продолжение
в новом витке социального
законодательства на рубеже XX - XXI вв., которым
были внесены поправки в Закон
о наследовании индусов 2005 г., фактически
уравнивающие наследственные права
женщины в индусской
Греция.
Брак в современной Греции мало чем отличается от брака в древности. Греки по-прежнему придерживаются национальных традиций, обычаев. Большое значение придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет.
Неизменной традицией для каждой греческой семьи остается самая прекрасная из всех традиций: на крещение ребенка крестные должны обязательно подарить малышу золотой крестик на золотой цепочке и полный комплект одежды, иначе ребенку всегда будет не хватать одежды, и по жизни он будет идти неровно. Крестины вообще считаются главным событием в жизни каждого грека.
Само собой разумеется, что полностью искоренили жестокий варварский обычай выбрасывать или умертвлять неугодных или слабых младенцев.
Свадьбе обязательно должно предшествовать обручение. Молодой человек приходит в дом родителей девушки и просит ее руки у отца. Если отец дает свое согласие, тогда собираются родители обоих молодых людей и договариваются о времени обручения детей.
В назначенный день приглашается священник, который освящает обряд обручения, и молодые обмениваются кольцами, которые им на руки одевает сам священник.
В Греции все еще сохранилась традиция, когда родители подыскивают сами мужа для своей дочери, считая, что только они могут найти самую достойную пару, с которой дочь будет счастлива. Найдя подходящего молодого человека, родители девушки приглашают молодого человека в свой дом, где и происходит знакомство молодых людей.