Институт брака в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

рассмотрены традиции брака в различных странах древнего мира

Оглавление

1) Введение ….2
2) Институт брака в странах Древнего Востока….2-9
3) Брак и семья в странах Античного мира….10-20
4) Брак в новейшее время…..20-27
5) Заключение…..27-28
6) Список литературы…..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

Свадебный наряд невесты  представлял собой длинное платье — паллу, ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и палла. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветными коврами.

Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница, женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму. Затем пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья, чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то проводивший ауспиции давал своё согласие на брак.

Затем подписывался брачный договор, пара произносила «да» и обменивалась кольцами. В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление договора) жених и невеста подавали друг другу правую руку. Затем просили благословения у пяти богов: у Юпитера как гаранта союза, у Юноны как богини брака, Венеры как богини любви, Фидес как олицетворения верности и Дианы как богини-матери.

После брачной церемонии  начиналось обильное застолье. Вечером  после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония «отведения» — проводы невесты в дом жениха. Невесту «похищали» в память о древних традициях: «делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы».

Затем пару отводили в дом  мужа в сопровождении насмешливых, а также непристойных песен, песен, гимнов, шуток.

Муж переносил жену через  порог нового дома, чтобы жена не споткнулась о него, что считалось плохим знаком. После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема[1]) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте.

Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в  браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и  водой (в основном, с факелом и  кубком с водой), жена произносила  слова:  Ubi tu Gaius, ego Gaia — «Где ты Гай, буду я, Гайя».

Жену усаживали на стул напротив двери, затем ещё раз  произносились молитвы, на этот раз  божествам дома. Затем жена перенимала огонь и воду как два основных элемента домашнего хозяйства и  давала за это три монеты. Одну из них получал муж, другую оставляли  для домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для на перекрёстке. В постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанный геркулесовым узлом, чтобы у него было также много детей как у Геркулеса.

На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны и ещё раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа. В этот день молодая семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких родственников и друзей.

Важно заметить, что понятие  «медовый месяц» уходит корнями к  Древнему Риму, так как здесь после  свадьбы молодоженам следовало  в течение месяца кушать мёд.

   _____________________________________________________________________

[1] -  Ромул и Рем – легендарные братья – основатели Рима. По преданию, волчица нашла брошенных младенцев на берегу реки, она согрела их и  вскормила  своим молоком. Это молоко сделало юных Ромула и Рема смелыми перед лицом опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты.

 

Часть III. Институт брака в новейшее время.

    Критерием определения «новейшеого времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Новейшим временем признано считать начало ХХ века,  вплоть до наших дней.

   Пройдя путь с древних времён до нашего времени институт брачного права всех без исключения стран потерпел существенные изменения. Моя задача – выяснить что именно изменилось и почему.

     Китай.

Большие перемены произошли  и в структуре семьи и в  принципах ее формирования: поменялись критерии подбора спутника жизни, супружеские  отношения теперь мыслятся как равноправные, а размер семьи становится все  меньше и меньше.

После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики одним  из первых был принят закон о браке 1950 года[1], который заложил демократические (но в принципе абсолютно чуждые китайскому менталитету) основы института брака и семьи в КНР — свободное вступление в брак и его расторжение, равенство мужчины и женщины в браке, единобрачие. Были запрещены насильственное заключение браков, браки между малолетними и практика платы за невесту (до образования КНР 95% браков заключались без учета волеизъявления жениха и невесты и сопровождались обязательным выкупом невесты). Во второй половине ХХ века ситуация кардинальным образом изменилась: доминирующим стал свободный брак, большинство браков заключаются по обоюдному желанию мужчины и женщины или с учетом мнения их родителей. Утверждается равноправие между мужем и женой на владение семейным имуществом.

Так, например, изменились мотивации к созданию семьи. В традиционном обществе принадлежность к определенной семейно-родственной  группе являлась необходимым условием для поддержания материальных условий  жизнедеятельности индивида — без  семьи и родственной группы ему  было просто не выжить в социуме. В  современном обществе собственную  семью индивид может и не иметь, поскольку семьи теперь создаются  в силу совершенно иных мотиваций: осознанной потребности в любви и опеки, связанной с отцовством и материнством, потребности в психологической  и физической близости и семейном общении. Подчеркнем, что перечисленные  потребности в посттрадиционном обществе индивид может удовлетворять  и за счет других малых групп. Родственные  связи поддерживаются им избирательно и в гораздо меньшем объеме.

В традиционном обществе семья создавалась для  продолжения рода (массовое сознание не связывало такие понятия, как  «брак» и «любовь»). Холостяки в  традиционном Китае подвергались жесткому моральному осуждению, экономической  и даже правовой дискриминации. Нежелание  создавать семью рассматривалось  как безнравственное поведение, поскольку такой человек не думал  о продолжении рода, в чем, согласно конфуцианским представлениям, состоял  его долг перед предками. Рождение внебрачных детей осуждалось обществом  и считалось позором как для женщины, так и для ее семьи. _______________________________________________________________________

[1] –  Зак. акты КНР, стр 261-267

В современном  обществе представления о том, что  каждый обязательно должен создать  семью, постепенно ослабевают вместе со снижением уровня давления на индивида, которое в традиционном обществе было чрезвычайно сильным. Молодые  люди, вступающие в брак, стремятся  обрести счастье, под которым  они понимают гармоничные семейные отношения, предоставляющие возможности  для индивидуального развития и  позволяющие удовлетворить психологические  и сексуальные потребности. Любовь теперь осознается как необходимое  условие для создания семьи. Эти  новые ценности становятся частью мировоззрения  молодых китайцев.

Одновременно  с этим в современном Китае  меняется отношение к внебрачным сексуальным связям.

Согласно традиционным представлениям, между будущими супругами  не должно быть полового общения вплоть до заключения брака. Впрочем, отрицалась возможность всяких половых отношений  и вне семьи (за исключением возможности  посещения публичных домов мужчинами). Совершенно по-другому дело обстоит  в современном Китае. Косвенным  свидетельством произошедших изменений  служит активное развитие внутри страны секс-индустрии (сейчас в Китае функционирует более 2000 секс-шопов с оборотом 20 млн. долл. в год).

С распространением компьютеров и Интернета все  больше молодежи завязывает романтические  отношения и даже вступает в браки  онлайн. Согласно материалам опросов состоящих в браке молодых людей, проведенных в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, около 10% опрошенных познакомились в Сети. Китайские специалисты полагают, что Интернет играет важную роль в распространении свободных взглядов на сексуальные отношения.

В настоящее время немалая  часть городской молодежи предпочитает не связывать себя узами брака. В  традиционном обществе для женщин брак был практически единственным способом обеспечения средств к существованию, а дети — единственным смыслом жизни; до замужества они были зависимы от отца, потом от мужа, после смерти мужа — от старшего сына. В современном обществе девушки стали стремиться к тому, чтобы получить образование, приобрести профессию, построить карьеру, тем самым обрести финансовую независимость как от родителей, так и от мужа.

 

    

 

Индия.

Основным изменением в  сфере брачно-семейных отношений  Индии является пересмотр  бесправного положения женщин в традиционной индийской семье.

Принятые в Индии во второй половине XIX в. Уголовный кодекс и ряд других законов привели  к закреплению прогрессивных  норм, направленных на позитивные изменения  в социально-правовом положении  индийских женщин: запретивших, в  частности, традиционно-распространенные детские браки закреплением так  называемого «возраста сексуального согласия», снятием ограничения  на повторное замужество индусских  вдов. Вдовы больше небыли обязаны хоронить себя вместе с мужем ни в прямом, ни в переносном смысле.

Впервые было закреплено фиксированное  определение брака, перечень оснований, препятствующих вступлению в брак и  расторжению брака, что непосредственно  вторгалось в ортодоксальные установки  индуизма о нерасторжимости священного брака, скрепляемого совершением религиозного ритуала. Вместе с тем, закон оставил  без изменений ряд иррациональных, эзотерических норм религиозного персонального  брачно-семейного индусского права - прежде всего, необязательность его  регистрации, специфические «религиозные»  основания для развода в случае перехода супруга в другую веру или  ухода в отшельники и т.д.

 

К этому этапу относится и  принятие важнейших общеиндийских законов, непосредственно касавшихся повышения правового положения женщин. Так, законом о специальном браке 1954 г., был введен альтернативный религиозному «светский» брак, заключаемый на основе свободного волеизъявления сторон, закреплялся более высокий возраст брачного совершеннолетия (21 год для мужчин и 18 лет для женщин). Запрету приданого (особенно за религиозно-престижного жениха), практика требования которого угрожала праву многих индийских женщин на жизнь, здоровье и человеческое достоинство, был посвящен специальный Закон о запрещении приданого 1961 г. Этот закон послужил основой всех последующих законов о пресечении безнаказанности жестокого обращения с женщинами в индийской семье. Нормы и принципы Закона 1961 г. послужили основой и при введении в Уголовный кодекс специального состава преступления, называемого «смертью из-за приданого» (dowry death).

   

Поправки к Закону о запрещении приданого 1984 и 1986 гг., еще более ужесточали ответственность виновных в этом преступлении лиц. Закон о запрещении обряда «сати» 1987 г. провозглашал своей целью «покончить с этой варварской практикой» путем введения ответственности не только непосредственных исполнителей обряда, но также подстрекателей и пособников, а также лиц, способствовавших последующему прославлению женщины, совершившей данный обряд.

 

Этап радикального правотворчества  нашел свое логическое продолжение  в новом витке социального  законодательства на рубеже XX - XXI вв., которым  были внесены поправки в Закон  о наследовании индусов 2005 г., фактически уравнивающие наследственные права  женщины в индусской неразделенной  семье с правами наследников-мужчин. Принятием Закона о защите женщин от домашнего насилия 2005 г, и Закона о запрещении детских браков 2007 г. были введены беспрецедентные по своему характеру и значению гарантии защиты прав индийских женщин, закрепив в числе важнейших приоритетов  государственной политики достижение гендерного равноправия в индийском обществе.

 

 

Греция.

Брак в современной  Греции мало чем отличается от брака  в древности. Греки по-прежнему придерживаются национальных традиций, обычаев. Большое значение придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет.

Неизменной традицией  для каждой греческой семьи остается самая прекрасная из всех традиций: на крещение ребенка крестные должны обязательно подарить малышу золотой  крестик на золотой цепочке и  полный комплект одежды, иначе ребенку  всегда будет не хватать одежды, и по жизни он будет идти неровно. Крестины вообще считаются главным  событием в жизни каждого грека.

Само собой разумеется, что полностью искоренили жестокий варварский обычай выбрасывать или  умертвлять неугодных или слабых младенцев.

Свадьбе обязательно должно предшествовать обручение. Молодой  человек приходит в дом родителей  девушки и просит ее руки у отца. Если отец дает свое согласие, тогда  собираются родители обоих молодых людей и договариваются о времени обручения детей.

В назначенный день приглашается священник, который освящает обряд  обручения, и молодые обмениваются кольцами, которые им на руки одевает  сам священник.

В Греции все еще сохранилась  традиция, когда родители подыскивают  сами мужа для своей дочери, считая, что только они могут найти  самую достойную пару, с которой дочь будет счастлива. Найдя подходящего молодого человека, родители девушки приглашают молодого человека в свой дом, где и происходит знакомство молодых людей.

Информация о работе Институт брака в древности