Институт брака в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

рассмотрены традиции брака в различных странах древнего мира

Оглавление

1) Введение ….2
2) Институт брака в странах Древнего Востока….2-9
3) Брак и семья в странах Античного мира….10-20
4) Брак в новейшее время…..20-27
5) Заключение…..27-28
6) Список литературы…..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

 Содержание:

1) Введение ….2

2) Институт брака в  странах Древнего Востока….2-9

3) Брак и семья в  странах Античного мира….10-20

4) Брак в новейшее время…..20-27

5) Заключение…..27-28

6) Список литературы…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи  включает множество более частных  институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства  и отцовства, институт собственности, институт опеки и другие.

Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить  вне брака, а сам брак может  существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается  единственно приемлемой,  социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных  отношений,  но и само содержание этих отношений,  в частности,  между мужем и женой. 

Следовательно, основной целью моего  исследования является анализ брачно-семейных отношений в ходе развития цивилизации, выявление особенностей в брачном  праве той или иной станы.

  Часть I. Институт брака в странах Древнего Востока.

Актуальность темы семьи и брака  в древневосточных странах обусловлена  необходимостью знания и понимания  обрядов и традиций в культуре и праве. Понятие Восток в исторической науке используется не столько как  географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств  в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток – Запад.

    В своей работе я попытаюсь рассмотреть один из важных и основных аспектов жизни древнего общества, регулируемого законами: институт семьи. Невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех древневосточных государствах. Поэтому я ограничусь рассмотрением семейных обычаев в условиях древнекитайского и древнеиндийского государств.

 Древний Китай.

С распадом родовых связей в иньском и чжоуском Китае преобладающими стали семейно-клановые отношения. В рамках деревень-общин ли (по преимуществу большесемейных) тенденция к сепарации малой индивидуальной семьи стала заметной не ранее середины I тысячелетия до н. э. В знатных семьях ши, выделявшихся из среды правящей родовой верхушки, процесс становления семьи шел быстрее, а сама организация этих семей в форме большого клана стала со временем той нормой, на которую впоследствии всегда ориентировались в Китае.

В общинной деревне брачно-семейные отношения регулировались древними традициями. Для крестьянских парней и девушек даже в Чжоу, судя по песням «Шицзин»[1], любовные встречи и свободный выбор мужа или жены были нормой. Именно любовь, свободный выбор любимого служили в то далекое время прочным цементом супружеской жизни.

Сам брачный обряд обычно оформлялся с помощью сватов. Существовали сговор-помолвка, венчание. Но сохранялась  и свобода выбора молодых вплоть до самой последней минуты.

Среди простого народа еще  были очень крепки древние традиции родового строя. Женщины и девушки  обладали немалыми правами и еще  не рассматривались в качестве придатка патриархальной семьи. Ни о неравных браках, ни о насилии над волей  женщины нет никаких упоминаний. Браки простолюдинов носили название бэнь («случайные встречи»). С наступлением весны, когда семьи покидали свои зимние жилища и перемещались в поля, в деревенских общинах устраивали праздники. Молодые парни и девушки вместе танцевали и пели призывные песни и песни-считалки, которые почти всегда были как-то связаны с культами плодородия и нередко носили откровенно эротический характер. Во время этих праздников каждый юноша выбирал себе девушку, за которой ухаживал, а потом вступал с ней в половые отношения. Заключенный таким образом союз продолжался все лето и осень и признавался — чаще всего деревенскими старейшинами — еще до того, как семьи возвращались в свои зимние жилища. Вероятно, главным основанием для признания была беременность девушки.

________________________________________________________________________

[1] – «Ши Цзин» - сборник народных песен, сказаний, одна из книг конфуцианского канона, 11-7 вв до н.э.

Девушка могла принять или отвергнуть ухажера или принять его, а  потом передумать, причем молодой  человек имел такую же свободу  выбора, — все это говорит о  том, что девушки из простых семей, как правило, вели сексуальную жизнь  более открыто, чем их сверстницы из высшего общества.

В знатных семьях уже с  начала Чжоу положение было несколько  иным. Сильные патриархальные тенденции, а также все возраставшая в  развивавшемся раннеклассовом обществе роль обязательных ритуалов и политических соображений во многом изменили положение  женщины. Прежде всего это отражалось на ее праве свободного выбора мужа.

Во-первых, число знатных  кланов было довольно ограниченным. Известно, например, что представители двух наиболее знатных чжоуских родов Цзян и Цзи заключали браки почти исключительно только между собой. Наконец, очень важную роль в деле брачных связей играли политические соображения. В условиях непрекращавшихся междоусобных войн, временных союзов и клятвенных договоров родственные связи правителей уделов и их приближенных имели огромное значение. Эти связи, естественно, скреплялись брачными узами. Разумеется, все это очень серьезно ограничивало свободу выбора девушки и вынуждало ее подчиниться воле отца и силе обстоятельств. Тем самым была заложена основа несвободного брака по воле родителей, который на протяжении почти трех тысяч лет был затем нормой для Китая.

Другой важной особенностью возникавших в начале Чжоу многочисленных знатных семей была их полигамная организация. Поскольку семья с  самого своего зарождения в Чжоу была строго патриархальной, а ее цементирующей  основой стал культ мужских предков, то забота о мужском потомстве  стала превращаться в центральный  импульс этой семьи. Глава такой  семьи - строго в соответствии с его  рангом, степенью знатности, положением в обществе и состоянием - мог  иметь и, как правило, имел целый  гарем. Гарем обычно состоял из главной  жены, нескольких «второстепенных» жен, группы наложниц. Как правило, в число  персонажей гарема. входили и обслуживавшие дом служанки и рабыни, занимавшие в гареме наиболее низкое положение.

Из всего этого, однако, не следует, что все знатные женщины  были лишь бесправными затворницами гарема. Напротив, положение жены и  ее влияние в доме и во всем уделе  было немаловажным. Женщины из знатных  семей, чья родня имела большое  политическое влияние и вес, нередко  сами становились важным фактором в  обществе, в политике. Они активно  вмешивались в дела царства, выступали  во главе различных интриг и заговоров, умело плели сети против своих  противников. Особенно это проявлялось  в тех случаях, когда речь шла  о выборе наследника.

Дело в том, что официально в чжоуском Китае не существовало обязательного принципа майората. Обычное право предусматривало почтение к старшему сыну, который чаще всего и назначался наследником. Однако это было необязательным. Воля отца при выборе наследника была решающим фактором и считалась священной, а отец мог назначить своим преемником любого из многих его сыновей. Вот здесь-то и играли немалую роль активная позиция, ловкость, политическое влияние или просто обаяние той или иной жены, даже любимой наложницы.

Культ предков и патриархальные традиции обусловили священное право  отца-патриарха на все имущество  семьи. До смерти отца ни один из его  многочисленных сыновей не имел права  на долю этого имущества и по этой причине не мог отделиться и вести самостоятельное хозяйство. Все сыновья и их жены (так же как и жены, наложницы и незамужние дочери главы семьи) были обязаны проживать в родительском доме и вносить лепту в его процветание. Поэтому для более или менее зажиточной китайской семьи всегда было характерным совместное проживание большого количества представителей нескольких поколений—сыновей с их женами, внуков, и правнуков дома. Членами семьи нередко считались и те служанки и рабыни, которые принадлежали главе семьи или его сыновьям и обычно выполняли всю тяжелую работу по дому. Наконец, в таких семьях на правах «бедных родственников» могли жить и обедневшие сородичи, которые подчас фактически были батраками. Таким образом, в рамках отдельной семьи, бывшей довольно типичной низовой социальной ячейкой китайского общества, часто проживало и вело совместное хозяйство несколько десятков человек.

Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их. Вопрос о браке был делом семьи, прежде всего ее главы. Именно он на специальном семейном совете, часто при участии многочисленной родни, решал вопрос о том, когда и кого из сыновей женить, из какой семьи взять невесту. Это решение обязательно принималось с согласия предков, у которых и спрашивалось благословение на брак. Только после того как покойные предки семьи и клана изъявляли свое согласие — для чего проводился специальный обряд жертвоприношения и гадания, — отец жениха посылал в дом невесты дикого гуся—символ брачного предложения.

Женитьба сына всегда считалась  очень важным делом, ради которого не жалели ни сил, ни средств, влезая подчас в неоплатные долги. Прежде всего, в  случае благоприятного ответа от родителей  невесты следовало преподнести  им подарки и получить документ, удостоверявший год, месяц, день и час  рождения девушки. Затем этот документ, равно как и документ о рождении жениха, отдавали гадателю, который путем сложных выкладок устанавливал, не повредит ли брак благополучию жениха и его семьи. Если все было в порядке, снова начинались взаимные визиты, происходил обмен подарками, заключался брачный контракт и назначался, с согласия невесты, день свадьбы.

В этот день празднично наряженную в красное невесту, причесанную еще по-девичьи, в паланкине приносили в дом жениха. Весь свадебный выезд тщательно оберегался от злых духов: против них выпускали специальные стрелы, на грудь невесты одевали обладающее магической силой бронзовое зеркало и т. п. В доме жениха в честь невесты запускали ракеты-шутихи, затем в момент встречи невесте и ее родне (а также и многочисленным собравшимся, в том числе нищим, от которых откупались по заранее достигнутой договоренности) раздавали подарки. Жених и невеста вместе кланялись Небу и Земле, совершали еще ряд обрядов и поклонений. Им подносили две рюмки вина, связанные красным шнурком. Угощали пельменями. Все это имело свой смысл и было полно глубокой символики — и поклоны, и слова, и даже пища (пельмени, например, символизировали пожелание множества детей), и изображения вокруг. Наконец, основные обряды окончены. Жених удалялся, а невеста совершала необходимый туалет, в частности причесывалась уже как замужняя женщина. После этого молодые отправлялись в спальню.

На следующий день все  поздравляли молодых, гости и  родня приглашались на пир. И лишь после того как все торжественные  обряды были окончены, жена специально представлялась свекрови, под начало которой она отныне поступала, и  всей мужниной родне. Через несколько  месяцев она также представлялась предкам мужа в храме предков  и принимала участие в обрядах  жертвоприношений. Теперь она уже  по-настоящему становилась женой  и членом семьи (до этого ее еще  можно было возвратить родителям  - в случае, если бы она, например, оказалась поражена каким-либо недугом).

Браки среди представителей правящего класса были строго экзогамными. Женитьба на женщинах с таким же самым именем, независимо от того, будет  ли она главной женой, дополнительной женой или наложницей, была строго запрещена. Считалось, что подобный «инцест через имя» обрекает мужа, саму женщину и их потомство на страшные несчастья. Женитьба представителей правящего класса называлась хунь. Этим загадочным древним термином, очевидно, обозначали «сумеречную церемонию», подчеркивая, что ее проводили в ночное время.

 

 

Древняя Индия.

Законы Индии содержали  подробные предписания, нормы о  семье и браке. Судя по древнейшим литературным произведением, арии имели по несколько жен, цари содержали гаремы.

Семья находилась под властью  ее главы. Законы Ману упоминают сыновей, купленных и подаренных. Старший сын имел преимущественные права на наследство: “Отцовское имущество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце» [1].

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины. Форма выкупа невесты  являлась, по сути, продажей дочери. Муж  мог купить жену, мог и продать  ее.

   Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей. Женщины рассматривались как  наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. Оскорбление матери каралось штрафом . В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель (гуру) и отец. Она — хранительница очага, воплощение богини земли. Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии. Несомненно, эти статьи—реликты матриархата.

     Но развитие классового общества, частной собственности ухудшило положение женщины. “В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости — мужа, а после его смерти — под властью сыновей”. Пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью.

    Нормы законов подробно расписали жизненный путь женщины. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей, цель его — выполнение религиозного долга, деторождение, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение.

   Брачный возраст для мужчины — не моложе 20 лет, девушек —12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Обычай осуждал женитьбу мужчин высокой варны на женщине из низшей. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Информация о работе Институт брака в древности