Институт брака в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

рассмотрены традиции брака в различных странах древнего мира

Оглавление

1) Введение ….2
2) Институт брака в странах Древнего Востока….2-9
3) Брак и семья в странах Античного мира….10-20
4) Брак в новейшее время…..20-27
5) Заключение…..27-28
6) Список литературы…..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

Исходя из общего принципа, что  целью брака является рождение детей, обеспечение государства новыми гражданами, греческие мыслители  считали необходимым принудительно  расторгать бездетные браки. В Спарте законодатель Ликург предусмотрел иное решение в тех ситуациях, когда муж был значительно старше жены и детей у них не было. В этом случае, заботясь об умножении числа граждан в своем отечестве, старый муж должен был выбрать порядочного, крепкого и красивого юношу и ввести его в сой дом, к своей жене, а родившегося у них ребенка признать своим. И наоборот – если кому-нибудь приходилась по сердцу чужая жена, плодовитая, способная родить много детей, то он мог, договорившись предварительно с ее мужем, войти к ней и жить с ней, как со своей.

Если к расторжению  брака стремилась жена, она в письме на имя архонта излагала почины, по которым она хотела развестись с мужем. В том случае, когда  муж не возражал против развода, жена могла оставить своего супруга без  всякого судебного разбирательства  и иных правовых формальностей. Если же при разводе возникали какие-либо имущественные споры, дело усложнялось

Если инициатива развода принадлежала мужу, события развивались быстрее  и проще: муж отсылал свою жену вместе с приданым к ее отцу или  опекуну, не приводя даже никаких  мотивов. Этот акт расторжения брака  так и назывался: “отсылание”.

Иногда супруги расставались мирно, по взаимному согласию. Мужчина сохранял свадебные подарки, сделанные им когда-то своей невесте, а женщина  забрала назад свое приданое, а  также имущество, нажитое ею и  составлявшее ее личную собственность. С этого момента их развод считался полным и окончательным, и каждый из них мог, если пожелает, вступить в новый брак по своему усмотрению.

Появление на свет ребенка было для  семьи событием торжественным, независимо даже от того, как отнесся к ребенку  отец. Когда рождался мальчик, двери  дома украшали оливковыми ветвями, а  когда девочка – шерстяными нитями. Младенца купали в воде, в которую  в Афинах вливали оливковое масло, а в Спарте – вино. Затем его  заворачивали в пеленки и укладывали в колыбель, сплетенную из ивовых прутьев. Если отец решал признать ребенка  и принять его в семью, то на пятый или на седьмой день после  родов устраивали семейный праздник под названием “амфидромия”: отец поднимал ребенка с земли в знак признания и быстро обносил его вокруг домашнего очага. В это же время рассыпали зерна пшеницы, ячменя, а также горох и соль, чтобы снискать благоволение духов-покровителей и тем самым оберечь младенца от всех злых сил. Теперь его как нового члена семьи поручали опеке домашних богов.

Если же отец не признавал ребенка, его просто выкидывали прочь из дому, что было равносильно смертному  приговору. Однако случалось и так, что кто-нибудь находил брошенного младенца, начинал о нем заботиться, воспитывать его. В Спарте участь ребенка определял не отец, как  в Афинах и некоторых других полисах, а старейшины города.

Сразу же после его появления  на свет младенца представляли старейшинам, которые и решали, достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его  можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительнее сразу же его умертвить.

Вместе с тем зачастую греки  стремились избавиться и от вполне здоровых детей, в особенности девочек. Это можно объяснить экономическими условиями, порождавшими тенденцию  к саморегуляции численности населения. Общество само при помощи таких жестоких обычаев контролировало и регулировало демографические процессы. Число детей в семье ограничивалось обычно двумя, редко тремя, семьи же, где было две дочери, считались скорее исключениями.

Ни религия, ни мораль, ни право  не осуждали этой жестокой практики детоубийств. Люди, находившие брошенных младенцев и спасавшие им жизнь, также делали это не из сострадания, а из корыстного расчета: они воспитывали себе верного раба или рабыню, за которых в будущем можно было получить немалые деньги. Девочки чаще всего попадали таким путем в руки сводников и притонодержателей.

  Древний Рим.

   Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения также преобладал расчёт, однако не исключались и браки по любви. Авторы времён Римской империи считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.

Поиск подходящего жениха для девочки отец семейства порой  начинал уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для  мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих супруг. Так [родители] тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены жених согласно Сенеке часто узнаёт лишь на свадьбе.

Одной из важных причин для  вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у нее дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтвержал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.

Не менее важным было рождение законных наследников, которые тем  самым сохраняли положение в  обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей  супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению и продолжению рода жениха.

Девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет, мальчики в 14 лет. Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 — 30 лет.

Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж  и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами. В III веке н. э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между братьями и сёстрами встречался в Римском Египте также среди простого населения, что для римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.

Для заключения брака требовалось  согласие отца семьи. В ранний период Рима не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, формально требовалось её согласие. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или «запятнанного позором» жениха. Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.

Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н. э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.

Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего  хозяина. Установленный одним из законов Августа запрет на то, чтобы  вольноотпущенница замужем за господином могла развестись против его воли, имел силу ещё в праве Юстиниана.

С введением законов Августа  сенаторам  запрещалось жениться на вольноотпущенниках/-цах, актёрах или актрисах или их детях, проститутках, сутенёрах или сводницах и их бывших рабах, осуждённых преступниках. С середины I века н. э. рабам был разрешён брак, до этого рабы просто жили вместе в непризнанном законом союзе. Сохранилось множество свидетельств таких браков между рабами императоров и свободными женщинами.

Также брак между римскими свободными женщинами и солдатами  не считался законным и формально  являлся сожительством, а дети из такого брака — незаконнорождёнными. Брак между «иностранцами» (не гражданами Рима) формально не воспрещался, но и не приветствовался. Император Траян разрешил ветеранам жениться на дочерях варваров, дети от таких браков признавались законнорождёнными.

О приданом отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).

Отец девушки должен был  выплатить приданое в течение 3 лет  после свадьбы. Муж мог использовать его во время брака: «Приданое, будучи связано с браком, служит его тяготам  и общим детям…»[1]. При разводе муж был обязан выплатить всё приданое, если муж прежде умирал, жена также получала приданое обратно, так как, как писал римский юрист Помпоний, «для государства важно, чтобы приданое сохранялось для женщины, ибо крайне необходимо, чтобы женщины были с приданым ради рождения потомства и пополнения гражданства детьми». Муж не имел права распоряжаться личным состоянием женщины. «Исходное приданое», данное отцом дочери, возвращалось отцу в случае смерти дочери «вместо утешения», «чтобы, потеряв дочь, он не страдал ещё и от денежного убытка», приданое, данное матерью, оставалось у мужа умершей дочери как «пришлое».

Обычай выдавать дочерей  и сестёр замуж без приданого  большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: «Но какой скандал — девицу выдать без приданого»[2]. В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что, «взяв деньги, власть он продал за приданое…».

Свадьбе могла предшествовать церемония помолвки (от лат. spondere — «обещать»), на которой отцы договаривались о предстоящей свадьбе. Этот обычай соблюдался прежде всего в семьях высшего сословия и в юридическом плане являлся лишь праздником. Будущий жених вручал невесте наряду с дарами в знак верности железное кольцо без камня (в более позднее время — золотое кольцо).

________________________________________________________________________

[1] – Культура др. Рима, том 2 (1985)

[2] – Тит Макций Плавт. «Три монеты».

 

Кольцо носила только невеста  на безымянном пальце левой руки, так как римляне полагали, что оттуда идёт вена к сердцу.

Помолвка во времена империи  скреплялась ещё и поцелуем. Во времена поздней республики и  Римской империи праздник с приглашёнными  гостями и подарками был скорее обычным делом и устраивался, чтобы упрочить уважение в обществе. Помолвка могла быть в любое время  расторгнута словами: conditione tua non utor — «твоим предложением не воспользуюсь».

Возрастных ограничений  для помолвки не существовало. По закону Августа[1], от наказаний освобождались помолвленные холостяки, вследствие чего многие мужчины стали использовать это правило для уклонения от брака: устраивалась помолвка с совсем маленькими детьми. Позже Август постановил, что помолвка считается недействительной, если свадьба не происходит через 2 года после помолвки.

Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба  являлась формальным «переходом» от девочки к женщине. Из письменных источников известны обычаи подготовки и проведения свадьбы в высших сословиях Древнего Рима, о традициях  в семьях крестьян, торговцев, ремесленников  точно ничего не известно.

Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и  праздников, верований в счастливые и несчастливые дни.

Вечером перед свадьбой девушка  жертвовала свои старые игрушки и  детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте  повязывали голову красным платком  и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом, предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье.

Волосы невесты также  накануне вечером укладывались наконечником копья в 5 прядей. Использовался именно наконечник копья, возможно, как символ дома и семейного права, или, потому, что матроны находились под опекой Юноны Куриты, «которая именовалась так от носимого ею копья, или потому, что оно предвещало рождение храбрых мужей;

________________________________________________________________________

[1] – Октавиан Август, Римский император (63 г. до н.э. – 14 г. до н.э.) с 44 г. до н.э. известен как Гай Юлий Цезарь

или что в силу брачного права невеста передаётся под  власть мужа, так как копьё есть и наилучший вид оружия, и символ высшей власти». Затем волосы скреплялись шерстяными нитями и собирались в конусообразной форме.

Информация о работе Институт брака в древности