Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа
Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) является представителем русской мысли, которого по праву можно охарактеризовать как человека многогранного таланта. В сферу его интереса входят социологические, правовые, политические, экономические, философские и культурологические вопросы. Перу Л. А. Тихомирова принадлежат фундаментальные труды «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (опубликованы в 1997), значительное публицистическое наследие. Усилия многочисленных исследователей творчества мыслителя были направлены на всестороннее раскрытие его социально-политических взглядов.
Однако
Л. А. Тихомиров не стремится к
утрированию влияния
Во-первых, он считает, что в истории человечество не обладало достаточной степенью сознательности в своих государственных построениях. «Вследствие этого - все три типа монархии, о которых сейчас сказано суть типы собственно идеальные, — отмечает Л. А. Тихомиров. — В действительности они никогда не являлись в полной чистоте своей, а всегда в некотором смешении различных типов, лишь с преобладанием какого-либо одного основного» 30 . Рассматривая разновидности монархии как идеальные типы, мыслитель не останавливается и перед более смелым утверждением о возможном взаимопревращении монархических форм. Наконец, он декларирует историческое существование форм монархии только в виде прогрессивной или регрессивной тенденции, приближающей или удаляющей монархию к самодержавному идеалу. Ссылаясь на тезис М. Б. Смолина, полагающего, что в монархической теории Л. А. Тихомирова «чем ближе религия стоит к христианству, тем более правильная форма монархии будет
________
30 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 78.
реализовываться» 31, подчеркнем, что этот тезис нуждается в разъяснении и
дополнении. Он может быть прочитан следующим образом: чем ближе религия стоит к христианству, тем более точно будет выяснен идеальный тип и историческая тенденция монархии, более полно раскроется ее и парадигма, которая наряду с другими факторами способствует успешному функционированию конкретно-исторической государственной системы, увенчанной монархической верховной властью.
Во-вторых, Л. А. Тихомиров считает верховную власть лишь одной из форм социально-политической жизни. Наряду с ней он выделяет и собственно государство (единство нации и верховной власти), правительство(орудие верховной власти) и нацию. Все четыре элемента в концепции Л. А. Тихомирова не только связаны, но и относительно автономны, могут взаимно сталкиваться, поскольку их гармония составляет не реальность, а «только тенденцию социальных фактов» 32.
В-третьих, помимо влияния религии на монархическую форму верховной власти, мыслитель определяет влияние социального строя и фактора политической сознательности. Здесь мы подходим к раскрытию сути монархической концепции Л. А. Тихомирова.
Если
бы Л. А. Тихомиров действительно
рассматривал религиозное начало в
становлении монархической
В-третьих, помимо влияния религии на монархическую форму верховной власти, мыслитель определяет влияние социального строя и фактора
________
31 Смолин М. Б. Государственные идеи Л. А. Тихомирова// Тихомиров Л. А. Апология Веры и Монархии. — М., 1999. — С. 7
32 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 43.
Политической сознательности. Здесь мы подходим к раскрытию сути монархической концепции Л. А. Тихомирова.
Если
бы Л. А. Тихомиров действительно
рассматривал религиозное начало в
становлении монархической
Отмечая, что в своих политических реформах Константин опирался на Corpus Christianorum (сословие христиан), Л. А. Тихомиров указывает на церковно-надсоциальную и наднациональную природу христианского единства. Христианское единство не могло обогатить Византию новой политической доктриной. Поэтому она прибегла к старому римско-абсолютистскому пониманию власти. В сочетании со слабостью социального строя данное понимание привело Византию к краху. Московская Русь, напротив, обладала сильной социальной организацией. Именно поэтому она воплотила самодержавную монархическую идею более полно.
Однако слабость политического сознания сказалась и здесь. Следуя Л. А. Тихомирову, Россия должна была стать самой типичной монархической страной, но отсутствие политической сознательности открыло путь идее абсолютизма.
Общую
концепцию монархической
Центрация политического разума в становлении монархии позволяет рассматривать концепцию Л. А. Тихомирова как политико-правовую конструкцию. В таком смысле концепцию Л. А. Тихомирова первым охарактеризовал И. А. Исаев 34 . Однако ему не удалось раскрыть генезис политико-правовой концепции Л. А. Тихомирова. Ее истоки он увидел в драматически противоречивом сознании русских консерваторов, живущих в условиях грубой бюрократической практики «конкретного консерватизма», стремящихся компенсировать его романтическими утопиями «консервативного идеализма».
С одной
стороны, он создает обращенную в
будущее концепцию монархии. С другой
стороны, он считает само самодержавие
лишь идеальным типом, а не всецело воплощенной
исторической реальностью.
_____
33 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 100
34 Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России(конец XIX-начало XX в.). – М., 1991.
Заключение.
Подводя итог рассмотрения концепции Л.А. Тихомирова следует отметить следующее. «Первенствующее значение монархического принципа" основывается на том, что "свойства, требуемые от верховной власти, совершенно совпадают с природными свойствами монархии: прочная власть, единство власти, нахождение вне партий и частных интересов, высокая степень нравственной ответственности, уверенность в своей силе, дающая мужество на противодействие всем случайным веяниям, способность к обширным преобразованиям и т.д." Из этого напрашивается вывод о том, что всякое правление тяготеет к монархии.
Концепция государственности Л.А. Тихомирова является единой, стройной системой. Многочисленность же доводов, привлекаемых Тихомировым из различных наук и противоположных по содержанию учений, объясняется тем, что его защита монархии исходила из того, что эта форма правления наиболее полно отвечает объективным задачам государства вообще. В рамках изложенной схемы, любые приводимые Тихомировым мнения в пользу государства тем самым косвенно оборачивались доводами за монархию.
Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Тихомиров связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Тихомиров полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего. Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Тихомиров видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала. По своей природе, полагает Тихомиров, русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача "помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал".
По мнению Тихомирова, только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество - в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей. Творчество Тихомирова - попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества.
Приведенные факты из биографии Л. А. Тихомирова в первое десятилетие XX в. неоспоримо свидетельствуют о том, что его идеи не были услышаны современниками. Отчасти это можно объяснить изменившейся социальной ситуацией в стране, совершенно новым раскладом политических сил в России, приведшим к тому, что хотела того правящая элита или нет, но она вынуждена была ориентироваться на либеральные ценности западноевропейского общества. Следовательно, правящим кругам приходилось поступаться единоличной самодержавной властью в пользу все более набирающей силы русской национальной буржуазии, с одной стороны, и прозападнически мыслящей интеллигенции — с другой. И та и другая сила искала опору в бюрократически-чиновничьей управленческой прослойке, действующей в государственных учреждениях Петербурга. Всё это делало трудноосуществимыми планы Тихомирова по преобразованию государственной и церковной жизни страны в духе той идеальной модели самодержавно-монархического устройства, которую он создавал в своих многочисленных работах.
Тихомиров
разочаровался в том
Информация о работе Идея монархической государственности в работах Л.А. Тихомирова