Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа
Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) является представителем русской мысли, которого по праву можно охарактеризовать как человека многогранного таланта. В сферу его интереса входят социологические, правовые, политические, экономические, философские и культурологические вопросы. Перу Л. А. Тихомирова принадлежат фундаментальные труды «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (опубликованы в 1997), значительное публицистическое наследие. Усилия многочисленных исследователей творчества мыслителя были направлены на всестороннее раскрытие его социально-политических взглядов.
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.
1.2.
Революционно-демократическое движение
40-90-х гг.
30-40-е
гг. XIX в. — время начала
В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи. 6 Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине — "зародыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.
Идеологом
второго направления в
Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции. Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин.
________
6 История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991. С58-60
Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено. 7
Н а
р о д о в о л ь ц ы (в состав Исполнительного
комитета "Народной воли" входили
А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов,
С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение
террористическую борьбу. "Народная
воля" подготовила семь покушений на
царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр
II был убит. Однако ожидаемого свержения
царизма не произошло. В стране усилилась
реакция, были свернуты реформы. Само революционное
направление народничества вступило в
полосу длительного кризиса. В 80-90-е гг.
XIX в. в народничестве усиливается реформистское
крыло, значительное влияние приобретает
либеральное народничество.
В конце XIX в. весьма острый характер приобрела
полемика между народниками и марксистами.
Народники считали марксистское учение
неприемлемым для России. Наследницей
народнической идеологии стала созданная
в 1901 г. из разрозненных народнических
групп нелегальная партия социалистов-революционеров.
Партия носила буржуазно-демократический
характер. Ее основными целями были: уничтожение
самодержавия, создание демократической
республики, политические свободы, социализация
земли, уничтождение частной собственности
на землю, превращение ее в общенародную
собственность, передача земли крестьянам
по уравнительным нормам.
__________
Глава I I Идея русского самодержавия Л.А.Тихомирова.
2.1. Жизненный путь Л.А. Тихомирова.
В спорах о судьбах России в 1989 г. мюнхенский журнал "Вече" призывал обращаться к идеям "величайшего государствоведа и философа" Л.А. Тихомирова, жизненный путь которого назывался "благодатно- поучительным".
Критика демократического принципа, радикальным приверженцем которого Воспоминания Л. А. Тихомирова, имеющие две редакции 1890-х 8 и 1910-х 9 годов, дают весьма полные биографические данные о его рождении, родителях, детстве и юности. Его отцом был Александр Александрович Тихомиров происходивший из духовного звания, из Тульской губернии. Дед Л. А. Тихомирова священник Александр Родионович Тихомиров и его жена Мария Дмитриевна имели семеро детей. Александр Александрович Тихомиров родился в селе Ильинском в 1813 году, 8 сентября и был старшим в семье. Окончив в 1832 году с отличием Тульскую семинарию и в 1840 году – Медико-хирургическую академию с золотой медалью, А. А. Тихомиров служит военным врачом на Кавказе. Мать Л. А. Тихомирова – Христиана Николаевна, в девичестве Каратаева, – родилась 10 апреля 1828 года в Севастополе. Ее отец, Николай Васильевич Каратаев умер в 1839/1840 – малороссийского происхождения, был инженер-полковник. Ее мать, Екатерина Петровна Шекарадзина, происходила из ополячившихся татар. Сама Х. Н. Тихомирова окончила институт благородных девиц в Керчи, в 1844 году. В следующем, 1845 году она вышла замуж за Семена Ивановича Соколова, сослуживца А. А. Тихомирова, но тот через полгода 6 января 1846 года умер. 17 августа 1847 года Александр Александрович Тихомиров бракосочетался с Христианой Николаевной. В 1852 году, в военном укреплении Геленджик, 19 января родился Лев Александрович Тихомиров, названный Львом, в честь Св. Льва, папы Римского. 8
__________
8 Тихомиров Л. А. Тени прошлого. М., 2000.С 4-6
В 1869 году
Л. А. Тихомиров оканчивает керченскую
Александровскую гимназию с золотой
медалью. По собственным воспоминаниям,
он с 3-го класса гимназии пристрастился
к чтению "Русского слова" и
его любимым писателем
В ночь на 11 октября 1873 года Л. А. Тихомиров арестовывают на квартире Сергея Силовича Синегуба. 6 декабря 1873 года его помещают в Петропавловскую крепость. Как осужденный по делу о пропаганде в Империи №134–1874 года или по процессу 193-х, Л. А. Тихомиров проводит в тюрьме 4 года, 3 месяца и 6 дней. В январе 1878 года его освобождают, а в мае того же года он едет на родину в Кубанскую область.
Л. А. Тихомиров осенью 1878 года отдают на три года на поручительство родственникам, с воспрещением ему в течении этого срока покидать место жительства, Новороссийск. Пробыв недолго у отца в Новороссийске, где тот был старшим врачом Крымского военного госпиталя, Л. А Тихомиров скрывается от административного надзора. Объявляется он в Санкт-Петербурге в октябре 1878 года, где, на нелегальном положении жил до апреля 1881 года под вымышленными фамилиями. Становится членом "Земли и Воли". Его идеей в этот период было сделать государственный переворот с целью созыва Учредительного Собрания или установления революционной диктатуры, смотря по складывающимся обстоятельствам. На революционных интеллигентов Л. А. Тихомиров указывал как на силу, должную совершить этот переворот.
Л. А. Тихомиров принимал участие в Липецком съезде 20 июля 1879 года, где поддержал решение съезда о Цареубийстве. Решением с съезда была
_____
9 Воспоминания Льва Тихомирова. М;–Л., 1927. С 27
созданы
"Распорядительная комиссия",
как высший орган и "
В том же году Л. А. Тихомиров вышел из членов "Исполнительного комитета", поэтому и не участвовал в подаче голосов при принятии решения о Цареубийстве, последовавшем 1 марта 1881 года, но он знал о нем. После убийства Императора Александра II в среде народовольцев было желание убить сразу же и Императора Александра III. Л. А. Тихомиров этому воспротивился, а так как вследствие арестов руководителей "Народной Воли" он занимал на родине лидирующее положение в партии, то народовольцы ограничились письмом Императору Александру III, содержавшим революционные требования, которое писал Л. А. Тихомиров, а редактировал Н. К. Михайловский. Все это время Л. А. Тихомирову приходилось скитаться по всей России, избегая ареста. "Я не люблю своей молодости, – писал в своих воспоминаниях Л. А. Тихомиров, – она полна порывов испорченного сердца, полна нечистоты, полна глупой гордости ума, сознававшего свою силу, но недоразвившегося ни до действительной силы мышлений, ни до самостоятельности. Я начинаю любить свою жизнь только с той эпохи (последние годы Парижа), когда я дозрел до освобождения (хотя бы постепенно), стал понимать законы жизни, стал искать и Бога" 10
Молодость Л. А. Тихомирова была отдана революции, социализму, "Народной Воле" и была полна всевозможных мировоззренческих исканий.
_______
10 Из дневника Льва Тихомирова // Красный архив. 1936. Т. 1. С. 174.
Говоря
о революционном периоде в
жизни Л. А. Тихомирова необходимо подчеркнуть,
что он был прежде всего теоретиком
революции. И одной из главных
особенностей его самобытной народовольческой
интерпретации социализма было последовательное
неприятии марксисткой
Но он не претендовал на объяснение исторического развития русского общества, и стало быть на выяснение происходящего в нем революционного процесса. Сталкиваясь с этим предметом, Маркс вообще выражается очень сдержанно. Как бы то ни было, его ученые труды, бросая, разумеется, известный свет на развитие каждого общества, в том числе и нашего, не объясняют однако развития России с той полнотой и глубиной, как делают это по отношению к странам капиталистическим. Поэтому – формулы нашего революционного процесса мы у Маркса не найдем. Нашего будущего он не предсказывает, а потому и не подсказывает нам программы деятельности. В Европе – Маркс не только великий ученый, но и политический вождь. У нас он не имеет этого последнего значения" 11.
Информация о работе Идея монархической государственности в работах Л.А. Тихомирова