Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа
Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) является представителем русской мысли, которого по праву можно охарактеризовать как человека многогранного таланта. В сферу его интереса входят социологические, правовые, политические, экономические, философские и культурологические вопросы. Перу Л. А. Тихомирова принадлежат фундаментальные труды «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (опубликованы в 1997), значительное публицистическое наследие. Усилия многочисленных исследователей творчества мыслителя были направлены на всестороннее раскрытие его социально-политических взглядов.
Бесспорно можно констатировать, что Л. А. Тихомиров проповедовал, как свою главную революционную идею – идею переворота и захвата власти революционными заговорщиками.
Отрицательно относясь к крепкому союзу социалистов с либералами, Л. А. Тихомиров считал даже вредным тратить революционные силы на помощь либералам в достижении конституции. "Масса русских социалистов, конечно, – писал он, – не станет бороться за конституцию, если будет в ней видеть средство для усиления буржуазии и развития капитализма. Масса русских социалистов не удовлетворится и перспективою большей свободы действия, которую конституция даст социалистам, большей свободы организации, которая явится для рабочих" 12 . Революционная борьба для Л. А. Тихомирова, в период народовольчества заключалась в борьбе за власть народа, и свою прогрессивность, действенность она сохраняла только в той степени, в какой стремилась к революционному перевороту и захвату власти, без презираемых Л. А. Тихомировым постепеновских теорий о тихой пропаганде социалистических идей и помощи либеральным завоеваниям политических свобод.
Как народовольческий идеолог Л. А. Тихомиров очень опасался, что революционным движением воспользуется буржуазия, хотя и говорил о том, что буржуазия в России "численно ничтожная, нравственно разрозненная, экономически слабая" и что в "политической борьбе власть принадлежит
________
11 Тихомиров Л. А. Запросы времени // Вестник "Народной Воли". 1885. № 4. С. 261–262.
12 Тихомиров Л. А. Чего нам ждать от революции? // Вестник "Народной Воли". 1884. № 2. С. 242.
тому, кто имеет возможность в каждый данный момент выставить на защиту своего дела наибольшее количество живой человеческой силы" 13. Будучи радикальным апологетом теории "заговора" Л. А. Тихомиров был категорически против распыления революционных сил, для достижения буржуазных свобод. Он считал это "непрактичным" "Нет, – писал он, – не держась за фалду фабриканта, приведем мы к чему-нибудь рабочую массу. Не для буржуа мы должны добывать конституцию, да и вообще не конституции, а народной власти должны мы добиваться. Не обезземеливать народ должны мы для этого, не развивать пролетариат, не насаждать капитализм, а укреплять силу и независимость народа экономически, политически, умственно и нравственно. Всеми средствами и способами, какие имеем под руками в каждый данный момент и при каждых данных обстоятельствах. Только таким путем мы поможем ему добиться власти, и только при владычестве народа мы поставим развитие русского социализма на прямой и ближайший путь, следуя по которому мы и сами не становимся в необходимость выворачивать на изнанку свои нравственные понятия и приносить современного живого человека в жертву предполагаемому благу будущих поколений" 14 .
В последствии Л. А. Тихомиров сам выделил в своем революционном периоде три фазы деятельности:
1) Мечты
о поднятии народных масс (эпоха
"Земли и Воли"), причем я,
однако, никогда не допускал мысли
о самозванщине и тому
2) Мечты о государственном перевороте посредством заговора, причем я, так сказать, терпел террор, стараясь, однако, обуздывать его и подчинить созидательным идеям (эпоха "Народной Воли").
13 Там же. С. 250
14 Там же. С. 262.
3) Мечтания о государственном
перевороте путем заговора с
резким отрицанием террора и
с требованием усиления
Будучи еще социалистом, он искренне желал видеть Россию великой, и не желал работать на благо некоего мирового интернационального общества будущего, построенного после мировой революции. Он был национальным социалистом, при этом всегда последовательно выступавшим против анархизма и любых идей, направленных на попытку заменить идею государства каким бы то ни было другим идеалом. Будучи социалистом-заговорщиком, он направлял все революционные стремления на организацию заговора и обладание государственной властью. Он был стихийным государственником, то есть все положительные мероприятия своей доктрины он собирался проводить через государство.
Так что же идейно разочаровало Л. А. Тихомирова в революционном движении и шире в демократическом принципе властвования?
Прежде всего его разочаровала идея террора (несогласие с нею он высказывал еще со времен активного участия в революционном движении). Как человек из первого ряда революционеров своего времени, как крупнейший идеолог народовольчества (играл первенствующую роль в разработке программы Исполнительного комитета сентябрь-декабрь 1879 г. и инструкции "Подготовительная работа партии" весна 1880 г.) 16 , Л. А. Тихомиров знал истинное положение дел в партии – наличие реальных ее сил (очень не большое) и ее качество после активных антиреволюционных действий правительства в 80-е годы XIX столетия. Он видел, что идея террора родилась из слабости - как численной, самой партии, неспособной вести другую политическую деятельность, так и малого положительного
__________
15 Тихомиров Л. А. Почему я перестал быть революционером. М., 1895. С. 28.
16 Кан
Г. С. "Народная Воля". Идеология и
лидеры. М., 1997. С. 74.
отклика на деятельность революционеров в народе (что показало со всей
очевидностью "хождение в народ"). Участие народовольцев в "хождении в народ" дало массу тому доказательств, когда крестьянство (огромное, подавляющее большинство нации) не желало смены власти. Идя от частного к общему, от идеи террора к идее революции Л. А. Тихомиров отрицательно относясь к террору все более начинал подвергать сомнению и саму идею революционности. И здесь необходимо отметить существеннейшую черту его революционного сознания, на которую обращал внимание еще сам Л. А. Тихомиров. Для него революция (в революционный период) не являлась самоцелью – целью все же было построение "справедливого" как он тогда считал, социалистического общества. "Самое главное, – пишет он, – вот что: в мечтах о революции есть две стороны. Одного прельщает больше сторона разрушительная, другого – построение нового. Эта вторая задача издавна преобладала во мне над первою" 17 .
Это свидетельство Л. А. Тихомирова о самом себе очень важно для понимания эволюции его взглядов. Позитивность (устремленность на формулирование положительного) мышления Л. А. Тихомирова отличительная его сторона. Революция была для него средством для достижения более важного – цели, которая ему виделась в системах социалистического переустройства мира.
"Вполне
сложившиеся идеи
мечтал то о баррикадах, то о заговорах, но никогда не был "террористом".
_________
17 Тихомиров Л. А. Почему
я перестал быть революционером. М., 1895.
С. 27.
Некоторый
отпечаток положительности
Рост революции – как рост страны – вот сознание революционера, которое было тогда впервые поколеблено у Л. А. Тихомирова, особенно после цареубийства и дальнейшей реакции, сделавшей бесплодным акт 1 марта 1881 года.
Укрепление
государственности при
________
18 Там
же. С. 27–28.
19 Воспоминания
Льва Тихомирова. М;–Л., 1927. С. 139.
20 Тихомиров Л. А. Почему я перестал быть революционером. М., 1895. С. 21.
Будучи революционером, Л. А. Тихомиров искренне хотел быть полезным России, служить ей всеми своими силами. Но оставаясь в политической эмиграции, будучи еще номинально врагом русского государства, его желание служить не могло реализоваться. И это он то же осознавал. Разорвав с революционерами и испрашивая у Государя прощения, Лев Александрович готов был понести наказание и искупить вину. Так 24 октября 1888 года он записывает в своем дневнике, что если Государь "считает меня подлежащим наказанию, признавая себя подданным, я не могу не подчиниться воле царя" 21. Народовольчество вообще очень оригинальное, "самобытное" (если, конечно, можно употребить это слово в данном контексте) русское революционное движение, да и сам Л. А. Тихомиров весьма своеобразен для революционного деятеля. Революционное народовольчество Л. А. Тихомирова нельзя воспринимать в том же контексте, что и революционеров следующего поколения - эсеров или социал-демократов. Можно ли себе представить Ленина, Бухарина или, скажем, Каляева, не расстающимися всю свою революционную жизнь с образком святого (с Л. А. Тихомировым всегда был подаренный матерью образок Святителя Митрофана Воронежского) или захватывавшего в политическую эмиграцию Св. Евангелие? Трудно себе даже помыслить такое несообразие.
Ожидание
революции, в 80-е годы XIX столетия все
менее становилось
________
21 Воспоминания Льва Тихомирова.
М;–Л., 1927. С. 259.
революции?",
Л. А. Тихомирову все труднее было
находить положительный ответ. Он начинал
разочаровываться в силе революционеров
и в их положительной роли для
России. Оказавшись в республиканской
"передовой" Франции и насмотревшись
на парламентские скандалы, ознакомившись
с деятельностью партийных
Важной вехой отхода Л. А. Тихомирова от революции было написание в 1888 году предисловия к очередному изданию своей книги "Russie politique et social", где он писал: "Одно из двух, или имеешь силы для того, чтобы изменить режим, низвергая правительство, противящееся этому, или не имеешь их. В первом случае нет никакой нужды в политических убийствах, в последнем – они не приведут ни к чему".
Параллельно с политическими переменами в самосознании Л. А. Тихомирова происходили и религиозные изменения. Теплохладное отношение к вере сменилось горячим желанием возродить в себе православного человека, что укрепляло в нем сознательное решение порвать с революцией.
_________
22
Воспоминания Льва Тихомирова. М;–Л.,
1927. С. 189.
Однажды он открыл Евангелие на строках: "И избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона" (Деян. 7, 10). Снова и снова открывал Евангелие Л. А. Тихомиров, и каждый раз перед ним возникали эти евангельские строки. Постепенно у него созревала мысль о том, что Бог указывает ему путь — обратиться к Царю с просьбой о помиловании… Сам же отказ Л А. Тихомирова от революционных идей, скорее всего, лежал в области метафизической, в области его духовного мира. Переход от одного мировоззрения к другому связан с "духовным перерождением" и был скорее делом "духовного переворота", смены духовной ориентации, смены веры в революцию на веру в Бога, возвращением чувства веры из сферы социальной (революционной деятельности) в сферу церковную (личная церковная жизнь). Эта смена метафизического восприятия мира в свою очередь повлияла и на изменение политических убеждений. Знаменитый немецкий юрист Карл Шмитт (1888–1885) даже говорил о зависимости государственнических (правовых) воззрений от религиозного мировоззрения. Но в том 1888 году его новые убеждения явятся результатом искреннего его мировоззрения, желания обрести интеллектуальную независимость, итогом мучительного самоанализа, сомнений. При этом вся ситуация отягощалась муками от осознания бессмысленности жертв, приносимых им в эмиграции ради уже изжитых идеалов" 23 .
Информация о работе Идея монархической государственности в работах Л.А. Тихомирова