Г.В.Плеханов группа "Освобождение труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

Еще в начале 80-х годов произошел качественный поворот русской революционной мысли к марксизму. Он был связан с выходом в свет в 1882г. сделанного Г.В.Плехановым русского перевода "Манифеста коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, к которому его авторы дали предисловие, высказав свое убеждение в том, что "Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе".

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.84 Кб (Скачать)

   Лев Григо́рьевич Дейч (Лейба-Гирш; 26 сентября 1855, Тульчин, Каменец-Подольская губерния — 4 августа 1941, Москва) — деятель российского и международного социалистического движения, один из лидеров меньшевизма. Родился в еврейской купеческой семье. Учился в гимназии в Киеве (курса не окончил). В 1874 году примкнул к народническому кружку И.Ф.Фесенко. С 1875 вольноопределяющийся в пехотном полку в Киеве; член кружка "южных бунтарей". В 1876 г. служил в Киеве вольноопределяющимся; участвовал в это время в освобождении из тюрьмы студента Лурье и должен был предстать перед судом за самовольную отлучку, но бежал из-под ареста. В том же году Дейч и Малинка совершили в Одессе покушение на убийство шпиона Гориновича, нанесли ему несколько ударов ножом и, считая мертвым, облили лицо серной кислотой, чтобы затруднить опознание убитого; однако Горинович не умер, и все участники дела впоследствии были задержаны. В 1877 г. Дейч с Бохановским помогал Стефановичу организовать в Чигиринском уезде крестьянский заговор, опираясь на подложную царскую грамоту о всеобщем переделе земель. В августе заговор был раскрыт; 4 сентября арестовали Стефановича и его товарищей, но все трое до суда бежали из тюрьмы при помощи Фроленко , который для устройства этого побега поступил в тюрьму надзирателем. После побега уехал в Петербург, потом - в Швейцарию. В 1879 году на Воронежском съезде заочно принят в организацию «Земля и Воля». После её раскола — член «Чёрного передела». В 1880 году эмигрировал, в 1883 году в Швейцарии принял участие в создании первой русской марксистской группы «Освобождение труда». Занимался организацией издания и нелегальной перевозки революционной литературы в Россию. В 1884 году в Германии был арестован как уголовный преступник (по делу о покушении на Н. Гориновича) и выдан российским властям. Военным судом Дейч был приговорён к 13 годам и 4 месяцам каторги и поселению в Восточной Сибири. В 1885 году доставлен на Карийскую каторгу. Срок каторги был сокращён. После каторги, на поселении в Каре женился на политкаторжанке М. А. Ананьиной. В 1897 году переехал в Сретенск, где работал в конторе 1-го участка водных путей. После смерти жены переехал в Благовещенск, был фактическим редактором газеты «Амурский край». В 1901 году через Владивосток бежал в Мюнхен и примкнул к «Искре»; был кооптирован в члены администрации Заграничной лиги русской революционной социал-демократии. Принимал участие в издании «Искры» и «Зари». Входил в Заграничное бюро организационного комитета по созыву 2-го съезда РСДРП (1903 год). На съезде примкнул к меньшевикам. В 1904 году был делегатом Международного социалистического конгресса в Амстердаме. Осенью 1905 год вернулся в Россию. В 1906 году был арестован и сослан в Туруханский край, но по дороге бежал, вернулся в Петербург, в 1907 уехал за границу. Участник 5-го (1907 года) съезда РСДРП и Штутгартского международного социалистического конгресса (1907). В годы "реакции" — меньшевик-ликвидатор. В феврале 1911 года Дейч, в сопровождении жены — Эсфирь Зиновьевой переезжает в Нью-Йорк. В 1911—16 жил в Нью-Йорке (США), участвует совместно с С. М.    Ингерманом в издании газеты "Новый мир", однако позже вследствие конфликта с ним по ряду организационных вопросов вынужден прекратить своё участие в этом проекте. После Февральской революции 1917 года Дейч вернулся в Петроград, где примкнул к группе правых меньшевиков-оборонцев, стал одним из редакторов меньшевистской газеты «Единство». Вместе с Плехановым и Засулич призывал социал-демократов пойти на соглашение с Временным правительством и оказать помощь союзникам России. Утверждал, что стране «не надо гражданской войны, она погубит нашу молодую свободу».Октябрьскую революцию 1917 не принял, считал ее «авантюрой большевиков», поскольку «не только в нашей, но и в никакой из наиболее передовых стран невозможно было бы немедленное падение современного капиталистического строя и замена его социалистическим, т.к. для этого еще недостаточно развиты производственные и иные условия». С конца 1917 по 1918 работал в еженедельниках «Начало», «Дело», но вскоре отошел от политической деятельности. После смерти Плеханова в 1918 занялся изданием его трудов, публиковал воспоминания и статьи по истории русского освободительного движения. С 1928 года пенсионер. Автор воспоминаний и статей по истории русского освободительного движения.

    Па́вел Бори́сович Аксельро́д (1849 или 1850, Почеп, Мглинского уезда, Черниговской губернии — 16 апреля 1928, Берлин) — российский социал-демократ. В 1870-е годы — народник, член «Земли и воли» (1876—1879), после её раскола — чернопеределец. В 1883—1903 годах член марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии — один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм. В 1917 году — член исполкома Петроградского совета, активно поддерживал Временное правительство. После Октябрьской революции — в эмиграции. Один из лидеров II Интернационала, сторонник реформизма, противник Советской власти, вплоть до призыва к вооружённой интервенции.

    В сентябре 1883 года вместе с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими П. Б. Аксельрод основал группу «Освобождение труда», лидером которой стал Плеханов. Это была первая собственно марксистская и социал-демократическая организация, сложившаяся в Швейцарии в среде революционеров-эмигрантов из России. Осенью 1884 года группа «Освобождение труда» приступила к изданию серии книг под общим названием «Рабочая библиотека». Первой книгой в новой серии была объёмистая брошюра Аксельрода «Рабочее движение и социальная демократия», представлявшая собой изложение основных положений марксизма вне связи с российскими условиями. Аксельрод полагал, что завоевание рабочим классом политической власти невозможно «без кровавой борьбы», но ей должна предшествовать длительная подготовительная работа, включающая в себя в том числе и опыт парламентаризма для рабочей партии. В августе 1888 года группой опубликован сборник «Социал-демократ», в котором Аксельрод выступил как редактор и один из авторов. Впоследствии группа «Освобождение труда» вернулась к идее этого сборника и по мере нахождения средств было опубликовано ещё четыре выпуска «Литературно-политического обозрения „Социал-демократ“» (в 1890—1892 годах). В связи с активизацией общественного движения в России в 1891-92 годах, которое было вызвано в том числе голодом и эпидемией холеры, у Аксельрода родился план объединения усилий либерального и социал-демократического движений в борьбе с самодержавием, связанный с созданием «Общества борьбы с голодом». Для реализации этого проекта Аксельрод попытался привлечь русскую эмиграцию в Париже (во главе с П. Л. Лавровым), Лондоне («Фонд вольной русской прессы» — С. М. Степняк-Кравчинский, Н. В. Чайковский и др.), Женеве (редакция «Свободной России» — В. Л. Бурцев и др.) и другие организации. В Цюрихе для организации «Общества» был создан межпартийный кружок из учащейся молодежи во главе с шурином Аксельрода Я. М. Кальмансоном. В целом затея не удалась, но она способствовала преодолению изначальной изоляции группы «Освобождение труда».С рубежа 1880-х — 1890-х годов начинается новый период в деятельности «Освобождения труда». С 1889 года она была постоянно представлена на конгрессах «Международного объединения рабочих партий» (II Интернационал), затем восстановились связи с набиравшими силу в России социал-демократическими кружками. Материальные проблемы Аксельроду удалось решить, заведя в середине 80-х годов собственную небольшую фирму по производству кефира. К концу 90-х годов она начала приносить стабильный доход, позволявший Аксельроду и его семье не только обеспечить собственную жизнь, но и оказывать материальную поддержку другим революционерам. В 1908 году фирма «Аксельрод-кефир», имевшая три отделения — в Цюрихе, Женеве и Базеле, была продана в обмен на пенсию её создателю со стороны нового владельца.

   Ещё в 1882 Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894). Эти произведения в 80-х — начала 90-х гг. изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму.

 

Деятельность  группы «Освобождение труда»

  Важное значение имели работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма в применении к России. В его работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) дана развёрнутая критика теории и тактики народничества, обосновывается вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывается, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат, выдвигается задача создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели также два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым. Первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству. После обсуждения его в кружках социал-демократов Плеханов написал второй — «Проект программы русских социал-демократов» (1885). Теоретическая его часть содержала основные элементы программы марксистской партии. Практическая — состояла из требований:

   общедемократические преобразования;

   меры в интересах рабочих;

   меры в интересах крестьян.

    Подробный разбор второго требования сделал Ленин. Этот документ группы «Освобождение труда» был единственной опубликованной программой российской социал-демократии до программы РСДРП, выработанной ленинской «Искрой». В 1895 вышла новая работа Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». В ней дана критика «субъективной социологии» народничества, доказана несостоятельность народнических взглядов по вопросам о роли идей, личности и народных масс в истории.

     В распространении марксизма участвовали все члены группы. Кроме серии «Библиотека современного социализма», группа выпустила серию «Рабочая библиотека» (С. Дикштейн, «Кто чем живёт?», предисловие Г. В. Плеханова, 1885; П. Аксельрод, «Рабочее движение и социальная демократия», 1884; «Речь П. А. Алексеева на суде», с предисловием Г. В. Плеханова, 1889; В.      Засулич, «Варлен перед судом исправительной полиции», 1890, и др.). В 1888 группа «Освобождение труда» издала сборник «Социал-демократ», а в 1890—1892 — литературно-политическое обозрение «Социал-демократ» (4 книги), в котором пропагандировались революционные идеи марксизма, подвергалось критике народничество, и освещалась деятельность российских и международных социал-демократов.

Программа социал-демократической группы «Освобождение  труда»

  Наряду с теоретической и пропагандистской деятельностью группа «Освобождение труда» вела за границей большую работу по объединению сил российской социал-демократии. Осенью 1888 группа основала «Русский социал-демократический союз»; в конце 1894 был создан «Союз русских социал-демократов за границей», редакция изданий которого принадлежала группе «Освобождение труда». В ноябре 1898 группа «Освобождение труда» расходится с большинством членов «Союза» (Кричевский, Прокопович, Акимов, Кускова и др.), вставших на путь «экономизма». Группа ведёт решительную борьбу с оппортунизмом, строго выдерживая линию революционного научного социализма.

    Несмотря на огромные трудности, группа имела связь с социал-демократическими организациями в России (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Вильнюс, Рига, Минск, Одесса, Нижний Новгород и др.). В мае 1895 в Швейцарии Ленин встретился с Плехановым и договорился о совместном издании в 1896 в Женеве сборника «Работник». Созданный Лениным в 1895 Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» устанавливает тесную связь с группой «Освобождение труда»; «Союз» избрал Плеханова своим представителем на Международный социалистический конгресс (1896, Лондон). Связь между ними ослабла после ареста Ленина, его ближайших товарищей и прихода к руководству «Союзом» «экономистов». В ноябре 1898 группа отказывается от редактирования изданий заграничного «Союза русских социал-демократов», так как в нём стали преобладать оппортунисты, а в мае 1900 окончательно порывает с ним и основывает самостоятельное издательство «Социал-демократ».

     Группа «Освобождение труда» поддерживала контакты с социал-демократическими партиями и организациями Германии, Франции, Англии, Польши, Болгарии, Швейцарии, Австрии, Венгрии. Группа имела связь с видными деятелями социалистического движения Запада: Э. Эвелингом, Элеонорой Маркс, Д. Благоевым, А. Лабриолой, А. Бебелем, В. Либкнехтом, К. Цеткин, К. Каутским и др. Её представители участвовали в международных рабочих социалистических конгрессах: в 1889 в Париже, в 1893 в Цюрихе, в 1896 в Лондоне и т.д. Ф. Энгельс высоко оценивал деятельность группы «Освобождение труда» «…Я горжусь тем, — писал он в 1885 В. И. Засулич, — что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. И сам Маркс был бы также горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России». Идеолог группы Плеханов на рубеже XIX-XX вв. вёл активную борьбу с ревизионизмом, главным образом бернштейнианством. Группа «Освобождение труда» сыграла значительную роль в борьбе с «экономизмом». В специальном сборнике «Вадемекум» был напечатан составленный В. И. Лениным в ссылке протест 17 социал-демократов против «„кредо“ экономистов». Важнейший этап деятельности группы «Освобождение труда» (1901—1903) протекал в рамках Заграничной лиги русской революционной социал-демократии, когда группа объединилась с ленинской «Искрой». Вначале это был период плодотворного сотрудничества Ленина и Плеханова, затем выявились между ними идейные разногласия (1901—1903), которые окончательно обострились после 2-го съезда РСДРП, что привело к расколу российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Ленин отмечал недостатки группы «Освобождение труда», которые он главным образом усматривал в том, что группа не была связана с рабочим движением, что у её членов отсутствовали конкретный анализ особенностей развития капитализма в России и признание вытекающих особых задач российской социал-демократии в борьбе за создание партии нового типа, отличной от партий 2-го Интернационала . Члены группы не поняли, что наступила эпоха империализма и пролетарских революций, не имели чёткого взгляда на взаимоотношения рабочего класса и крестьянства, рабочего класса и либеральной буржуазии, не учитывали роль пролетариата как гегемона в буржуазно-демократической революции.

     Историческое значение группы «Освобождение труда» Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Заслугой группы «Освобождение труда» и прежде всего Г. В. Плеханова Ленин считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма. Он указал на преемственность взглядов деятелей Петербургского «Союза борьбы» и членов группы «Освобождение труда» по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в русской социал-демократии. Историю марксизма в России Ленин вёл, начиная с момента образования группы «Освобождение труда».

 

 

Заключение.

 

     Процесс распространения марксизма  захватил также и национальные  регионы Российской империи. В  Польше возникла (в 1882 г.) партия "Пролетариат", руководство которой поддерживало  контакты с группой "Освобождение  труда" и кружками Д. Благоева. В конце 80-х - начале 90-х гг. марксистские  группы возникли в Вильно, Минске, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Тифлисе  и других городах. Десятилетие  1884-1894 гг. было временем возникновения  и упрочения российской социал-демократии  как идейного течения. Распространение  марксизма шло еще в отрыве  от рабочего движения, а сами  кружки не были связаны между  собой. Но стараниями членов  марксистских групп и кружков  в стране была подготовлена  почва для соединения социализма  с рабочим движением. Появление  социал-демократического движения  было связано, прежде всего, с усилением борьбы рабочих за свои права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Бережанский А.С. Г.В. Плеханов: от народничества к марксизму. Воронеж, 1990.

2. Бэрон С.Х. Г.В. Плеханов - основоположник русского марксизма: Пер. с англ. СПб. , 1998.

3. Жуйков Г. Группа «Освобождение труда», М., 1962.

4. Курбатова  И.Н. Начало распространения марксизма  в России: Литературно-издательская деятельность группы «Освобождение труда» (1883-1903). М., 1977.

5. Ленин В.  И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1. М., 1969.

6. Маркс К.  и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36,

7. Плеханов  Г.В. Избранные философские произведения  в пяти томах. Т. 1. М., 1956.

8. Плеханов  Г. В. О социальной демократии  в России. Соч., 3 изд., т. 9, М., [б. г.].

Информация о работе Г.В.Плеханов группа "Освобождение труда"