Организация труда в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. /1, стр. 104/
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Оглавление

Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Введение

Файлы: 1 файл

орг-труда в магазине.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

                Содержание 

      Введение 3
1. Трудовые  процессы в торговом предприятии,  их значение и содержание 6
1.1. Организация  материальной ответственности в  магазине 13
1.2. Режим  работы и условия труда в  магазине 16
1.3. Оплата  и анализ производительности  труда работников магазина 22
2. Организация  трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая  характеристика магазина, его основные  экономические показатели 28
2.2. Организация  труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования  трудовых  процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список  использованных источников 42

                  Введение

     Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция  управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. /1, стр. 104/

      В любой организации возникает  необходимость в определении  численности персонала, в эффективной  системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

      Повышение интереса к человеческому фактору  в 60-80-е годы обусловило разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное  достижение социально экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность  им всех членов коллектива. /2, Стр. 9/

      Переход страны на рыночные отношения в корне  изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности  производства.

      На  результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.

      Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических  предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи  с этим возрастает роль кадрового  планирования, его информационного  обеспечения.

      Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве случаев  определяется профессионализмом сотрудников  организации  и приводит к большим  изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться  подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий.

      И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов.

      Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических  мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торгово- технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового  обслуживания населения.

      Объектом  данного исследования является ЗАО  Супермаркет «Звездный».

      Субъектом данного исследования является организация  трудовых процессов на ЗАО Супермаркет  «Звездный».

     Цель  данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления  совершенствования  системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

      Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты  организации труда работников магазина;
  • проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
  • рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина «Звездный».

     Метод исследования  - сравнительный анализ на основе личного ознакомления автора с данной торговой организацией и  бухгалтерская отчетность за 2001 г.     
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Трудовые процессы  в торговом предприятии,  их значение и  содержание

                Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии торговли: «совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов». В торговле технология  включает операции по доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю./3, с. 87/.

             Благодаря ряду производственных  операций, выполняемых в торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую  стоимость и выступает как  труд производительный. В то де  время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли  - оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.

               В своем большинстве торговые  предприятия относительно небольшие,  в них нецелесообразно глубокое  разделение труда, затруднено  использование высокопроизводительных  машин и механизмов.

              Как и в любой другой отрасли,  в торговле  совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой  формы собственности, составляет около трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого  труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств  механизации и доля овеществленного труда выше.

          Важная особенность структурного  состава трудовых ресурсов в  торговле состоит в том, что  более 85 % их общего количества  составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает  ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость  сокращения доли  ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

          Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это  относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив,  следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг.

          Для труда контролера-кассира  характерна нервно-эмоциональная  напряженность, обусловленная необходимостью  в процессе трудовой деятельности  вступать в контакт с большим  количеством людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

          Источником нагрузки служит также  значительное напряжение памяти  и внимания, специфика работы  с материальными ценностями, монотонность  труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей  в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

          В торговле применяется суммарный  учет рабочего времени. Анализ  работоспособности продавцов показал,  что к концу рабочего дня  выработка из-за утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на  часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.

          В торговле работают преимущественно  женщины. В то же время товары  поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло – до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.

           Поэтому в рамках социального  развития на предприятии целесообразно  предусматривать мероприятия по  соблюдению санитарно-гигиенических  норм, стандартов безопасного труда./4, с. 158-159/.

          Численность работников и структура  штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

          В связи с этим большое значение  имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

          Функциональное разделение предполагает  обособление отдельных функций  и выделение работников для  их выполнения. С учетом  этого  признака весь персонал розничного  торгового предприятия подразделяется на  три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

           Управленческий персонал состоит  из работников, обеспечивающих  управление  торгово-технологическим и трудовым  процессом. Сюда входят руководящие,  инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего),  администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

          Общее руководство магазином  осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Информация о работе Организация труда в магазине