Организация труда в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. /1, стр. 104/
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Оглавление

Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Введение

Файлы: 1 файл

орг-труда в магазине.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Рис. 1. Формы и системы оплаты труда 

          При повременной оплате труда  заработная плата работнику начисляется  в соответствии с окладом за  фактически отработанной время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых  заработная плата увязывается с конечным результатом.

          Сдельная оплата труда в зависимости от способа учета выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.

          Гибкие системы оплаты труда  в современных условиях тесно  увязываются с конечными результатами деятельности предприятия. Широко применяется остаточная системы, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При этой форме оплаты труда каждому работнику устанавливается оклад и по каждой секции определяется сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты всех налогов. Расчет издержек производится по каждой секции (расходы на оплату труда, затраты по аренде, по инкассации, по содержанию помещений и общефирменные расходы). После этого рассчитывается коэффициент соотношения прибыли и заработной платы. Внутри секции сумма сверхтарифной части распределяется самостоятельно.

          Для повышения трудовой активности  персонала широко используется  система материального стимулирования, в которой используются различные  формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет. Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.

          Структура и численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.

          При анализе численности персонала,  использования рабочего времени  и производительности труда различают списочную, явочную и среднесписочную численность.

          Списочная численность – это   численность всех работников, состоящих  в штате предприятия на определенную  дату. В списочный состав включаются  все работники, принятые на  постоянную, сезонную или временную работу.

          Явочная численность – это  минимальное количество персонала,  которое должно обслуживать торгово-технологический  процесс.

          Среднесписочная численность –  это численность персонала, определяемая  в среднем за соответствующий  период (месяц, квартал, год).

          Анализ численности персонала  производится во взаимосвязи  с анализом  производительности  труда, которая характеризует  эффективность использования трудовых  ресурсов. В процессе изучения  численности и состава  работников  анализируется их динамика, а также изменение по периодам.

          Для характеристики эффективности  использования трудовых ресурсов  могут использоваться следующие  показатели: /4, стр. 570/

  • численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);
  • товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);
  • производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – Во, В1).

          При анализе производительности  труда рассматривают товарооборот  на одного работника в целом  по предприятию, в том числе  на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

          Влияние на численность работников  изменения объема товарооборота  и выработки определяется с  помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр). 

       Чо = То / Во

                                                                     Чр - Чо

       Чр = Т1 / Во                                                                                                  Ч1 - Чо

                                                                      Ч1 - Чр

      Ч1 = Т1 / В1 

           Численность персонала зависит  от трудоемкости товарооборота,  его структуры, внутригруппового  ассортимента реализуемых товаров.  Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (DЧтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

      DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),

      где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/.

          Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

          Существенным моментом в анализе  производительности труда является  исчисление ее влияния на увеличение  объема товарооборота. Для определения  влияния изменения производительности  труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

      D Тч = (D Ч / D Т) * 100,

      где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;

      D Ч – прирост численности, %;

      D Т – прирост товарооборота, %.

      D Тп = 100 - D Тч,

      где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда./4, с. 173-174/.

          Критериями оценки эффективности  использования трудовых ресурсов  является рост трудовых доходов  работников, с одной стороны, и  рост прибыльности их труда  для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей  торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но  в целом реализация товаров должна быть  прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

      Кпт = D ЧП / D ФП,

      где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;

      D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

      D ФП – прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.    Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам./4, с.176-177/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Организация трудовых  процессов в магазине

      2.1. Организационно-правовая  характеристика магазина, его основные экономические показатели

          

      Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым акционерным обществом, акции  которого распространяются только среди  его учредителей (среди заранее  определенного круга лиц), когда  не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 51.

      .

      Данные  таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2001 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в 2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух. отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться.

      Рассмотрим  организационную структуру управления ЗАО «Звездный» (см. рис.2)..

      

                  

      

      

 
2.2. Организация труда  в супермаркете  «Проспект»

ОАО Розничная  сеть “Проспект”. Адрес исследуемого магазина – Салютная 27.

В данном магазине работает 55 человек.

      Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:

      а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и  т.д.) –10 человек.

      б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 34 человек.

      в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние  магазина – рабочие , уборщицы, электромонтеры, техники и др.) – 11 человек.

      Данный  супермаркет строился именно в расчет на большой % системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический  эффект при самообслуживании достигается  за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.

      При продаже товаров с открытой выкладкой  обеспечивается свободный доступ покупателей  ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.

      При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям

      Система самообслуживания имеет более высокие  экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2 торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.

Информация о работе Организация труда в магазине