Организация труда в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. /1, стр. 104/
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Оглавление

Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Введение

Файлы: 1 файл

орг-труда в магазине.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

        К важным факторам повышения эффективности труда работников относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность  и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить  материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

          Рациональная  организация труда   работников магазина не возможна  без нормирования затрат времени  на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.

          При нормировании  труда работников  используют нормы времени, выработки и обслуживания.

          Под нормами времени понимают  затраты времени на выполнение  определенного объема работы  одним или несколькими работниками  в рациональных организационно-технических  условиях.

          Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.

          Норма обслуживания выражается  в количестве единиц оборудования  или в размере торговой площади  магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

          При технико-экономическом нормировании  труда используют фотографию  рабочего дня и хронометраж.

          С помощью фотографии рабочего  дня определяют фактические затраты  времени на различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной или групповой. Для регистрации наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование предприятия и структурного подразделения, фамилию работника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.

          Путем хронометража устанавливают затраты времени на выполнение отдельных, многократно повторяющихся операций. С его помощью можно выделить работников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных элементов, установить оптимальные затраты времени на осуществление этих операций или элементов.

           Материалы фотографии, хронометража  и других методов изучения  рабочего времени используют  для выявления недостатков в  организации труда работников  магазина и определения резервов  повышения его эффективности.

Все торгово- технологические операции, как известно, делятся на три основные части:

а) операции с товарами до предложения их покупателям;

б) операции непосредственного обслуживания покупателей;

в) дополнительные операции обслуживания покупателей.

Погрузо-разгрузочные работы в ОАО Розничной Сети «Проспект» осуществляются с использованием электропогрузчиков и средств малой механизации.

После этого производится приемка товара по количеству и качеству.

После приемки товары доставляют в помещение  для хранения.

Все продовольственные  товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный  зал.

      Перед подачей товаров в торговый зал  товары готовят к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке,  упаковке, утюжке, маркировке и т. д.

      Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.

      Так как в ОАО Розничной Сети «Проспект» имеется очень большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, используются все три варианта схемы технологических процессов.

      а) наиболее сложный вариант технологического процесса, который использутся при продаже товаров, требующих хранения и предварительной доработки перед подачей их в торговый зал. Для продовольственных товаров – это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров. Для непродовольственных товаров – освобождение от тары, чистка и утюжка швейных изделий, сборка и регулировка технически сложных товаров;

      б) второй вариант технологического процесса включает хранение товаров, для чего требуются специальные помещения. Осуществление хранения, как правило, диктуется необходимостью организации бесперебойной торговли, когда используемая система снабжения  эту бесперебойность  обеспечить не в состоянии;

      в) при третьем варианте товар после  количественной и качественной приемки  сразу поступает для продажи  а торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.

      В торговом зале продовольственных товаров  используется линейная поперечная расстановка  оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.

      Движение  покупателей в торговом зале осуществляется против часовой стрелки, что создает  им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.

      При распределении площади между  товарами при их экспонировании полностью  учитывается частота их приобретения.

      В ЗАО Супермаркет «Звездный» используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале:

      а) в начале расположены фрукты – овощи;

      б) мясной и рыбный отделы размещены  в глубине торгового зала;

      в) кондитерские изделия расположены  в конце линии по продаже хлебобулочных  изделий; 

3. Пути совершенствования  трудовых процессов  в  ЗАО Супермаркет  «Звездный» 

      Для улучшения своих экономических показателей ЗАО Супермаркет «Звездный» должно осуществить следующие мероприятия:

      а) увеличить количество часов работы в неделю до 90-110;

      б) провести аттестацию рабочих мест для  повышения эффективности работы персонала;

      в) перейти на бригадный метод материальной ответственности с ответственностью только бригадира или его заместителя;

      г) потребовать от поставщиков перехода на поставку продукции на поддонах для более технологичной разгрузки;

      д) повышение материальной заинтересованности работы персонала через распределение части прибыли;

      е) постоянное повышение квалификации персонала через курсы повышения  квалификации;

      ж) установить малотоннажный кран и  приобрести электропогрузчики для  разгрузки автомашин, и требовать  от поставщиков транспортировки в открытых кузовах(возможность использовать механическую разгрузку);

      з) постоянно изучать покупательские потоки с помощью анкетирования  покупателей. Это позволяет работать на опережение и заранее заказать нужные товар;

        и) использовать дополнительную рабочую силу для работы на неполный рабочий день часы пик. 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

      Качественно новый уровень развития экономики  не может быть достигнут без эффективного использования персонала организаций Социально – экономическое значение управления персоналом в условиях рыночной экономики существенно изменяется. Оно перестает быть только организационно – административной работой, приобретая новое экономическое и социальное значение.

      Кадровое  планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания магазина при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников.

            С учетом теоретического и методического анализа путей совершенствования организации трудовых процессов магазина можно сделать следующие выводы об организации трудовых процессов на данном торговом предприятии:

      а) уровень организации трудовых процессов  в ЗАО Супермаркет «Звездный» различается по видам труда. Если при расчетах с покупателями уровень очень высокий (сканеры, транспортер у кассира, видеонаблюдение за покупателями), то при организации погрузо-разгрузочных работ уровень трудовых процессов очень низок.

      б) благодаря системе сканирования повысилась эффективность работы отдела поставок в ЗАО Супермаркет «Звездный» из-за большого количества ценной оперативной информации, которая мгновенно поступает на компъютеры менеджеров из торгового зала.

      в) руководство ЗАО Супермаркет  «Звездный» идет в хвосте научно-технического прогресса в торговле, внедряя те технологии, которые уде давно имеются в соседних магазинах города и страны (Москва, Спетербург), выигрывая исключительно масштабом торговли в головном магазине и единой системой снабжения сети магазинов ЗАО Супермаркет «Звездный» по г. Екатеринбурга (экономия на одном отделе поставок). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

    1. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. – М.: АО «ИНФРА – М» - АОЗТ «Премьер», 1995. –  204 с.

  1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М. ИНФРА – М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2000.  

    3 Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность.Ч.1.Розничная торговля: Учеб.пособие.Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та,2000.-207 с.

    4.   Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.:ИНФРА-М,2000.-295 с

  1. Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Ч.2.Оптовая торговля: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос . экон . ун-та,1999.-104 с.
  2. Абрютина  М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.-512с.
  3. Памбухчиянц  В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебн.-2-изд.-М.:ИВЦ «маркетинг», 1999.-320 с.
  4. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – 5-е изд.,перераб . и доп. – Мн .; Выш.шк ., 2000. – 430 с.
  5. Дашков Л. П., Памбухчияец В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений.-3-е изд.,- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001
  6. Барышева А.В. Как сделать персонал ориентированным на клиента // Управление персоналом. – 1998. №8. – 24-33 с.
  7. Страхова О.А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция «Управление персоналом и занятость». Спб.,  1995.

Информация о работе Организация труда в магазине