Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:07, контрольная работа
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, вобщественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Вавилонское государство
располагалось в Азиатском
К северу от шумеров в Междуречье проживали
аккадцы, которые постепенно захватили
всю территорию Шумера и создали мощное
Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее
почти 100 лет.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено
кочевника-ми-амореями, победившими Шумеро-Аккадское
царство и широко расселившимися на его
территории. Одним из их опорных пунктов
стал Вавилон, бывший крупным поселением
уже в последние века существования Шумера.
Удобное географическое положение обеспечивало
возвышение Вавилона. Он становится столицей
небольшого царства. Первые пять вавилонских
царей значительно расширили свои владения.
При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал
столицей огромного государства, включавшего
большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи
государство, получившее название Вавилония
по имени его столицы, было большим, но
не сильным
Как всякое рабовладельческое
государство, Древний Вавилон знал
деление общества прежде всего на
свободных и рабов.
Рабы («вардум») составляли низший общественный
слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные
и ставшие бесправными свободные (например,
преступники и несостоятельные должники).
Рабы рассматривались законом как вещь,
находящаяся в полной собственности хозяина.
Право собственности на рабов переходило
в семье из поколения в поколение. Рабов
продавали, закладывали. Повреждение их
здоровья или лишение их жизни считалось
не более как повреждением имущества их
господина, которому виновный обязан возместить
ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника
по неосторожности виновный был обязан
отдать раба за раба; за смерть раба в доме
кредитора по вине последнего, за умерщвление
его бодливым быком господину уплачивалась
треть мины; за повреждение глаза рабу
или неудачную операцию, повлекшую его
смерть,— половина его стоимости. Раб
не имел права самостоятельно распоряжаться
чем бы то ни было из имущества господина,
даже если пользовался большим доверием
со стороны последнего. Купля-продажа,
совершенная с рабом, наказывалась смертной
казнью для покупателя. За содействие
бегству и укрывательство раба или отказ
его выдать виновный подлежал смертной
казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший
его господину получал за услугу награду.
Для обозначения рабского состояния на
рабов налагались особые знаки, вырезаемые
или выжигаемые на теле. Но такое клеймение
ограничивало владельческие права господина,
который лишался возможности продать
раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие.
Они не могли быть собственниками. Имущество,
которое имели рабы, наживалось с разрешения
господина, но считалось частью собственности
господина и переходило к нему после смерти
раба. Законы Хаммурапи не ограничивали
власть господина над рабом. Лишь некоторые
категории рабов, составлявшие меньшинство,
пользовались защитой закона. Это рабыни,
имевшие детей от своих владельцев. Такие
дети считались свободными. Закабаленные
за долги не могли находиться в рабском
состоянии более трех лет. Казенному рабу
или рабу-вольноотпущеннику позволялось
жениться на свободной, дети от такого
брака были свободны.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.
Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное' «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.
Наряду с сословиями законы
Хаммурапи указывают также
Низшие ступени
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных
органов управления различались
центральные и местные. Большими
городами управляли наместники царя.
На местах, хотя и со значительно
ограниченными функциями, сохранялись
органы общинного самоуправления, осуществлявшие
некоторую административную, финансовую,
судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники,
назначаемые царем: наместники и правители
местности. Высшей судебной инстанцией
был царь. Общинные и храмовые суды все
больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были
выбиты на большом черном базальтовом
столбе. Наверху, на лицевой стороне столба
изображен царь, стоящий перед богом Солнца
Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом
начертан текст законов, заполняющий обе
стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой
частью является обширное введение, в
котором Хаммурапи объявляет, что боги
передали ему царство для того, «чтобы
сильный не притеснял слабого». Затем
следует перечисление благодеяний, которые
были оказаны Хаммурапи городам своего
государства. После введения размещены
статьи законов, которые в свою очередь
заканчиваются обстоятельным заключением.
Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении
сборника в его основу были положены
старое обычное право, шумерийские
судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их
полноты и по своей категоричности, они
не предусматривают разнообразных явлений
жизни. Тексты составлены в основном в
казуистической форме. Нет общих принципов,
системы в изложении, хотя известная логика
присутствует. Но все представленные случаи
разбираются с большой обстоятельностью.
Законы Хаммурапи, в отличие от других
восточных кодификаций, не содержат религиозного
и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался
закрепить общественный строй государства,
господствующей силой в котором должны
были стать мелкие и средние рабовладельцы.
Это первый известный сборник законов,
освящавший рабовладельческий строй,
частную собственность. Законы содержат
пережитки родового строя, что проявляется
в суровости наказания, сохранении принципа
талиона, применении ордалия.
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля,
сада, законы Хаммурапи упоминают
о различных видах
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.
Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Информация о работе Государственный строй Вавилонии при Хаммурапи