Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:13, контрольная работа
Цель настоящего курсового исследования заключается в том, чтобы проанализировать развитие исторических реалий по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг. Соответственно задачами курсовой работы являются:
– проанализировать характер, содержание и значение дореволюционной истории I–IV Государственных дум;
– обобщить результаты работы российского парламентаризма в начале XX века;
– установить основные тенденции и достижения в парламентской деятельности Государственной думы России в начале XX века.
К этому
времени кабинет С. Ю. Витте пал
и премьером был назначен известный
царедворец И. Л. Горемыкин, убедивший
царя пригласить на пост министра внутренних
дел бывшего гродненского, а затем
саратовского губернатора П. А. Столыпина.
Новому правительству досталось
тяжелое наследство. Кабинет С. Ю.
Витте, находясь у власти шесть месяцев,
не подготовил к открытию Думы законопроектов,
которые должны были бы стать предметом
рассмотрения народного правительства,
считая, что Дума сама должна заняться
законотворчеством. И она занялась.
Буквально с первых часов своды
Таврического дворца стали оглашать
призывы и декларации крайне радикального
характера: объявить всеобщую амнистию,
создать ответственное
Депутаты хотели всего и сразу, и это их желание делало Думу больше похожей на антиправительственный митинг, чем на работу серьезного и ответственного государственного органа. Большинство депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе. Разгоряченные баталиями революционных битв, многие смотрели на думскую трибуну как на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу и конкретным лицам, и определенным политическим течениям. Все это происходило в атмосфере непрекращающегося террора революционеров. По неполным данным, в январе 1906 г. было совершено 80 убийств, в феврале – 64, в марте – 50, в апреле – 56, в мае – 122, в июне – 27. Сотни людей стали жертвами беспощадных “борцов за свободу”, и ни один из этих актов не был осужден не только левыми, но и кадетами. [Аранович А. С. История Государственной Думы России в историографии. 1906–1917 гг. – М., 2001, стр. 89.]
Первое
время исполнительные государственные
структуры находились в состоянии
растерянности. Конечно, зная состав участников
думской ассамблеи, правительство
не питало особых иллюзий. [Манько А. Высшие
органы власти в Российской Империи:
Государственный Совет и
Для высших
сановников это часто было настоящим
потрясением. Но находились и такие,
кто смело “шел в бой”, спокойно
и аргументировано отвечал на
выпады и этим поддерживал престиж
власти. Первое место в этом ряду
занимал новый министр
Первая Дума просуществовала чуть больше двух месяцев и основную часть времени уделила обсуждению самого жгучего вопроса социальной жизни – аграрного. Центром обсуждения стало два проекта. Первый внесли кадеты. Он предусматривал дополнительное наделение крестьян землей за счет земель казенных, монастырских, удельных, а также за счет частичного отчуждения частновладельческих земель за выкуп “по справедливой (но не рыночной) оценке”. Второй проект внесла фракция трудовиков. Он носил еще более радикальный характер и предусматривал отчуждение помещичьей земли, превышающей “трудовую норму”, создание “народного земельного фонда” и введение уравнительного землепользования. Обсуждение этих предложений вылилось в громкое обличение общественного строя. Поднимавшиеся на трибуну ораторы негодовали и произносили эмоциональные монологи о том, что “простой труженик” почти лишен “средств пропитания”, в то время как правительство защищает и охраняет интересы и привилегии помещиков.
В этих обвинениях была своя правда. Но правда была и в том, что простым перераспределением земельных наделов аграрный вопрос в России решить было нельзя. Требовалось не просто у одних отнять, а другим дать; необходимо было изменить не столько размер землевладения, сколько качество землепользования, которое отличалось допотопным обликом, чрезвычайно низкой эффективностью, позволявшей крестьянам существовать на уровне минимальной достаточности. Для коренной модернизации требовалось не отнимать землю, а создавать крепкого индивидуального землевладельца, умевшего и желавшего вести современное аграрное производство, стабильно нацеленное на рынок.
Царь
был категорическим противником
всех форм отчуждения собственности, не
без основания считая, что потакание
низменным инстинктам толпы безответственно,
что какое-либо покушение на незыблемость
прав собственности чревато
Правительство
болезненно реагировало на направление
деятельности Государственной думы
и 20 июня выступило с заявлением,
в котором говорилось о неприкосновенности
частной собственности на землю.
9 июля 1906 г. Первая Государственная
дума была распущена и объявлены
новые выборы. На следующий день
группа кадетов и трудовиков собралась
в Выборге, где опубликовала так
называемое “Выборгское воззвание”,
в котором в знак протеста “против
роспуска народного представительства”
население призывалось к
Выборы во Вторую Государственную думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44. [Аранович А. С. История Государственной Думы России в историографии. 1906–1917 гг. – М., 2001, стр. 97.] Остальные голоса получили правые (националисты), представители регионально-национальных партий, казаки и некоторые мелкие политические объединения. Состав Второй думы отразил поляризацию сил в обществе, и хотя среди депутатов значительную группу составляли правые, перевес был на стороне левых, так как кадеты часто солидаризировались с ними. Аграрный вопрос опять оказался в фокусе внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок. [Томсинский С. Г. Борьба классов и партий в первой Государственной думе. – Краснодар, 1997, стр. 55.] Довольно быстро власти стало ясно, что ждать конструктивной работы от новой Думы не приходится. К тому же поступали сведения, что левые, прикрываясь депутатским иммунитетом, занялись откровенной антиправительственной деятельностью и вне стен Таврического дворца. Дума отказалась лишить депутатских полномочий социал-демократическую фракцию. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала, а затем предала суду группу думских социалистов. Через несколько часов последовало сообщение о роспуске представительства и был опубликован новый избирательный закон.
Новые
избирательные правила изменяли
пропорции представительства
Неудачный
опыт кратковременного существований
первых двух Дум обострил дискуссии
в правящих кругах России о характере
избираемого представительства
и его нужности. Крайне правые деятели,
борцы “за чистоту
3. История и значение деятельности III-й и IV-й Государственных Дум России
Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13 – трудовики и 20 – социал-демократы. Думским центром оказалась партия “Союз 17 октября”, а председателем был избран октябрист Н. А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А. И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М. В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912–1917). [Аранович А. С. История Государственной Думы России в историографии. 1906–1917 гг. – М., 2001, стр. 47.]
Третьедумский период – время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом. Большинство избранников уже не смотрело на Совет министров как на “шайку преступников”, не воспринимало существующую государственную систему как “темное царство”, которое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодействия, изыскания форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими. Немало за это пятилетие было острых моментов, взаимного непонимания, отражавшего старые предубеждения. Свой взгляд на работу законодательного органа сформулировал царь. Принимая в январе 1908 г. в Большом Царскосельском дворце 300 депутатов (группы правых и центра), он сказал: “Помните, что вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды. Из всех законопроектов, внесенных по Моим указаниям в Думу, Я считаю наиболее важным законопроект об улучшении земельного устройства крестьян и напоминаю о Своих неоднократных указаниях, что нарушение чьих-либо прав собственности никогда не получит Моего одобрения; права собственности должны быть священны и прочно обеспечены законом”. [Черняев В. Ю. Первая мировая война и перспективы демократического преобразования России. – М., Постскриптум, 2002, стр. 50.]
Правительство
подготовило целую серию
Это был
русский консерватор новой
Будучи
просвещенным и целеустремленным политиком,
П. А. Столыпин понимал, что реформы
необходимы и неизбежны. Они видел
дальше, острее осознавал причинно-
Первая
сессия Третьей Государственной
думы прошла в атмосфере спокойной
работы, взаимопонимания с
Информация о работе Государственная дума России первых четырех созывов