Фазы эволюции и модели развития эпохи рабовладельческого строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

В развитии рабовладельческой экономической системы можно выделить две основные макромодели: восточную, основанную на патриархальном рабстве, и западную, связанную с классической формой рабства.

Файлы: 1 файл

ИДЗ по истории.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Любой христианин мужского пола, независимо от его общественного положения, мог прийти сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем одного из грубо сколоченных деревянных «куреней», крытых соломой, и приобщиться к казацкому братству. Так же просто он мог и уйти восвояси. Женщины и дети — лишняя обуза в кочевой казацкой жизни — на Сечь не допускались.

Польским законодательством переселения и пребывания на этих землях подданным Речи Посполитой запрещалось (конституция Вального сейма в 1590 г., постановление Венского сейма 1593 г.). Особенности социальных источников формирования Запорожской Сечи, законодательная неурегулированность ее существования содействовали развитию Сечи как антиправительственной оппозиции, сделали ее центром социального недовольства в украинском обществе. Сечь активно участвует в казацких и крестьянских восстаниях.

Организационно в мирное время Сечь состояла из куреней (максимально их было 38), где находилось 5 - 6 тыс. казаков. Территория на берегах Днепра возле Запорожской Сечи разделялась на паланки — области с собственным самоуправлением, которых в разные периоды было 5 - 8, максимально — 10. Ежегодно по жребию земли получали те или другие курени. На этих территориях казаки занимались хозяйством, там же, на хуторах, жили с семьями женатые казаки. Но постоянная военная опасность делала невозможным активное хозяйственное освоение земельных угодий, развитие промыслов и скотоводства. Лишенное в польском государстве официального статуса, а также платы, запорозьке казачество активно занималось военным наемничеством и походами на земли Османской империи.

Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ни­чему, кроме своих собственных законов, которые передава­лись и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побежда­ла та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «стар­шину». Во время военных походов старшина обладала абсо­лютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными.

Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составляв­ший примерно десятую часть общей их численности. Осталь­ные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыбо­ловстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Посколь­ку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономи­ческие отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками (чернью), время от времени разряжающиеся бун­тами и переворотами.

В городах пограничья также проживало много казаков. Так, например, в 1600 г. население Канева состояло из 960 мещан и 1300 казаков с семьями. Точно так же, как и сечевики, так называемые городовые (т. е. городские) казаки игнорировали какие-либо власти, признавая только своих старшин.

Освободительная война внесла определенные изменения в обще­ственный строй. Почти вся украинская этнографическая территория того времени фактически была освобождена от польского господства. С от­ступлением казацких войск в конце 1648 г. часть украинской террито­рии — Волынь и Галиция — снова была захвачена польскими войсками.

Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той Украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на гос­подствующие и зависимые сословия в Украине осталось.

Вместо польской элиты господствующее положение занимают украинские феодалы, так называемая новая шляхта. К этому классу входила и часть старой шляхты, которая окончательно не полонизировала и поддержала борьбу украинского народа за независимость. Права этой шляхты на земельные владения были подтверждены гетманскими универсалами. Хотя ее роль в обществе была достаточно влиятельной, из-за своей малочисленности

она не создала отдельного господствующего состояния.

Казацкая служба, хотя и предоставляла значительные преимущества, была тяжелой, а часто и недоступной для большинства населения. Чтобы ее отбывать, кроме здоровья, нужно было иметь соответствующие материальные возможности. Вот почему в документах того времени встречаются данные о том, что бедных в казаки не записывали, что в них принимали только зажиточных крестьян. Однако такие требова­ния ставились только перед теми, кто вступал в реестровое казачество. В годы войны казаки составляли приблизительно половину насе­ления Украины.

В ходе Освободительной войны укрепляется положение казачества как отдельной социальной группы. Зборовский договор был юриди­ческой основой оформления казачества в привилегированное сосло­вие, со своими правами, администрацией, судами. Составление реес­тра было одной из сторон этого оформления. Значительно расшири­лась территория, на которой имели право жить казаки. Привилегии казачеству были подтверждены королевскими грамотами, Белоцерковским договором 1651 г., московским правительством в «Мартовских статьях» 1654г., в царских жалованных грамотах.

Изменения в правовом положении казаков могли произойти толь­ко в результате закрепления их привилегий на государственном уров­не. Необходимо отметить, что это новое привилегированное сословие сыграло прогрессивную роль в истории Украины. Важное значение имело также то, что в период своего формирования казачество как со­словие не было таким замкнутым, как другие привилегированные со­словия. Оно не было однородным, в него входили как зажиточные, так и рядовые казаки.

К зажиточным прежде всего принадлежали казаки, которые были реестровцами до войны. Они составили основу казацкой старшины. Группой, близкой к реестровцам, были прежние «выпищики» и дра­гуны, которые во время боев переходили на сторону повстанцев.

Указанные группы составляли около 50 процентов всего реестро­вого войска.

Война внесла значительные изменения в состав казацкой старши­ны. Некоторая ее часть воевала на стороне польско-шляхетского вой­ска. В ходе войны часть довоенной реестровой старшины погибла или по различным причинам отошла на второй план. Казацкая старшина значительно обновилась за счет мелкой украинской шляхты и рядо­вого казачества. Эта часть старшины отличалась от довоенной своим менталитетом: пылким стремлением к независимости Украины. Но­вые выдвиженцы из казачества создали окружение гетмана и стали ока­зывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

По социальному положению старшина в годы Освободительной вой­ны единой социальной группой не была. Каждая группа казацкой стар­шины имела свои экономические возможности, свои традиции и др.

Сведений о старшинском землевладении в годы войны сохрани­лось очень мало. Вероятнее всего часть старшины владела фольварка­ми и хуторами. Однако в силу ряда причин старшинское землевладе­ние не могло быть развитым. Во-первых, к нему негативно относи­лись рядовое казачество и крестьянство, которое только что освобо­дилось от гнета польско-шляхетских землевладельцев. Во-вторых, ка­зацкое хозяйство, в том числе и зажиточное, было мало связано с рын­ком, особенно с внешним, куда могли направляться продукты сель­ского хозяйства. Больше внимания зажиточные казаки уделял промыс­лам — дегтярному, мукомольному, селитряному и т. д.

Бесспорно, казацкая старшина обогащалась за счет крупной воен­ной добычи. И чем дальше, тем больше казачество разделялось на два противоположных лагеря — старшину, которая захватила в свои руки основные материальные блага и политическую власть, и рядовое ка­зачество, которое ими не пользовалось.           

К господствующему сословию принадлежала также украинская шляхта. Шляхетское сословие до войны имело наибольшие привиле­гии, оно было экономически господствующим, сосредотачивало в сво­их руках политическую власть. В ходе войны здесь произошли значи­тельные изменения.

Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохране­ние привилегий шляхты на имущественное владение, все же она утра­чивает свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин.

Как известно, польские магнаты и шляхта, которые владели круп­ными имениями, были изгнаны из Украины или уничтожены наро­дом. Одна часть украинской шляхты разделила судьбу польской, а другая часть, главным образом мелкая шляхта, принимала актив­ное участие в Освободительной войне, чтобы после нее занять при­вилегированное положение в обществе. При господствующих в Речи Посполитой порядках, когда политическую власть узурпировали магнаты, а мелкая шляхта теряла даже свои небольшие земельные владения, которые разными путями попадали к магнатам, когда украинство и православная вера всячески унижались, украинская шляхта не могла осуществить свои стремления. Ее намерения со­впадали со взглядами и делами казацкой старшины. Следователь­но, украинская шляхта, находясь в Войске Запорожском, переходи­ла на позиции казацкой старшины, сливалась с ней сословно и по­литически.

Господствующим сословием в Украине была также верхушка пра­вославного духовенства, права которой в годы войны значительно рас­ширились. Православие стало в Украине единственно признанной официальной религией. Этому способствовало также то обстоятель­ство, что одним из лозунгов, под которыми велась Освободительная война, был лозунг борьбы за православную веру.

Духовенство было хорошо организованным сословием, которое опиралось на вековые традиции. Православная церковь имела ряд су­щественных привилегий и прав, которые не раз подтверждал в своих универсалах гетман.

Высшее церковное и монастырское духовенство в ходе войны по­лучило новые владения за счет католической церкви и шляхты. Изме­нения в Украине мало коснулись церковного и монастырского земле­владения. Крестьяне, проживающие на этих землях, как и раньше, вы­полняли в пользу монастырей трудовые повинности, вносили нату­ральные оброки.

Зависимые слои населения. В этой среде определенное место зани­мали рядовые казаки. В казачий реестр, например, входили «роботные люди», которые обслуживали Войско Запорожское. К ним отно­сились кузнецы, слесари, колесники, плотники, сабельники, пороховщики и др. Армия не могла обойтись и без таких мирных профессий, как бондари, котельщики, парикмахеры и т. д. Таким образом, в реес­тре были представлены почти все ремесла того времени.

Основой казацкого сословия была служба в Войске Запорожском, за которую служилые получали землю без налогов с нее, разные при­вилегии в торговле, право изготавливать для собственного потребле­ния водку. В то же время рядовые казаки должны были выполнять раз­личные повинности в пользу Войска Запорожского,

Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои по­винности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к каза­честву, не попали в реестр. Таких было значительное большинство сре­ди зависимого сословия. Судьба их складывалась по-разному.

Городское население. Определенные изменения произошли в право­вом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточ­ные группы населения, в том числе представители городской админис­трации, принимали активное участие в Освободительной войне.

В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения. Здесь существенно возросло количество казаков. Эта значительная часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие мещане продолжали отбывать ряд по­винностей. Во многих городах казаки представляли собой большую часть населения, и казачья администрация решала все вопросы городской жизни. Поскольку были ликвидированы королевские и частновладельче­ские города, большинство из них захотело получить магдебургское пра­во. Города, которые имели право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предо­ставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если по отношению к первым можно говорить о действительном са­моуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казачья старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вста­вать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Не­жину по причине злоупотреблений там старшины. Запрещалось что-либо брать с мещан «над слушность и обычай», приказывалось ува­жать городское правительство.

Привилегированное положение занимали в городах и купцы. Польские купцы, которых и в войну было не очень много в украин­ских городах, покинули Украину. Вынуждены были оставить украин­ские города и евреи. В Зборовском договоре имеется специальный пункт, запрещающий евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это лишало украинских купцов конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.

Значительной группой населения городов были ремесленники. Ис­точники того периода свидетельствуют о том, что в годы войны фео­дальная организация ремесла не была нарушена. Продолжали суще­ствовать цеховые организации. Узость рынка была основной причи­ной того, что значительная часть ремесленников занималась также сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства.

Ярким свидетельством победы элитизма стало возникновение «знатного военного общества» в результате социального отделения казацкой старшины от основной массы казачества. Это была новая аристократическая прослойка, которая состояла из трех разрядов или уровней, каждый из которых наделялся соответствующими привилегиями и льготами. Его верхушку составляло «бунчукове общество», к которому универсалами гетмана относились особенно заслуженные представители казацкой верхушки. Это были лица из непосредственного окружения гетмана («находились под бунчуком»). Они подлежали исключительной юрисдикции гетмана или генерального суда, их должности и собственность впоследствии становятся наследственными. К категории знатного принадлежало «военное общество» членов военной канцелярии и тех, которые выполняли ее поручение, а также «значкове общество», члены которого находились при генеральных старшинах и полковниках. Благодаря привилегиям и вольностям, полученным от Б. Хмельницкого, господствующий слой закрепил за собой исключительное право на промыслы, оптовую торговлю, была освобождена от уплаты пошлины и налогов. Прежде всего «знатное общество» и шляхта были землевладельцами. Они приобретали землю как плату за несение службы («ранговые земли»), путем «заимки», покупали и захватывали казацкие и крестьянские земли. Составляя в 1735 г. меньше 1 процента населения, они владели 50 процентами земель. Несколько династий, из которых выходили гетманы и генеральная старшина, имели огромные латифундии. Так, у И. Мазепы было 19,7 тыс. владений, у И. Скоропадского — 18,8 тыс., у Д. Апостола — 9,1 тыс. При правлении Екатерины II земельные угодья украинских феодалов значительно увеличились. Практиковались жалование земель царями украинским феодалам на территориях, недавно присоединенных в Россию (в частности в Крыму и на Кавказе), а российским – на Украине. В соответствии с царскими указами в 1764 г. состоялась нобилитация (предоставлено дворянство) украинской старшины, а в 1783 г. — всей украинской шляхты, что способствовало укреплению проимперской ориентации украинских феодалов.

Информация о работе Фазы эволюции и модели развития эпохи рабовладельческого строя