Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:17, реферат
Спортивная форма - многофакторное явление со сложной иерархической структурой. В качестве интегральной, наиболее обобщенной модели готовности спортсмена реализовать свои возможности в спортивном достижении чаще всего принимается единство между основными сторонами подготовки - физической, технической, тактической и психической.
Введение………………………………………………….………………………..3
1. Понятие спортивная форма: Сущность, физиологическая и психологическая характеристика……………………………………………………………….......
2. Фазы развития спортивной формы…………………………………………
3. Фаза временной утраты спортивной формы…………………......................
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….. …
Кафедра
физической
культуры
Реферат
«Спортивная
форма и фазы ее
развития»
Выполнила:
Арзамас
АГПИ
2011
Введение………………………………………………….……
1. Понятие спортивная форма: Сущность,
физиологическая и психологическая характеристика…………………………………………
2. Фазы развития спортивной формы…………………………………………
3. Фаза временной
утраты спортивной формы…………………..................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В последние
годы ведутся серьезные дискуссии,
касающиеся спортивной формы, в которых
встречаются весьма формальные, подчас
чисто интуитивные, суждения и мотивы,
лишенные доказательного материала. Существуют,
однако, и принципиальные вопросы, которые
неизбежно возникают с
- состояние "спортивной
формы" - закономерный результат
тренировочных воздействий и
связанных с этим
- эти изменения
имеют фазовый характер, со своими
количественными и
- спортивная
форма может возникнуть только
при устойчивом состоянии
- оба состояния - тренированность и спортивная форма - качественно различны, независимо от их общей природы;
- спортивная
форма - не статичное, а развивающееся
во времени состояние, которое
наряду с общими чертами имеет
и свою специфику для
- спортивная форма - главный постоянно действующий фактор для достижения высоких спортивных результатов.
При выяснении и систематизации этих вопросов не оспариваются также и приоритетные вклады Л.П. Матвеева, получившие всемирное признание. Но, как он и сам подчеркивает, "логика бесконечного познания" ставит новые вопросы и ищет на них ответы. Рассмотрим только некоторые из дискуссионных вопросов, связанные с основной дефиницией Л.П. Матвеева, например, что становление, сохранение и временная утрата спортивной формы возможны лишь в рамках большого тренировочного цикла (макроцикла).
Оппоненты приводят немало примеров очень частого приобретения и утраты спортивной формы в зависимости от спортивного календаря.
Эти примеры, однако,
не имеют прочной основы, ибо недостаточно
аналитически прослеживается, насколько
в соответствующем соревновании
реализованный спортивный результат
близок к их максимальному достижению.
Принципиальный вопрос касается онтологической сущности известных трех фаз спортивной формы. Если принять, что тренированность и спортивная форма - два. качественно различных состояния, то тогда можно предполагать, что фазы в развитии спортивной формы (которая зиждется только на высокой степени тренированности), по-видимому, имеют другие, более частные и ограниченные во времени, параметры (более динамичные и адаптивные). Эти проблемы могут быть выяснены единственно с позиций системного подхода, который позволяет раскрыть некоторые из характеристик сущности спортивной формы.
Спортивная форма
- многофакторное явление со сложной
иерархической структурой. В качестве
интегральной, наиболее обобщенной модели
готовности спортсмена реализовать
свои возможности в спортивном достижении
чаще всего принимается единство
между основными сторонами
Спортивная форма - строго индивидуальное адаптивное состояние организма, которое отличается динамикой своих генотипных и фенотипных характеристик в процессе спортивного совершенствования. С повышением спортивного мастерства эта динамика приобретает более устойчивый характер и создает объективные предпосылки для целенаправленного избирательного управления спортивной формой как главной предпосылкой к достижению высоких и стабильных спортивных результатов.
Следовательно, спортивная форма - это состояние, которое отражает генерализованный процесс биосоциальной адаптации: переход от более низких детерминированных состояний к более высоким вероятностным (стохастическим) уровням поведения всей системы - "спортсмен".
Спортивная форма
может формироваться как
Следовательно, утверждение Л.П. Матвеева о трех фазах в развитии спортивной формы условно можно принять только в отношении ее базисных, относительно устойчивых компонентов, которые действительно формируются длительное время в больших циклах подготовки и в то же время являются имманентными характеристиками тренированности как устойчивого состояния
высокой специфической работоспособности организма. Это, однако, не исчерпывает вопроса о спортивной форме в ее целости.
Состояние "спортивной
формы" отличается относительной
устойчивостью во времени и зависит
от ряда факторов: специфики вида спорта,
индивидуального
Опыт лучших
специалистов и их воспитанников
показывает, что чем выше квалификация
спортсмена, тем меньше времени ему
необходимо для перехода из состояния
высокой тренированности в
Объективные границы, в рамках которых возможно достижение спортивной формы и ее сохранение, определяются спецификой соревновательной дисциплины, величиной и характером вложенного усилия, степенью усталости, а также динамикой процессов восстановления и сверхвосстановления организмаНет никакого сомнения, что объективные условия и предпосылки для большей динамики спортивной формы будут существовать в кратковременных по усилию видах спорта: прыжках, метаниях, спринте и других, тогда как в видах спорта, связанных с огромными расходами вещества, энергии и информации, периоды достижения спортивной формы и ее сохранения будут более продолжительными.
Независимо от
специфики тренировочных
Л.П. Матвеев (1991), утверждающий, что для оценки спортивной формы по результатам спортивных соревнований необходим не только углубленный статистический, но и содержательно-логический анализ. Только в таком случае индивидуальная динамика спортивных результатов превращается в основной интегральный показатель динамики спортивной формы.
Цель данного реферата является изучить понятие спортивная форма и фазы ее развития.
Задачи:
1.Рассмотреть и изучить понятие спортивная форма.
2.Проанализировать
и изучить сущность фазы
1.
Понятие спортивная
форма: Сущность,
физиологическая
и психологическая
характеристика.
Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).
Под спортивной формой
Хорошую физическую форму
Специалисты пришли к согласию по поводу того что хорошую спортивную форму определяет совокупность отдельных
составляющих из которых главными являются: выносливость, мышечная сила, сердечно – дыхательная выносливость, гибкость, состав тела.
В основе спортивной формы лежит достигаемое спортсменом
состояние тренированности, которую можно рассматривать как процесс оптимизации функциональных систем и организма в целом и тренировочным нагрузкам. ьтиТренировка способствует переходу функциональных систем в оптимальное рабочее состояние.
Учеными установлены следующие признаки высокой тренированности: максимальное проявление функций (ее силы, быстроты, точности и т. п), быстрое врабатывание и восстановление (при стандартных нагрузках),
Стабильность (малые отклонения во время работы), большая длительность поддержания максимального
уровня функции, адекватное реагирование на стимулы (ситуации), устойчивость к помехам, синхронность работы функциональность единиц и блоков.
Однако состояние тренированности – понятие более широкое, чем оптимальное рабочее состояние.
Оно включает в себя и состояние физического покоя, и
состояние «оперативного покоя»
(по А.А. Ухтомскому), то есть выражение предстартовых и стартовых
изменений. Признаками тренированности служат и физиологические показатели, регистрируемые в состоянии покоя.
Во врачебно-педагогической
практике принято определять тренированность в трех ситуациях: в состоянии покоя, при стандартной нагрузке и при придельной нагрузке.
В состоянии покоя наиболее распространенными признаками
тренированности считается уменьшение симпатической регуляции (уменьшение пульса, урежение и углубление дыхания и т. п ).
При стандартной нагрузке –
меньшая реакция вегетативных систем, так называемый «эффект экономизации» (при одной и той же нагрузке у плохо тренированного по сравнению с хорошо тренированным будет наблюдаться большее увеличение пульса, кровяного давления и т.п.)
При предельной нагрузке большие сдвиги будут, наоборот, у хорошо тренированного, так как у него лучше развиты мобилизационные возможности и он умеет «выкладываться», больше тратить энергии, чем плохо тренированный спортсмен.
Тренированность характеризуется комплексом
показателей. Одновременно
должны учитываться ее тесные связи со всеми сторонами спортивной тренировки, особенно с психологическими показателями готовности к соревнованиям: устойчивостью к соревновательному
напряжению
(эмоциональной устойчивостью), установкой на соревнование , стремлением достичь высокого результата (мобилизационной готовностью).