Спортивная форма и фазы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:17, реферат

Краткое описание

Спортивная форма - многофакторное явление со сложной иерархической структурой. В качестве интегральной, наиболее обобщенной модели готовности спортсмена реализовать свои возможности в спортивном достижении чаще всего принимается единство между основными сторонами подготовки - физической, технической, тактической и психической.

Оглавление

Введение………………………………………………….………………………..3
1. Понятие спортивная форма: Сущность, физиологическая и психологическая характеристика……………………………………………………………….......
2. Фазы развития спортивной формы…………………………………………
3. Фаза временной утраты спортивной формы…………………......................
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….. …

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 35.99 Кб (Скачать)

Когда все  компоненты тренированности и подготовленности  достигают своего максимального (для  данного цикла) уровня развития, говорят,  что спортсмен находится в  спортивной форме. Сложность подведения спортсмена к спортивной форме в  не обходимые сроки (определяемые основными  соревнованиями) состоит в том, что  одни компоненты устойчивы, другие нет  последние относятся,  прежде всего, к психическим признакам одни медленно достигают своего максимума, другие быстро (например ,психологический настрой на соревнования).Медленность развития определенных компонентов определяет сроки достижения спортивной формы, а не устойчивость психологических функций – невозможность сохранять спортивную форму продолжительное время. 
 
 
 

Возникает необходимость выделять в процессе достижения спортивной формы периоды  и этапы.

Понятие «спортивная форма» может относиться только к конкретному тренировочному циклу, а не к тренировочному процессу в целом: на каждой ступени развития спортивная форма изменяется как  по количественным, так  и по качественным характеристикам. Это значит, что  спортивная форма может быть у  разрядников, так и у мастеров, но у последних она находится на более высоком уровне.  
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Фазы  развития спортивной  формы. 
 

Процесс развития спортивной формы имеет фазовый  характер. Последовательно сменяются  три фазы: приобретения, сохранения и временной утраты формы. Годичный цикл планирования имеет главной  целью достижения и сохранения спортивной формы к главным соревнованиям  года. Эта форма планирования- основная в массовом спорте и зависит от количества соревнований.

   Например, для лыжников форма годичного  планирования определяется сезонностью  соревнований. Главные соревнования  в начале января и в начале  марта. Между этими соревнованиями  допускается спад спортивной  формы(4-6 недель).

У студентов  это пора  зимней экзаменационной  сессии. В тренировках физические нагрузки немного снижаются.

Фазы развития спортивной формы определяют три  периода в годичном цикле: подготовленный, соревновательный и переходный.

Подготовленность  — это комплексный результат  физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготовленность).

Назначение подготовительного  периода – повысить функциональный  уровень организма. Постепенно повышая  физические нагрузки, добиваются улучшения  показателей силы, выносливости, скорости и других физических качеств улучшения  спортивной техники. В видах спорта, где основным показателем класса спортсмена являются более сложные  двигательные навыки(гимнастика, акробатика, фигурное катание),ставится задача- овладеть программой следующего спортивного разряда. Продолжительность периода 2-4 месяца (и более).

Во второй половине этого периода, ближе к соревновательному , характер тренировочной работы меняется. Уменьшается нагрузка на развитие физических качеств, увеличивается частота контрольных тренировок, по характеру близких к соревнованиям.

Главная цель соревновательного  периода – поддержание пика спортивной формы. Продолжительность (на примере  лыжников) 2-3 месяца. Средства в основном соревновательные.  
 
 
 
 

Физические нагрузки максимальные. Переходный период наступает  после соревновательного.

Его назначение - дать активный отдых после напряженной  работы. Широко используется средства дополнительных видов спорта: игры, плавание, туризм.

В работе над  физическими качествами важно уделить  внимание ликвидации «слабых мест». То же относится и к их технической  подготовке. Особенностью построения годичного цикла для студентов  – совпадение переходного периода  с летними каникулами. Исключение делается для студентов, которые  в этот период участвуют в спортивных сборах.

Подготовительный  период, как правило, начинается с  сентября.

Сведения о  спортивной форме свидетельствует, что процесс ее развития имеет  фазовый характер – протекает  в порядке последовательной  смены  трех фаз: приобретения, сохранения, (относительной  стабилизации) и временной утраты.

    Первая  фаза – это формирование или  улучшение предпосылок спортивной  формы, а также начальное становление  ее как целостной системы компонентов.  В это время, говоря образно,  накапливается прежде всего тот строительный материал, из которого будет возведено здание спортивной формы, закладывается или укрепляется ее фундамент. Речь идет в первую очередь о существенном повышении уровня функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннем развитии его физических психических качеств, приобретении и перестройки двигательных навыков и умений. На этой основе формируется в первоначальном виде и сама спортивная форма. Естественно, что конкретные параметры ее зависят прежде всего от качества заложенной основы.

    Вторая  фаза - характеризуется относительной  стабилизацией спортивной формы  как целостной системы компонентов,  обеспечивающих оптимальную готовность  спортсмена к демонстрации достижений  в пределах текущего большого  цикла тренировки. Коренная перестройка  этих компонентов в данной  фазе нецелесообразна, поскольку  это означало бы утрату спортивной  формы. Вместе с тем в период  ее сохранения происходит  в некоторой степени дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные результаты. Поэтому они в определенной мере возрастают в пределах, допускаемых закономерностями сохранения спортивной формы.

   Третья  фаза- отличается  тем, что под влиянием регулирования тренировочного процесса специфическая тренированность временно относительно снижается, происходит некоторое угасание и частичное разрушение функциональных связей, которые стабилизировали ранее приобретенную форму. 
 
 
 
 

 Однако  это  не значит, что нарушается функции организма.

В случае рациональной организации общего режима жизни  и режима тренировки временная утрата спортивной формы происходит не в ущерб нормальной жизнедеятельности  в этой фазе развертываются общевосстановительные процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Фаза временной утраты спортивной формы. 

Столь же закономерная фаза в процессе ее развития, как и предшествующие фазы.

Приобретение  и сохранение спортивной формы связаны  со значительными трудностями экзогенного  и эндогенного характера: возрастающими  тренировочными нагрузками, многократной придельной самомобилизацией, необходимой для достижения высоких спортивных показателей, психической напряженностью, привносимой участием в ответственных состязаниях, необходимостью поддерживать тонкий баланс компонентов спортивной формы в условиях постоянно меняющейся внешней среды и т.д. Эти трудности могут стать черезмерными и вызвать нежелательные последствия, если попытаться сохранять спортивную форму излишне долго. Но дело не только в этом. Спортивная форма , приобретаемая на той или иной ступени совершенствования есть состояние, оптимальное для данной (и только для данной!) ступени . Для следующей, более высокой ступени оно уже не будет оптимальным. Поэтому стремление постоянно сохранить однажды приобретенную форму было бы равносильно желанию стоять на месте. Чтобы двигаться в перед, нужно «сбрасывать» старую форму и в очередном большем цикле тренировки приобретать новую.

В фазовости развития спортивной формы заключена естественная предпосылка периодизации тренировочного процесса. Между фазами развития спортивной формы и периодами большого цикла тренировки  существует закономерное соотношение.

А именно: становление, сохранение  и временная утрата спортивной формы происходят в результате тренировочных воздействий, характер которых меняется, в свою очередь, в зависимости от наступления  этих фаз. Соответственно  в тренировочном  процессе чередуются три периода  подготовительный, соревновательный, переходный.

Эти периоды  тренировки представляют собой, по существу не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием  спортивной формы. Объективные возможности  позволяют направленно влиять на фазы ее развития, целесообразно изменяя  их как в сторону сокращения, так  и в сторону удаления. Конечно ни беспредельно сокращать, ни безгранично удлинять эти фазы нельзя, поскольку их сроки во многом определяются также внутренними закономерностями развития организма и зависят от ряда конкретных условий: уровня предварительной подготовленности спортсмена, его индивидуальных особенностей, особенностей избранного вида спорта, системы спортивных соревнований и т. д. 
 
 
 

  

Подготовительный  период в принципе не может быть короче, чем это не обходимо в  данных конкретных условиях для приобретения спортивной формы; соревнователь период не должен быть длиннее, чем это допускается  возможностями поддержания спортивной формы без ущерба для дальнейшего  прогресса; сроки переходного периода  зависят в первую очередь от суммарной  величины предшествовавших нагрузок и  сроков, необходимых для полноценной  реабилитации организма.

Общую продолжительность  периодов большого тренировочного цикла  в существующей практике часто проурочивают к годичным,  полугодичным или близким к ним срокам. Как показывают опыты и специальные исследования, такая продолжительность циклов во многих случаях вполне достаточна, чтобы обеспечит поступательное развитие спортивной формы.  

Но не исключены  и иные варианты, причем сравнительно более протяженные циклы предпочтительны  при специализации в видах  спорта, требующих  предельных проявлений выносливости, а также  в тех  случаях, когда необходима особенно фундаментальная подготовка.

Продолжительность отдельных периодов в многомесячных  циклах, согласно имеющимся данным целесообразно устанавливать примерно в следующих пределах:

 Подготовительный  период – от 2-3 месяцев (главным  образом в полугодичных циклах) до 5 -6 месяцев ( в годичных циклах);

Соревновательный  период – от 1,5 – 2 до 4 -5 месяцев;

Переходный период – от 3 -4 до 6 недель.

Из числа внешних  условий, от которых зависит выбор  конкретных сроков периодов тренировки, довольно  существенное значение имеет  спортивный календарь. Определяя даты официальных соревнований, он тем  самым лимитирует сроки, применительно  к которым должна планироваться  подготовка спортсмена.

 Система календарных  соревнований существенно влияет  на структуру соревновательного  периода и на длительность  периодов тренировки. Вместе с  тем спортивный календарь нужно  планировать с учетом объективно  необходимой периодизации тренировочного  процесса – только в этом  случае он будет содействовать  его оптимальному построению.

Это предлагает, в частности, четкое ранжирование соревнований по степени их ответственности и  функциям, а также рациональное распределение  их в тренировочном цикле в  соответствии с особенностями периодов тренировки

(так, в подготовительном  периоде уместны состязания с  ограниченной ответственностью, имеющие  в основном контрольно – подготовительный и тренировочный характер; 
 
 

 в соревновательном  периоде – основные, наиболее  ответственные и подводящие состязания).

Известное влияние  на сроки  периодов тренировки и  подбор тренировочных средств в сезонных видах спорта оказывают климатические условия. Однако в принципе они не являются определяющим фарактером построения тренировки. По мере развития материально – технической базы занятий спортом, расширение возможности быстрых перемещений в различные географические зоны и совершенствования методов тренировки влияние сезонных факторов на тренировочный процесс сводится на нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

Информация о работе Спортивная форма и фазы ее развития