Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:33, контрольная работа
При изучении темы работы я ознакомилась с мемуарами декабристов. Они относятся к числу выдающихся памятников особого рода русской литературы, которые содержат в себе большой заряд эстетического и воспитательного воздействия на читателей. Вместе с тем мемуары декабристов являются ценнейшими источниками по истории освободительного движения в России первой половины XIX в. Однако не следует забывать, что мемуары – специфическая форма личностного осмысления событий, они носят в себе неизгладимый отпечаток авторской субъективности. Заключая в себе важные сведения о декабристском движении и его участниках(1), которые зачастую отсутствуют в официальных документах, воспоминания участников тайных обществ первой четверти XIX в. не лишены подчас определенной заданности и тенденциозности. Поэтому мемуары вообще, и декабристские в том числе, требуют к себе очень осторожного, аналитического отношения.
Глава I Предпосылки декабристского движения 5
Причины, характер движения 6
Глава II Декабристские организации 7
2.1. История тайных декабристских организаций 8
2.2. «Зеленая книга» 9
2.3. Образование «Южного» и «Северного» тайного общества 11
Глава III Восстания на сенатской площади 12
3.1. Судьба и значение движения 13
3.2. Восстание 14 декабря 1825 17
Глава IV Причины поражения и значение движения декабристов 21
4.1. Причины поражения 22
4.2. Влияние на развитие общественной и культурной жизни России 23
Заключение 25
Список используемой литературы 28
Содержание
Введение
Глава I Предпосылки декабристского движения 5
Глава
II Декабристские организации
2.1. История тайных декабристских организаций 8
2.2.
«Зеленая книга»
2.3.
Образование «Южного» и «
Глава
III Восстания на сенатской площади
3.1.
Судьба и значение движения
3.2.
Восстание 14 декабря 1825
Глава IV Причины поражения и значение движения декабристов 21
4.1.
Причины поражения
4.2.
Влияние на развитие
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов.
Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.
Это событие представляет особый интерес для историографии. Данный фактор можно объяснить тем, что декабристское движение положило начало новому революционно-освободительному этапу.
В ходе работы я использовала литературу различного типа.
При изучении темы работы я ознакомилась с мемуарами декабристов. Они относятся к числу выдающихся памятников особого рода русской литературы, которые содержат в себе большой заряд эстетического и воспитательного воздействия на читателей. Вместе с тем мемуары декабристов являются ценнейшими источниками по истории освободительного движения в России первой половины XIX в. Однако не следует забывать, что мемуары – специфическая форма личностного осмысления событий, они носят в себе неизгладимый отпечаток авторской субъективности. Заключая в себе важные сведения о декабристском движении и его участниках(1), которые зачастую отсутствуют в официальных документах, воспоминания участников тайных обществ первой четверти XIX в. не лишены подчас определенной заданности и тенденциозности. Поэтому мемуары вообще, и декабристские в том числе, требуют к себе очень осторожного, аналитического отношения.
Совершенно иной взгляд на движение и восстание декабристов раскрывается в книге советского автора Нечкиной М.В. Декабристы. Автор пытается объективно взглянуть на деятельность декабристов, предоставляя точные и достоверные факты. Нечкина подробно описывает основные программы декабристов(2), план государственного переворота(3), восстание декабристов(4).
Особый
интерес представляет книга Йосифовой
Б. Декабристы. Это художественно-
Чернов Г.И. в книге «Герои 14 декабря» описывает биографию членов тайных обществ. В частности, он подробно рассказывает о детстве и юности П.Пестеля(6). В ходе анализа этих сведений можно сделать вывод о формировании мировоззрения декабристов, что очень повлияло на дальнейшую деятельность тайных обществ.
Наличие столь разной литературы по данной проблеме свидетельствует о важности декабристского движения в истории освободительного движения России.
В
конце работы по поставленным задачам
сделан вывод, который отвечает на главный
вопрос: «Каково значение движения
декабристов в истории
Предпосылки декабристского
движения.
Отечественная война
1812 года создала в русском народе патриотический
подъем, а заграничные походы русской
армии познакомили русскую интеллигенцию
с передовыми идеями европейских мыслителей
и политическим устройством различных
стран Европы. Это знакомство убедило
многих дворян в несовершенстве и несправедливости
российского политического устройства.
"В то же время дурное управление, продажность
чиновников, полицейский гнет стали вызывать
всеобщий ропот. Было ясно, что правительство,
организованное подобным образом, не могло,
при всей его доброй воле, ограждать от
этих злоупотреблений..."(Герцен). После
разгрома восстания каждому из арестованных
мятежников зададут один и тот же главный
вопрос, ответ на который особенно интересовал
императора: "Откуда заимствовали вы
свободный образ мыслей". Разъединенные
глухими стенами Петропавловской крепости,
декабристы, не сговариваясь, ответят
почти одинаково. А. Бестужев напишет:"...Наполеон
вторгся в Россию, и тогда-то народ русский
впервые ощутил свою силу; тогда-то и пробудилось
во всех сердцах чувство независимости,
сперва политической, а впоследствии и
народной. Вот начало свободомыслия в
России" .М. А. Фонвизин признается следствию:
"Великие события Отечественной войны,
оставят в душе глубокие впечатления,
произвели во мне какое-то беспокойное
желание деятельности" .Декабристы
назовут себя "детьми 1812 года". Во
время заграничных походов 1812-1813 годов
русская армия проходит по странам, где
не было крепостного права. Солдаты ждут
перемен в Отечестве и надеются на них.
На всем пути возвращения гвардии на Родину
были установлены триумфальные арки. На
одной стороне их было написано: "Слава
храброму русскому воинству!". На другой:
"Награда в отечестве!". О том как
самодержавие выполнило это обещание
вспоминает солдат лейб-гвардии Финляндского
полка Назаров: "отправились по казармам,
пришедши в оные, были награждены обществом
по рублю серебром и по сайке; но в продолжение
всей зимы было очень жестокое ученье...".
В первой четверти XIX века в силу отсталости
общественно-экономических отношений
в России русская буржуазия, тесно связанная
с феодально-крепостнической империей
и ее полицейско-бюрократическим аппаратом,
не претендовала на политическую роль.
Между тем в России назрела необходимость
ликвидации феодального строя. Против
царизма и крепостного права выступили
дворянские революционеры.
XIX век в России
был настоян на бурных событиях прошедшего
столетия. С Французской революцией для
королей началось грозное время. Реакционное
дворянство России пыталось объяснить
события в Париже "слабостью" короля
и действиями кучки "злонамеренных"
лиц. Но в Россию проникали иностранные
газеты, книги. И передовые русские люди
понимали, что "смута" во Франции
начало всемирной, длительной и упорной,
борьбы против феодальной монархии. Французский
посол Сегюр писал в Париж: "хотя Бастилия
не угрожала ни одному из жителей Петербурга,
трудно выразить тот энтузиазм, который
вызвало падение этой государственной
тюрьмы и эта первая победа бурной свободы
среди торговцев, мещан и некоторых молодых
людей более высокого социального уровня".
Крепостное право изживало себя в России.
Дворянские идеологи спорили о выгодах
и невыгодах сохранения крепостного права
для помещиков. Обреченность крепостного
строя была очевидна, но царь и большая
часть дворян цепко держались за средневековые
порядки. Роль народного партизанского
движения в разгроме Наполеона укрепила
веру крестьян в их праве на свободу, они
ждали освобождения как законной награды.
В России надеялись на большие перемены,
но в царском манифесте 30 августа 1814 года
о крепостных была лишь одна неопределенная
строка: "крестьяне, верный наш народ
да получит мзду свою от бога". Крепостные
крестьяне-ополченцы и партизаны снова
вернулись под иго господ. Часть армейских
полков и казенных крестьян согнали в
военные поселения. Они не только снабжали
себя, ведя сельскохозяйственные работы,
но и в любой момент должны были быть готовыми
подавить народное возмущение. Помещики
стали расширять барскую запашку за счет
крестьянских земель, увеличили оброчные
и другие повинности. Все эти события образовывали
сумму причин и предпосылок для создания
Тайного общества.
Декабристские организации
История
тайных декабристских организаций
открывается 9 февраля 1816 года, когда
в Петербурге в казармах лейб-гвардии
Семеновского полка на учредительном
заседании инициативной шестерки в составе
А.Н. Муравьева, Н.М. Муравьева, братьев
С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, И.Д. Якушкина
и С.П. Трубецкого было положено начало
«Союза Спасения». С момента возникновения
первое тайное общество декабристов, получившее
в начале 1817 года, после принятия устава,
название «Общества истинных и верных
сынов Отечества», поставило своей целью
борьбу против самодержавия и крепостничества.
Собрания членов Тайного общества не были
спокойными заседаниями. В раскаленной
атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы,
которые в Росси впервые ставились ими
же. Горячие споры велись о структуре самой
тайной организации, ее уставе.
«Союз Спасения», малочисленная, тщательно
законспирированная организация, просуществовала
всего два года. Она была явно не способна
на успешные решительные действия. Сама
жизнь поставила перед руководителями
общества вопрос о необходимости создания
более многочисленной и сильной организации.
Члены Союза Спасения приняли решение
распустить свое общество и на его основе
создать новое, которое, сохраняя конституцию,
строилась бы на иных организационных
принципах.
На время, пока вырабатывался устав и программа
будущей тайной организации под руководством
А. Муравьева, в Москве было создано «переходное»
общество под скромным и не вызывающим
особого внимания названием «Военное
общество». Оно было намерено сохранить
основной костяк Союза Спасения и пополнить
ряды организации новыми членами. «Цель
его, – писал Якушкин, – было только распространение
общества и соединение одно-мыслящих людей».7
Члены «Военного
общества» на клинках своих шпаг вырезали
опознавательные слова «За правду». На
собраниях много и вольно говорили о правительстве,
о военных поселениях, о деспотизме Александра
I. Успешно выполнив свои функции, «Военное
общество» было распущено. Оно уступило
место новой организации – «Союзу Благоденствия».
«Союз Благоденствия», образованный в
Москве в 1818 году, значительно расширил
свой круг и решил, опираясь на самые разнообразные
слои общества, подготовить общественное
мнение к борьбе за политический переворот
и свержение монархии, за утверждение
республики. Это была довольно крупная
организация, насчитывающая около 200 человек.
Его состав по прежнему оставался дворянский,
было много молодежи, военных. Организационному
оформлению Союза Благоденствия предшествовал
примерно четырехмесячный подготовительный
период, во время которого создавался
устав общества. Первая часть устава Союза,
получившая по цвету переплета название
«Зеленой Книги», была написана комиссией
в составе Сергея Трубецкого, Михаила
Муравьева, Никиты Муравьева и Петра Колошина.
В ходе работы комиссии Михаил Муравьев
внес предложение представить устав общества
на утверждение Александру I, однако остальные
отрицательно отнеслись к этому замыслу.
Несмотря на то,
что "Зеленая книга" - в области программных
вопросов содержала лишь общие положения,
написанные в духе задач распространения
просвещения и благотворительности, с
которыми знакомили каждого вступающего
в общество, подавляющее большинство членов
учредителей Союза рассматривала вновь
создаваемую организацию как тайную и
конспиративную, о которой правительство
не должно знать.
В
первой части «Зеленой книги» не нашли
прямого выражения политические цели
«Союза Благоденствия» – борьба за ограничение
самодержавия и ликвидацию крепостного
права, но довольно четко формулировались
те практические мероприятия, которые
должны были способствовать численному
росту организации и завоеванию ею общественного
мнения. Авторы «Зеленой
книги» установили четыре главных отрасли
деятельности членов организации:
1. человеколюбие;
2. образование;
3. правосудие;
4. общественное хозяйство.
Каждый из членов
общества должен был выбрать себе одну
из этих отраслей для работы. Первая часть
устава «Союза Благоденствия» не была
тайной для большинства членов общества.
Существовала также вторая часть «Зеленой
книги», где излагалась тайная цель Союза
Благоденствия. Она являлась важным политическим
документом раннего этапа декабристского
движения. Здесь говорилось о необходимости
свержения самодержавия, ликвидации крепостничества,
введение конституционного правления.
Эта часть была известна только особо
посвященным.
После официального
принятия устава Союза Благоденствия,
начался период организационного оформления
общества. Был создан руководящий орган
– Коренная управа, – наделенный законодательными
функциями, составляемый из членов-учредителей
общества, присутствовавших при образовании
организации. Также был избран Совет (Дума),
обладавшая
исполнительной
властью. Общество имело организации
(управы) в Москве и на периферии.
Легальная деятельность
членов общества заключалась в попытках
воздействовать на общественное мнение
через просветительские организации,
книги, литературные альманахи.
Между членами
общества велись яростные споры о будущем
устройстве России и тактике революционного
переворота. Со временем в обществе все
отчетливей вырисовывались принципиальные
разногласия между его ведущими членами
по программным и тактическим вопросам.
Руководители Союза признали необходимым
разработать новую революционную тактику
и, опираясь на армию, наметить планы близкого
выступления.
В 1820 году в Тайном обществе активно обсуждались
темы республики, цареубийства и временного
правительства. Обострилась внутренняя
борьба. Новые планы вызывали недовольство
умеренно настроенных членов. Некоторые
из них вышли из состава Общества. Совместная
деятельность разномыслящих людей становилась
невозможной. Созванный в 1821 году в Москве
съезд постановил ликвидировать «Союз
Благоденствия». Радикально настроенные
члены Союза хотели, прикрываясь этим
решением, освободиться от его слабых
и колеблющихся членов и организовать
новое тайное общество. Повлияло на это
решение и восстание в Семеновском полку.
Поводом для него послужила чудовищная
жестокость нового полкового начальника
Шварца. Но Александр I увидел в этом выступлении
следствие революционной пропаганды.
Восстание было подавлено, а репрессии
против свободомыслия усилились.
В марте 1821 года на
Украине возникло «Южное» тайное общество,
осенью 1822 года – «Северное» в Петербурге.
Их идеологами соответственно стали: П.И.
Пестель и Никита Муравьев (Краткие сведения
о некоторых членах «Северного» и «Южного»
обществ представлены в Приложении 1).
Обе организации рассматривали себя как
единое целое. Несмотря на некоторые разногласия
по программным вопросам, их объединяла
общая цель – борьба с крепостным правом
и самодержавием. Они согласовывали план
совместных действий, избрав тактику военного
переворота.
Центральным вопросом была выработка
программных документов: Н.М.Муравьев
написал «Конституцию», П.И. Пестель –
«Русскую правду». Это были две выдающиеся
политические программы, обогатившие
революционную мысль в России. Конституция
Муравьева, отражавшая взгляды умеренной
части членов Северного общества, была
менее радикальной, чем республиканская
«Русская правда» Пестеля, хотя многие
положения этих документов похожи.
Разногласия имелись
по вопросу о государственном устройстве
России. Н.М. Муравьев предложил конституционную
монархию с предоставлением законодательной
власти парламенту – Народному вече, а
исполнительной власти – императору (эта
власть переходила по наследству). П.И.
Пестель высказывался за республиканский
строй. Законодательная власть – парламенту
(тоже Народному вече), а исполнительная
– Державной думе, избираемой на 5 лет
в составе пяти человек. Ежегодно один
из пяти членов думы становился президентом
республики, а после выбывал из ее состава.
В аграрно-крестьянском вопросе оба автора
настаивали на немедленном и полном уничтожении
крепостного права. Но в вопросах наделения
крестьян землей имели место разногласия.
Н.М. Муравьев предусматривал предоставление
крестьянам приусадебного участка и двух
десятин пахотной земли на двор. П.И. Пестель
предлагал другой проект. Вся земля делилась
на общественную и частную. Общественные
земли нельзя было продавать, покупать,
закладывать. Ими безвозмездно наделялись
крестьяне. Для образования фонда общественных
земель Пестель считал возможным частичную
конфискацию помещичьей земли.
Также проекты
предусматривали введение в России широких
демократических свобод, отмену сословных
привилегий, облегчение военной службы
солдат.
Имелись расхождения
в избирательном праве. «Русская правда»
предлагала неограниченное избирательное
право для всех мужчин с 20 лет. «Конституция»
ограничивала это право высоким имущественным
цензом, исключая из политической жизни
малоимущее население.
В целом «Русская правда» была более прогрессивной,
чем Конституция, однако для своего времени
они носили передовой характер и были
программами революционных преобразований.
За три месяца
до восстания произошло слияние Южного
тайного общества с тайным «Обществом
соединенных славян», существовавшим
с 1823 года и ставившим совей целью объединений
всех славянских народов в одну демократическую
республиканскую федерацию. Была развернута
активная агитация в войсках среди офицеров
и солдат с целью подготовки восстания
летом 1926 года.
Меняя свои названия
и постепенно реорганизуясь, тайные общества
просуществовали со дня своего основания
до дня восстания около десяти лет. Царское
правительство, конечно, представляло
себе, что протест против самодержавия
и крепостничества зреет и ширится, но
более обстоятельные сведения о существовании
тайных обществ Александр I получил лишь
накануне своей смерти, а Николай I– в
дни междуцарствия.