Движение декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика общественно-политической мысли и движений в России первой половины XIX века.
На основании актуальности проблемы нами выбрана тема исследования: «Движение декабристов».
Для выполнения работы определены следующие задачи исследования:
определить историческое значение и роли в российской истории декабристского движения;
определить причины, объективные закономерности возникновения, поражения движения декабристов;
дать характеристику идеологии декабристов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Движение декабристов: причины возникновения декабристских организаций, идеология и практика
Возникновение движения:
причины появления первых русских революционеров;
декабристские движения.
Особенности мировоззрения декабристов.
1.3. Восстание декабристов:
1.3.1. подготовка к восстанию;
1.3.2. восстание 14 декабря 1825 г.;
1.3.3. суд над декабристами, итоги и причины поражения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Гильманова.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Университет Российской Академии образования»

Челябинский филиал

Кафедра общегуманитраных и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

Движение  декабристов

реферат по истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент ОЗО  факультета гуманитарного группы ЛП-132 Гильманова Юлия Рауфовна

Проверил: Трофименко В.В.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

Содержание

         стр.

Введение                    3

Глава 1. Движение декабристов: причины возникновения декабристских организаций, идеология и практика

    1. Возникновение движения:
      1. причины появления первых русских революционеров;
      2. декабристские движения.       
    2. Особенности мировоззрения декабристов.   

1.3.    Восстание декабристов:

1.3.1. подготовка к восстанию;

  1.3.2. восстание 14 декабря 1825 г.;

1.3.3.  суд над декабристами, итоги и причины поражения.          

Заключение                   

Список литературы                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Актуальность  проблемы исследования. До декабристов в России были либо стихийные восстания крестьян, без осознанной политической программы борьбы, либо выступления прогрессивных для своего времени одиночек-революционеров (А.Н. Радищев). Декабристы первыми в стране создали революционную организацию, разработали программы свержения царского самодержавия и отмены крепостного права, осуществили вооруженное выступление против абсолютистского строя. [1; с. 100]

В выступлении декабристов  прослеживаются две особенности: во-первых, оно возникло в России в период перехода от феодально-крепостнической  формации к капиталистической и, во-вторых, на раннем этапе руководство борьбой за буржуазные преобразования принадлежало не буржуазии, а передовым представителям дворянства. Последнее обстоятельство объясняется тем, что Россия в своем развитии отставала от западноевропейских стран. Русская буржуазия в эпоху крепостного права еще не сформировалась как класс, она имела свои политические требования, но не могла выдвинуть своих политических лидеров. Таким образом, возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. [1; с. 115]

Нерешенность основных вопросов российской действительности привели к новому витку развития оппозиции к царскому режиму. Возникают  два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы. [1; с. 129]

 Целью данной работы является характеристика общественно-политической мысли и движений в России первой половины XIX века.

На основании актуальности проблемы нами выбрана тема исследования: «Движение декабристов».

Для выполнения работы определены следующие задачи исследования:

    1. определить историческое значение и роли в российской истории декабристского движения;
    2. определить причины, объективные закономерности возникновения, поражения движения декабристов;
    3. дать характеристику идеологии декабристов.

 

При выполнении реферата мы использовали следующие методы исследования:

    • анализ литературы;
    • систематизация;
    • обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Движение декабристов: причины возникновения декабристских организаций, идеология и практика

1.1.1. Причины появления первых русских революционеров.

Существует ряд предпосылок  появления декабристского движения:

Объективная основа - обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между  мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознание этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще в книге Радищева (1790). [2]

Ряд исторических событий, способствовавших осознанию необходимости преобразований:

Французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного  меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях (важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой «для народа, но без народа»). [2]

Война 1812 г.: пробуждение  национального самосознания и общественной активности («мы дети 1812 года»). С  одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основателями и многие активные члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813-14 явились для них в известной степени политической школой. Заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками, плюс как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами. [2]

Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два  основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругом дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предлагал глубокое преобразование вплоть до созыва Государственной думы). После войны - новый тур либеральных начинаний, в т. ч. разработка «уставной грамоты» (проекта конституции), плюс конституция Царства Польского. Однако примерно с 1820 г. - окончательный поворот к реакции (в т. ч. 1822 - закрытие масонских лож). «Аракчеевщина» (в т. ч. особенно мрачное проявление - военные поселения с 1816 г.). [2]

1.1.2. Декабристские движения.

История тайных декабристских  организаций открывается 9 февраля 1816 года, когда в Петербурге в казармах лейб-гвардии Семеновского полка на учредительном заседании инициативной шестерки в составе А.Н. Муравьева, Н.М. Муравьева, братьев С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, И.Д. Якушкина и С.П. Трубецкого было положено начало «Союза Спасения». С момента возникновения первое тайное общество декабристов, получившее в начале 1817 года, после принятия устава, название «Общества истинных и верных сынов Отечества», поставило своей целью борьбу против самодержавия и крепостничества. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями. В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе. [3; c. 65]

«Союз Спасения», малочисленная, тщательно законспирированная организация, просуществовала всего два года, так как члены Союза Спасения приняли решение распустить свое общество и на его основе создать новое, которое, сохраняя конституцию, строилась бы на иных организационных принципах.

На время, пока вырабатывался  устав и программа будущей  тайной организации под руководством А. Муравьева, в Москве было создано  «переходное» общество под скромным и не вызывающим особого внимания названием «Военное общество». Оно было намерено сохранить основной костяк Союза Спасения и пополнить ряды организации новыми членами. «Цель его, – писал Якушкин, – было только распространение общества и соединение одномыслящих людей». [3; c. 98]

Члены «Военного общества»  на клинках своих шпаг вырезали опознавательные слова «За правду». На собраниях много и вольно говорили о правительстве, о военных поселениях, о деспотизме Александра I. Успешно выполнив свои функции, «Военное общество» было распущено. Оно уступило место новой организации – «Союзу Благоденствия». [3; c. 103]

«Союз Благоденствия», образованный в Москве в 1818 году, значительно расширил свой круг и решил, опираясь на самые  разнообразные слои общества, подготовить  общественное мнение к борьбе за политический переворот и свержение монархии, за утверждение республики. Это была довольно крупная организация, насчитывающая около 200 человек. Его состав по прежнему оставался дворянский, было много молодежи, военных. Организационному оформлению Союза Благоденствия предшествовал примерно четырехмесячный подготовительный период, во время которого создавался устав общества. Первая часть устава Союза, получившая по цвету переплета название «Зеленой Книги», была написана комиссией в составе Сергея Трубецкого, Михаила Муравьева, Никиты Муравьева и Петра Колошина. В ходе работы комиссии Михаил Муравьев внес предложение представить устав общества на утверждение Александру I, однако остальные отрицательно отнеслись к этому замыслу. [3; c. 115]

Несмотря на то, что "Зеленая  книга" - в области программных вопросов содержала лишь общие положения, написанные в духе задач распространения просвещения и благотворительности, с которыми знакомили каждого вступающего в общество, подавляющее большинство членов учредителей Союза рассматривала вновь создаваемую организацию как тайную и конспиративную, о которой правительство не должно знать. В первой части «Зеленой книги» не нашли прямого выражения политические цели «Союза Благоденствия» – борьба за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права, но довольно четко формулировались те практические мероприятия, которые должны были способствовать численному росту организации и завоеванию ею общественного мнения. Авторы «Зеленой книги» установили четыре главных отрасли деятельности членов организации:

1. человеколюбие;

2. образование; 

3. правосудие;

4. общественное хозяйство. [3; c. 125]

Каждый из членов общества должен был выбрать себе одну из этих отраслей для работы.

После официального принятия устава Союза Благоденствия, начался  период организационного оформления общества. Был создан руководящий орган – Коренная управа, – наделенный законодательными функциями, составляемый из членов-учредителей общества, присутствовавших при образовании организации. Также был избран Совет (Дума), обладавшая исполнительной властью. Общество имело организации (управы) в Москве и на периферии. [3; c. 130]

Легальная деятельность членов общества заключалась в попытках воздействовать на общественное мнение через просветительские организации, книги, литературные альманахи. [3; c. 138]

Между членами общества велись яростные споры о будущем  устройстве России и тактике революционного переворота. Со временем в обществе все отчетливей вырисовывались принципиальные разногласия между его ведущими членами по программным и тактическим  вопросам. Руководители Союза признали необходимым разработать новую революционную тактику и, опираясь на армию, наметить планы близкого выступления. [3; c. 200]

В марте 1821 года на Украине  возникло «Южное» тайное общество, осенью 1822 года – «Северное» в Петербурге. Их идеологами соответственно стали: П.И. Пестель и Никита Муравьев. [3; c. 205]

Обе организации рассматривали  себя как единое целое. Несмотря на некоторые разногласия по программным  вопросам, их объединяла общая цель – борьба с крепостным правом и самодержавием. Они согласовывали план совместных действий, избрав тактику военного переворота. [3; c. 210]

 

Центральным вопросом была выработка программных документов: Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И. Пестель – «Русскую правду». Это были две выдающиеся политические программы, обогатившие революционную мысль в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи. [3; c. 215]

Но в целом «Русская правда» была более прогрессивной, чем Конституция, однако для своего времени они носили передовой характер и были программами революционных преобразований. [3; c. 230]

За три месяца до восстания  произошло слияние Южного тайного общества с тайным «Обществом соединенных славян», существовавшим с 1823 года и ставившим совей целью объединений всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Была развернута активная агитация в войсках среди офицеров и солдат с целью подготовки восстания летом 1926 года. [3; c. 237]

Меняя свои названия и  постепенно реорганизуясь, тайные общества просуществовали со дня своего основания  до дня восстания около десяти лет. Царское правительство, конечно, представляло себе, что протест против самодержавия и крепостничества зреет и ширится, но более обстоятельные сведения о существовании тайных обществ Александр I получил лишь накануне своей смерти, а Николай I – в дни междуцарствия. [3; c. 260]

 

    1.  Особенности мировоззрения декабристов.

Большинство будущих  декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., или в первые годы XIX в. [4]

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению  дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекло через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. [4]

Много первостепенных по значению политических событий прошло через их сознание. В детстве они  слышали разговоры о воцарении нового императора Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца императора Павла I задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора. Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения. [4]

В той же Москве около 1811 г. образовалось среди будущих  декабристов “юношеское собратство”, члены которого, увлеченные идеями “Общественного договора” Руссо, решили поехать на Сахалин и “составить новую республику”. Для этого уже были “сочинены законы” и даже придумана особая одежда новых социальных реформаторов: синие шаровары, куртка, пояс с кинжалом, а на груди “две параллельные линии из меди в знак равенства”. Среди этих фантазий весть о том, что Наполеон перешел границы России, поразила всех, как громом. Началась “гроза двенадцатого года”. [4]

Информация о работе Движение декабристов