Движение декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:32, реферат

Краткое описание

Восстание декабристов является одним из важнейших событий XIX века в России. Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознания в целом ряде стран Европы, и было аналогично другим национальным патриотическим движениям. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном. Декабристское движение положило начало новому революционно-освободительному этапу. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России. Главной и великой заслугой декабристов являлось то, что они смогли подняться выше своих классовых привилегий и сознательно пойти на явную гибель ради достижения великих целей. Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в кое случае не должны закрывать исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы.

Оглавление

Глава I Введение
Глава II Причины и характер движения декабристов
Глава III Преддекабристские организации
Глава IV Декабристские организации
а) Союз спасения
б) Союз благоденствия
в) Южное общество. Из «Русской Правды» П.И.Пестеля
г) Северное общество. Конституция Н.М.Муравьева
д) Общество соединенных славян
Глава V Восстание декабристов. Восстание Черниговского полка
Глава VI Суд и казнь декабристов
Глава VII Причины поражения
Глава VIII Заключение
Глава IX Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории 107.doc

— 154.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Глава I Введение

Глава II Причины и характер движения декабристов

Глава III Преддекабристские организации

Глава IV Декабристские организации

а) Союз спасения

б) Союз благоденствия

в) Южное общество. Из «Русской Правды» П.И.Пестеля

г) Северное общество. Конституция Н.М.Муравьева

д) Общество соединенных славян

Глава V Восстание декабристов. Восстание Черниговского полка

Глава VI Суд и казнь декабристов

Глава VII Причины поражения

Глава VIII Заключение

Глава IX Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.Введение

      Восстание декабристов является одним из важнейших  событий XIX века в России. Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознания в целом ряде стран Европы, и было аналогично другим национальным патриотическим движениям. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном. Декабристское движение положило начало новому революционно-освободительному этапу. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России. Главной и великой заслугой декабристов являлось то, что они смогли подняться выше своих классовых привилегий и сознательно пойти на явную гибель ради достижения великих целей. Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в кое случае не должны закрывать исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы. Против произвола самодержавия выступила лишь небольшая часть передового дворянства. А в целом, же русское дворянство оставалось верным крепостничеству и консерватизму. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия. С историей декабристского движения неразрывно связаны имена величайших людей России. Среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых и художников.(К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, И. А. Бестужев, Ф. П. Толстой). Восстание декабристов является первым вооруженным восстанием против крепостничества и самодержавия, организованное людьми дворянского происхождения. Это событие глубоко изучено историками, что подтверждает наличие многообразной литературы по данной проблеме и говорит о важности декабристского движения в истории освободительного движения России, но все, же остались еще не до конца изученные страницы. Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников.  

Глава II. Причины и характер движения декабристов 

      Главная причина - понимание лучшими представителями  дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых стран, препятствовал модернизации ее экономики, порождал неизбежность социальных потрясений. Рабское состояние основной массы населения было унизительным для страны.

      Не  менее важной причиной являлось разочарование, потеря иллюзий относительно либерализма  Александра I. В 1815-1825 гг. он проводил реакционный  внутри- и внешнеполитический курс и с помощью А.А. Аракчеева создал в России военно-полицейский режим.

      Мощным  побудительным фактором стали Отечественная  война 1812 г. И пребывание  русской  армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие  декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший  Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить.

      Основные  свои идеи они черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в конце XVIII-начале XIX в. Выступали с осуждением крепостного права.

      Формированию  революционного мировоззрения у  части русских дворян способствовала и международная обстановка. Идеология  европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен -в основном представители родового дворянства и привилегированного офицерского корпуса. Борясь против самодержавия и крепостничества, они неосознанно отстаивали буржуазный путь развития. Поэтому их движение имело объективно буржуазный характер. 
 

Глава III

Преддекабристские организации 

      Декабристским организациям предшествовали тайные общества, которые появились в России в XVIII-XIX вв. Эти общества имели масонский характер и их участники разделяли в основном либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н. Н. Муравьевым. После Отечественной войны 1812 г. появились тайные преддекабристские организации в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей. В 1814 г. в Санкт-Петербурге Н. Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Орден русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова. В «Священной артели» внутренний быт был устроен на республиканский манер. Яркой и характерной чертой декабризма было подчинение перед новгородской вечевой «республикой». Участники «Ордена русских рыцарей» были сторонниками новых идей и выступали против устаревшего феодально-крепостного строя. И поэтому, против них начали объединять свои силы защитники старого порядка. Процесс поляризации этих двух лагерей протекал очень интенсивно. Человек, примкнувший к сторонникам нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории. Для него понятие чести состояло, прежде всего, в новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем угнетенной Родины. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV

Декабристские организации

«Союз спасения» 

       «Союз спасения» был образован 9 февраля 1816 г. в Санкт-Петербурге. Эта организация стала первой русской политической организацией, имевшей революционную программу и устав – «Статут». «Статут», или устав, первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818г. преобразовали свое общество.  После принятия Устава «Союз спасения» стал называться Обществом истинных и верных сынов отечества. Инициатором создания этого общества стал полковник Генерального штаба А.Н.Муравьев.

       В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества – ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Несмотря на жаркие споры и разногласия, большинство членов общества считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Тайная организация строилась по типу масонской ложи и использовала масонскую обрядность в заседаниях общества и при принятии в него новых членов. Общество делилось на три степени – «боляр», «мужей» и «братий». При вступлении в общество вновь принимаемый давал торжественную клятву, произносимую на кресте и Евангелии, быть верным обществу и не разглашать его тайн.

       Наиболее  видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.

       В дни переезда царского двора с  гвардией из Петербурга в Москву, где  на Воробьевых горах закладывался храм в честь войны 1812 г., в истории декабристов и возник так называемый Московский заговор 1817 г.

       Внутренняя  идейная борьба и неясность тактики  заставили декабристов ликвидировать  первое тайное общество и организовать в 1818 году второе – под названием  Союз благоденствия.  
 
 
 
 

«Союз благоденствия»

      Эта организация была создана в январе 1818 г. Основные цели общества — ограничение самодержавия, введение представительной (конституционной) формы правления, освобождение крестьян, демократические реформы в разных областях государственной жизни. Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. Был написан устав общества (названный «Зеленой книгой» — по цвету обложки); при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества Тугендбунд. Устав предусматривал две степени посвящения членов: одним членам общества была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. Сама «Зеленая книга» предназначалась для второй категории членов и не содержала в себе ничего противозаконного. Членам предлагалось избрать для себя одну из отраслей деятельности: человеколюбие (т. е. благотворительность), образование, правосудие, общественное хозяйство. Вторая часть устава, которая должна была быть известна только главным членам, так и осталась ненаписанной, существовал только ее проект. На практике, по-видимому, разделение членов по степени посвящения соблюдалось не очень строго, но зато потом, на следствии, это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I и Следственного комитета все бывшие члены Союза Благоденствия, не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.

      Союз  Благоденствия был самой многочисленной из декабристских организаций, уже  в первый год его существования  число членов превысило 200 человек (точных сведений о количестве членов в последующие  годы нет). Союз состоял из управ, подчинявшихся Коренному совету (Петербургская, Московская, Тульчинская, Кишиневская управы и др.). Члены Союза вели разнообразную деятельность: выкупали на волю талантливых крепостных, спасли нескольких крестьян, которых преследовали помещики, боролись с телесными наказаниями в армии; особое значение они придавали формированию общественного мнения в ходе салонных разговоров. Сохранилась памятка, написанная для себя Ф. Н. Глинкой, что в разговорах следует порицать: Аракчеева, военные поселения, рабство и палки, леность вельмож, взяточничество чиновников, жестокость и небрежность судов и полиции; желать открытых судов и свободы печати; хвалить школы взаимного обучения по ланкастерской системе и образцовые заведения для бедных. Во время голода 1821 в Смоленской губернии члены Союза (И. Д. Якушкин, М. А. Фонвизин и др.) организовали комитет помощи голодающим, спасший тысячи человек и размахом своей деятельности обеспокоивший Александра I. Союз Благоденствия старался распространять свои идеи и через литературу, под его влиянием действовал литературный кружок «Зеленая лампа», ряд членов-литераторов входил в Вольное общество любителей Российской словесности, предпринимались попытки создания собственного журнала. Под эгидой Союза действовало «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (популярная в то время ланкастерская методика), в 1817-18 было создано «Военное общество», через которое набирались новые члены Союза Благоденствия.

      Разрастаясь, Союз Благоденствия терял организационное  и идейное единство. С одной стороны, в нем оказалось достаточно много случайных людей, с другой — усилился радикализм взглядов ряда членов (в первую очередь, П. И. Пестеля), не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз (предполагалось, что до совершения революции в России требуется лет 20 просветительской работы), и все более склонявшихся к мысли о военном перевороте. Кроме того, существование Союза стало известно правительству вследствие доносов (да и слабой конспирации его деятельности), о чем узнали руководители Союза. Все это заставило их в начале 1821 созвать съезд представителей Союза Благоденствия в Москве. Местом заседаний служил дом братьев Фонвизиных. Центральным событием съезда стал демонстративный выход из общества М. Ф. Орлова. В результате совещаний было решено распустить Союз Благоденствия. Множество членов Союза после его роспуска совершенно отошло от тайной политической деятельности. Те же, кто намеревался ее продолжать, считали роспуск «мнимым» и рассчитывали таким образом избавиться и от случайных, и от крайне радикальных сотоварищей. Впоследствии ими были созданы Южное общество и Северное общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Южное общество 

      ЮЖНОЕ ˜ОБЩЕСТВО - тайная организация декабристов на Украине в 1821-25. Создано членами Тульчинской управы Союза Благоденствия, не согласившимися с решением Московского съезда 1821 о роспуске Союза (П. И. Пестель, А. П. Юшневский, А. П. Барятинский, братья Крюковы, Ф. Б. Вольф, Н. В. Басаргин и др.). Большинство членов было офицерами 2-й армии, штаб-квартира которой находилась в Тульчине. Командование армии (в частности, начальник штаба П. Д. Киселев) имело доносы о существовании общества, но смотрело на него «сквозь пальцы». Кроме Тульчинской, существовали Каменская управа (С. Г. Волконский, В. Л. Давыдов, братья Поджио, В. Н. Лихарев, А. В. Ентальцев) и самая многочисленная — Васильковская (руководители — С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин), к которой летом 1825 присоединилось Общество соединенных славян. В Директорию (руководящий орган) Южного общества входили П. И. Пестель, А. П. Юшневский, Н. М. Муравьев(от Северного общества), а с осени 1825 — С. И. Муравьев-Апостол.

      Цель  Южного общества была унаследована им от предшествующих декабристских организаций (ограничение самодержавия, введение представительного правления, принятие конституции, освобождение крестьян, демократические реформы разных отраслей управления). Вместе с тем большинство членов придерживалось республиканских (а не конституционно-монархических) взглядов. Программным документом общества стала «Русская Правда» П. И. Пестеля. Действовать предполагалось путем подготовки военного переворота по примеру революции 1820 в Испании. В связи с этим обсуждалась участь царя и членов императорской фамилии после революции. Было решено, что началом переворота должно стать цареубийство (чтобы обезглавить монархическую партию и предотвратить гражданскую войну). Между Пестелем и его сторонниками и руководителями Васильковской управы в 1823-25 велись споры о начале выступления: Пестель считал, что начинать надо в столице, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин требовали начать действия как можно скорее, используя войска, находящиеся под командованием офицеров — членов Южного общества.

Информация о работе Движение декабристов