Система спартанского
воспитания подлежала теперь
контролю эфоров. Эфоры же имели
право удалять из Спарты иноземцев.
В их руки перешло и право
контроля за распределением военной
добычи, установление налогов и
проведение военного набора.
Особенно важным были
функции эфоров по контролю
за илотами и периэками. Именно
они устанавливали время начала
криптий. Над периэками они
получали право уголовного суда.
Имея право немедленно
наказывать любого гражданина, преступившего
обычаи Спарты, сами эфоры не
подлежали суду и оставались
бесконтрольными “... казалось, эфорат
был учрежден в интересах народа,
на самом же деле он послужил
к усилению влияния знати”.
Таким образом, коллегия
эфоров стала постепенно самым
влиятельным государственным органом.
В итоге, описав все
органы управления древней Спарты,
представлявших как упоминалось
вначале главы, олигархический, монархический
и демократический политические
режимы, можно заключить, что реальная
власть была сосредоточена в
руках эфоров.
Так, в управлении
государством принимали участие
цари и герусия - два аристократических
института власти. Но по причине
уравновешивания друг друга, все
три института власти создавали
особый, присущий Спарте, тип управления
- олигархическую республику.
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в
общественной жизни спартиатов
Военный характер спартанского
общества способствовал сохранению
в среде спартиатов пережитков
доклассовых отношений. Таким
пережитком была значительная
обоществленность быта спартиатов,
связанная с их полным устранением
от хозяйственной деятельности
и со столь же полным превращением
их в военный господствующий
класс.
В быту спартанцев
сохранилось много обычаев, восходящи
к глубокой древности. Например,
архаическая система возрастных
классов, которая обнаруживается
в недрах спартанского государственного
аппарата. В известном смысле
политический режим, существовавший
в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно
определить как самую настоящую
геронтократию. Важнейшими атрибутами
этого режима были такие обстоятельства,
как власть совета старейшин,
распространявшаяся на все государственные
дела, политическая и даже экономическая
неправоспособность младших граждан,
воспитание подрастающего поколения
в духе беспрекословного повиновения
старшим по возрасту и т.д.
Общие трапезы - сисситии
также можно считать архаичной
чертой быта, однако смешение
возрастов в этих коллективах,
схожих с мужскими домами родовой
общины было по-видимому, результатом
коренной перестройки существовавшей
здесь древней системы возрастных
классов.
Женщины являлись полными
хозяйками в быту. “Их своеволие
и могущество - следствие частых
походов, во время которых мужья
вынуждены бывали оставлять их
полными хозяйками в доме, а
потому и оказывали им уважение
... и даже называли “госпожами”.
Такое положение женщины явный
пережиток матриархата.
Многие обычаи семейной
жизни также восходили к первобытнообщинному
строю. Ярким примером этого
может служить обряд заключения
брака путем похищения девушки-невесты.
“Невест брали украдом, но
не слишком юных, недостигших
брачного возраста, а цветущих
и созревших.”
Семья в Спарте моногамная,
но допускались внебрачные отношения
и для мужа, и для жены - пережитки
группового брака. Рождение женщиной
ребенка от доблестного воина
- друга её мужа приветствовалось
и государством, и обществом, т.к.
“... дети вырастают хорошими, коль
скоро происхождение их хорошо.”
Плутарх об этом
говорит так: “Ликург решил,
что дети принадлежат не родителям,
а всему государству, и потому
желал, чтобы граждане рождались
не от кого попало, а от лучших
отцов и материй.”
3.2 Воспитание спартиатов
Воспитание детей было
подчинено одной задаче - подготовить
крепкого и выносливого воина,
в любую минуту готового выступить
против илотов.
По этому воспитание
и обучение являлось одной
из главных государственных забот
и осуществлялось на общественных
началах. “Согласно законам Ликурга,
все новорожденные подвергались
специальному осмотру старейшин
филы. Если они находили ребенка
крепким и здоровым, то его
отдавали родителям для выкармливания,
тут же назначив ему один
из наделов. Если же ребенок
имел какой-либо недостаток, который
мешал бы ему стать в дальнейшем
полноценным воином, его убивали,
бросая в апофеты, посчитав, что
его жизнь не нужна ни ему
самому, ни государству, раз ему
с самого начала отказано в
здоровье и силе”
Родители были не
в праве сами распоряжаться
воспитанием ребенка. Едва мальчики
достигали семилетнего возраста,
их забирали у родителей и
распределяли по отрядам - агелам,
где они вместе жили, играли
и трудились, причем под словом
“трудиться” подразумевалось выполнение
гимнастических упражнений. “Агела”
- значит стадо. В этом названии
пережиточно сохранились следы
скотоводческого хозяйства дорийцев
до их переселения в Лаконию.
Таким образом, система совместного
воспитания, вероятно, восходит еще
ко времени до дорийского вторжения
в Лаконию.
Воспитывали и обучали
детей педономы - государственные
воспитатели, избранные из числа
наиболее достойных спартиатов.
Начальниками агел - агелархами - были
мальчики старших возрастных
групп, отличавшиеся рассудительностью,
сообразительностью и храбростью
в драках. Дети должны были
во всем равняться на них,
исполнять их приказы, молча
повиноваться и молча терпеть
наказания. Таким образом воспитывалась
привычка к строгой дисциплине,
которая считалась высшей добродетелью.
“Следуйте же за вашими предводителями,
куда бы они вас ни повели,
соблюдая превыше всего дисциплину
и бдительность, и всегда точно
выполняйте приказы военачальников.
Нет ничего прекраснее и надежнее
для большого войска, чем подчиняться
единой воле и единому порядку”.(II,
11)
“Самыми же величайшими
пороками спартанцы считали глупость,
слабость и нерадение, а также
самолюбование”.(I,122)
Таким образом, все
воспитание сводилось к требованиям
беспрекословно подчиняться, стойко
переносить лишения и одерживать
верх над противником. “Грамоте
они учились лишь в той мере,
в какой без этого нельзя
было обойтись”.
Детей учили говорить
немногословно и метко (“лаконизм”),
так, что в их словах “едкая
острота смешивалась с изяществом,
чтобы краткие речи вызывали
пространные размышления”.
Так же учили пению
и музыке. По достижению 20-ти лет
юноши получали полное вооружение
воинов и вступали в члены
одной из сисситий. Воспитание
спартанца длилось и в зрелые
годы. Непрерывные тренировки и
лагерная жизнь, поддерживаемая
в мирное время, продолжались
до старости. “Никому не разрешалось
жить так как он хочет: точно
в военном лагере, все в городе
подчинялись строго установленным
порядкам и делали то из
полезных для государства дел,
которое им было поручено”.
Государство заботилось
о воспитании не только мальчиков,
но и девочек, так как спартанская
община была заинтересована в
том, что бы дети рождались
здоровыми и сильными и могли
стать в дальнейшем полноправыми
воинами. Несмотря на то, что
воспитывались девочки матерями,
они также должны были выполнять
те же упражнения, что и мальчики:
бегать, бороться, бросать диск, метать
копья, чтобы “.. зародыш в здоровом теле
с самого начала развивался здоровым,
и сами женщины рожая, просто и легко справлялись
с муками”
Таким образом, вся
жизнь спартанцев была подчинена
интересам военизированного государства,
что способствовало сохранению
архаичных черт в быту.
Заключение
В результате изучения
доступных источников и учебной
литературы можно сделать следующие
выводы о государственном и
общественном строе Спарты.
1. Процессу сложения спартанского
государства предшествовал период
завоевания территорий, которые
к приходу дорийцев-спартиатов
были довольно плотно заселены.
2. В связи с тем, что
сложение спартанского государства
происходило в условиях завоевательных
походов, образовалась чрезвычайно
военизированное государство, полностью
подчиненное целям захвата новых
земель и удержания в полном
повиновении уже захваченных.
3. Расширение территорий
спартанского государства за
счет Мессении способствовало
созданию стабильной системы
землевладения, основанной на
строгом соответствии между числом
граждан и наделов - клеров. Такая
система землевладения и эксплуатация
порабощенного населения - илотов
стали основой на которой сформировалась
социально классовая структура
спартанского общества.
4. Важную социально - экономическую
роль в истории Спарты, сыграли
реформы полумифического царя
Ликурга, в достоверности личности
которого сомневались уже древние
авторы. Основательные преобразования,
приписываемые ему, приведшие
к торможению имущественного
расслоения, позволили оформиться
“общине равных”, силы каждого
гражданина которой были направлены
на ведение военных действий
внутри и вне полиса. Преобразования
проведенные, по преданию Ликургом,
в государственном аппарате, создали
довольно сбалансированную систему,
не позволявшую установиться
в Спарте ни тирании ни демократии.
Старые органы управления, относящиеся
к периоду военной демократии,
сохранили некоторые свои функции,
но круг вопросов, входящих в
их компетенцию сузился. Вся
система спартанского государств
была направлена на подавление
сопротивления илотов.
Источники
1. Геродот История в
9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972.
- 599 с.
2. Плутарх Сравнительные
жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН
СССР, 1963- Т.2. - 546 с.
3. Фукидид История. - Ленинград:
Наука, 1981. - 530 с.
4. Хрестоматия по истории
Древней Греции / Под ред. Каллистова
Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с.