Древняя Спарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Спарта - главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали “лакедемонянами”, что практически равнозначно словам “спартанец” или “спартиат”.

Файлы: 1 файл

история спарты.docx

— 55.01 Кб (Скачать)

 Система спартанского  воспитания подлежала теперь  контролю эфоров. Эфоры же имели  право удалять из Спарты иноземцев.  В их руки перешло и право  контроля за распределением военной  добычи, установление налогов и  проведение военного набора.

 Особенно важным были  функции эфоров по контролю  за илотами и периэками. Именно  они устанавливали время начала  криптий. Над периэками они  получали право уголовного суда.

 Имея право немедленно  наказывать любого гражданина, преступившего  обычаи Спарты, сами эфоры не  подлежали суду и оставались  бесконтрольными “... казалось, эфорат  был учрежден в интересах народа, на самом же деле он послужил  к усилению влияния знати”.

 Таким образом, коллегия  эфоров стала постепенно самым  влиятельным государственным органом.

 В итоге, описав все  органы управления древней Спарты, представлявших как упоминалось  вначале главы, олигархический, монархический  и демократический политические  режимы, можно заключить, что реальная  власть была сосредоточена в  руках эфоров.

 Так, в управлении  государством принимали участие  цари и герусия - два аристократических  института власти. Но по причине  уравновешивания друг друга, все  три института власти создавали  особый, присущий Спарте, тип управления - олигархическую республику.

 

3. Общественный строй Спарты

3.1 Архаичные черты в  общественной жизни спартиатов

 Военный характер спартанского  общества способствовал сохранению  в среде спартиатов пережитков  доклассовых отношений. Таким  пережитком была значительная  обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением  от хозяйственной деятельности  и со столь же полным превращением  их в военный господствующий  класс.

 В быту спартанцев  сохранилось много обычаев, восходящи  к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных  классов, которая обнаруживается  в недрах спартанского государственного  аппарата. В известном смысле  политический режим, существовавший  в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно  определить как самую настоящую  геронтократию. Важнейшими атрибутами  этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин,  распространявшаяся на все государственные  дела, политическая и даже экономическая  неправоспособность младших граждан,  воспитание подрастающего поколения  в духе беспрекословного повиновения  старшим по возрасту и т.д. 

 Общие трапезы - сисситии  также можно считать архаичной  чертой быта, однако смешение  возрастов в этих коллективах,  схожих с мужскими домами родовой  общины было по-видимому, результатом  коренной перестройки существовавшей  здесь древней системы возрастных  классов.

 Женщины являлись полными  хозяйками в быту. “Их своеволие  и могущество - следствие частых  походов, во время которых мужья  вынуждены бывали оставлять их  полными хозяйками в доме, а  потому и оказывали им уважение ... и даже называли “госпожами”.  Такое положение женщины явный  пережиток матриархата.

 Многие обычаи семейной  жизни также восходили к первобытнообщинному  строю. Ярким примером этого  может служить обряд заключения  брака путем похищения девушки-невесты.  “Невест брали украдом, но  не слишком юных, недостигших  брачного возраста, а цветущих  и созревших.” 

 Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения  и для мужа, и для жены - пережитки  группового брака. Рождение женщиной  ребенка от доблестного воина  - друга её мужа приветствовалось  и государством, и обществом, т.к.  “... дети вырастают хорошими, коль  скоро происхождение их хорошо.

 Плутарх об этом  говорит так: “Ликург решил,  что дети принадлежат не родителям,  а всему государству, и потому  желал, чтобы граждане рождались  не от кого попало, а от лучших  отцов и материй.” 

 

3.2 Воспитание спартиатов

 Воспитание детей было  подчинено одной задаче - подготовить  крепкого и выносливого воина,  в любую минуту готового выступить  против илотов.

 По этому воспитание  и обучение являлось одной  из главных государственных забот  и осуществлялось на общественных  началах. “Согласно законам Ликурга,  все новорожденные подвергались  специальному осмотру старейшин  филы. Если они находили ребенка  крепким и здоровым, то его  отдавали родителям для выкармливания,  тут же назначив ему один  из наделов. Если же ребенок  имел какой-либо недостаток, который  мешал бы ему стать в дальнейшем  полноценным воином, его убивали,  бросая в апофеты, посчитав, что  его жизнь не нужна ни ему  самому, ни государству, раз ему  с самого начала отказано в  здоровье и силе” 

 Родители были не  в праве сами распоряжаться  воспитанием ребенка. Едва мальчики  достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и  распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли  и трудились, причем под словом  “трудиться” подразумевалось выполнение  гимнастических упражнений. “Агела”  - значит стадо. В этом названии  пережиточно сохранились следы  скотоводческого хозяйства дорийцев  до их переселения в Лаконию.  Таким образом, система совместного  воспитания, вероятно, восходит еще  ко времени до дорийского вторжения  в Лаконию. 

 Воспитывали и обучали  детей педономы - государственные  воспитатели, избранные из числа  наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел - агелархами - были  мальчики старших возрастных  групп, отличавшиеся рассудительностью,  сообразительностью и храбростью  в драках. Дети должны были  во всем равняться на них,  исполнять их приказы, молча  повиноваться и молча терпеть  наказания. Таким образом воспитывалась  привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. “Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину  и бдительность, и всегда точно  выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее  для большого войска, чем подчиняться  единой воле и единому порядку”.(II, 11)

 “Самыми же величайшими  пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также  самолюбование”.(I,122)

 Таким образом, все  воспитание сводилось к требованиям  беспрекословно подчиняться, стойко  переносить лишения и одерживать  верх над противником. “Грамоте  они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя  было обойтись”. 

 Детей учили говорить  немногословно и метко (“лаконизм”), так, что в их словах “едкая  острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали  пространные размышления”.

 Так же учили пению  и музыке. По достижению 20-ти лет  юноши получали полное вооружение  воинов и вступали в члены  одной из сисситий. Воспитание  спартанца длилось и в зрелые  годы. Непрерывные тренировки и  лагерная жизнь, поддерживаемая  в мирное время, продолжались  до старости. “Никому не разрешалось  жить так как он хочет: точно  в военном лагере, все в городе  подчинялись строго установленным  порядкам и делали то из  полезных для государства дел,  которое им было поручено”. 

 Государство заботилось  о воспитании не только мальчиков,  но и девочек, так как спартанская  община была заинтересована в  том, что бы дети рождались  здоровыми и сильными и могли  стать в дальнейшем полноправыми  воинами. Несмотря на то, что  воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять  те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы “.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками”

 Таким образом, вся  жизнь спартанцев была подчинена  интересам военизированного государства,  что способствовало сохранению  архаичных черт в быту.

 

 

 

 

Заключение

 В результате изучения  доступных источников и учебной  литературы можно сделать следующие  выводы о государственном и  общественном строе Спарты.

1. Процессу сложения спартанского  государства предшествовал период  завоевания территорий, которые  к приходу дорийцев-спартиатов  были довольно плотно заселены.

2. В связи с тем, что  сложение спартанского государства  происходило в условиях завоевательных  походов, образовалась чрезвычайно  военизированное государство, полностью  подчиненное целям захвата новых  земель и удержания в полном  повиновении уже захваченных.

 

3. Расширение территорий  спартанского государства за  счет Мессении способствовало  созданию стабильной системы  землевладения, основанной на  строгом соответствии между числом  граждан и наделов - клеров. Такая  система землевладения и эксплуатация  порабощенного населения - илотов  стали основой на которой сформировалась  социально классовая структура  спартанского общества.

4. Важную социально - экономическую  роль в истории Спарты, сыграли  реформы полумифического царя  Ликурга, в достоверности личности  которого сомневались уже древние  авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие  к торможению имущественного  расслоения, позволили оформиться  “общине равных”, силы каждого  гражданина которой были направлены  на ведение военных действий  внутри и вне полиса. Преобразования  проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали  довольно сбалансированную систему,  не позволявшую установиться  в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся  к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции,  но круг вопросов, входящих в  их компетенцию сузился. Вся  система спартанского государств  была направлена на подавление  сопротивления илотов.

Источники

1. Геродот История в  9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972. - 599 с.

2. Плутарх Сравнительные  жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН  СССР, 1963- Т.2. - 546 с.

3. Фукидид История. - Ленинград:  Наука, 1981. - 530 с.

4. Хрестоматия по истории  Древней Греции / Под ред. Каллистова  Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с.


Информация о работе Древняя Спарта