Древняя Спарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Спарта - главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали “лакедемонянами”, что практически равнозначно словам “спартанец” или “спартиат”.

Файлы: 1 файл

история спарты.docx

— 55.01 Кб (Скачать)

Древняя Спарта

 

Спарта - главный город  области Лакония (юго-восточная часть  Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя  Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север  от современного города Спарта. Лакония  – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности  часто именовали “лакедемонянами”, что практически равнозначно  словам “спартанец” или “спартиат”.

 

Спарта, название которой  может значить “разбросанная” (предлагаются и другие толкования), состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий  холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э. В ходе раскопок Британской школы в Афинах (проводившихся  в 1906–1910 и 1924–1929) были обнаружены остатки  нескольких зданий, в том числе  святилище Артемиды Орфии, храм Афины  Меднодомной и театр. Театр был  выстроен из белого мрамора и, согласно Павсанию, описывавшему постройки Спарты ок. 160 н.э., являлся “достопримечательностью”, но это каменное строение относится  уже к эпохе римского владычества. С низкого акрополя открывался роскошный  вид на долину Эврота и на величественную гору Тайгет, круто вздымавшуюся на высоту 2406 м и образовывавшую западную границу Спарты.

 

Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, уже после “дорийского нашествия”, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 до н.э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они  завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную “столицу”  у реки Эврот. Поскольку в период, к которому большинство историков  относят Троянскую войну (ок. 1200 до н.э.), Спарта еще не возникла, миф  о похищении Парисом Елены, супруги  спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город  микенской эпохи, существовало святилище  Менелайон и вплоть до классического  периода отправлялся культ Менелая  и Елены.

 

Рост численности населения  и связанные с ним экономические  и социальные проблемы вдохновили спартанцев на внешнюю экспансию. За вычетом  основанной в Италии в 8 в. до н.э. колонии  Тарент Спарта расширялась лишь за счет собственно Греции. В ходе 1-й  и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Свидетельством спартанской активности является легенда о том, как жители Элиды при поддержке Спарты сумели отвоевать у своих соперников, жителей Писы, контроль над Олимпийскими играми. Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии – это  победа Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде (720 до н.э.). Более столетия спартанские  атлеты доминировали на Олимпийсих играх, добившись за это время 46 побед  из 81, занесенной в анналы.

 

Отвоевав еще часть  территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к  наращиванию своего могущества через  заключение договоров с различными государствами. В качестве главы  Пелопоннесского союза (начал возникать  ок. 550 до н.э., оформился ок. 510–500 до н.э.) Спарта фактически господствовала на всем Пелопоннесе, за исключением  Аргоса и Ахайи на северном побережье, и к 500 до н.э. превратилась в мощнейшую  военную державу Греции. Тем самым  была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и  Афин с их союзниками привели в  решительной победе над персами  при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

 

Конфликт между двумя  величайшими государствами Греции, дорической Спартой и ионийскими Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась  Пелопоннесская война. В конечном счете  в 404 до н.э. Спарта взяла верх, а Афинская держава погибла. Недовольство спартанским  засильем в Греции привело к новой  войне. Фиванцы и их союзники во главе  с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение при Левктрах (371 до н.э.) и при Мантинее (362 до н.э.), после чего, если забыть о кратковременных  всплесках активности и случайных  периодах взлета, Спарта стала терять былое могущество.

 

При тиране Набиде ок. 200 до н.э. или вскоре после него Спарта была окружена стеной, тогда же появился и каменный театр. В период римского владычества, начавшийся в 146 до н.э., Спарта превратилась в большой и благополучный  провинциальный город, здесь возводились  оборонительные и иные сооружения. Спарта процветала вплоть до 350 н.э. В 396 город был уничтожен Аларихом.

 

Особое значение в мировой  истории имеет влияние, оказанное  на позднейшие государственные системы  политическим и социальным устройством  Спарты. Во главе спартанского государства  стояли два царя, один из рода Агидов, другой из рода Эврипонтидов, что было, вероятно, изначально связано с союзом двух племен. Два царя проводили  заседания вместе с герусией, т.е. советом старейшин, в который  пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств  для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для  гражданина (в частности, вносить  свою долю на участие в совместных трапезах, фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых  избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров приобрели  власть, превосходившую власть царей (возможно, после исполнения этой должности  Хилоном ок. 555 до н.э.). Для предотвращения восстаний имевших численный  перевес илотов и поддержания  боеготовности собственных граждан  постоянно устраивались тайные вылазки (они назывались криптиями) с целью  убийства илотов.

 

Как это ни удивительно, тот  тип цивилизации, который именуется  теперь спартанским, не характерен для  ранней Спарты. Произведенные англичанами  раскопки подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 до н.э. спартанская  культура в целом совпадала с  образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки  скульптур, изящная керамика, фигурки  из слоновой кости, бронзы, свинца и  терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают, имена спартанских атлетов больше не появляются в списках олимпийских победителей. Прежде чем эти перемены дали о себе знать, спартанец Гитиад построил “медный дом Афины” (храм Афины Полиухос); через 50 лет, напротив, пришлось приглашать иноземных мастеров Феодора Самосского и Батикла из Магнесии для строительства соответственно Скиады (вероятно, зала для собраний) в Спарте и храма Аполлона Гиацинтия в Амиклах. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя неясно, кем был Ликург – богом, мифическим героем или историческим лицом.

 

Спартанское государство  состояло из трех классов: спартиаты, или  спартанцы; периэки (букв. “живущие рядом”), обитатели союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Голосовать и входить  в органы управления могли исключительно  спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые  и серебряные монеты. Земельные участки  спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный  доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Торговлей и производством  занимались периэки. Они не участвовали  в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также  привилегией служить в армии. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать  все свое время физическим упражнениям  и военному делу.

 

По оценкам, к 600 до н.э. насчитывалось  ок. 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже  в 15 раз. Войны и экономические  невзгоды сокращали численность  спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее  в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось  лишь 700 граждан.

 

Чтобы удержать свое положение  в государстве, спартиаты ощущали  необходимость в большой регулярной армии. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой  смерти. При рождении ребенка государство  определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует  отнести на гору Тайгет. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали  физическим упражнениям и военной  муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право  вступить в брак, но навещать жену мог  лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог  участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца  высекали лишь его имя; если он погибал  в сражении, добавлялись еще слова  “на войне”.

 

Спартанские девочки также  проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Сообщается, что Ликург ввел такое обучение для  девочек для того, чтобы они  вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей.

 

Спартиаты намеренно ввели  у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил  в свое идеальное государство  многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

 

     

 

=3y6p=

 администратор

 

 

 

Сообщения:  31

Опыт:  56

Репутация:  0

Дата регистрации:  2009-05-01

Возраст:  15

Откуда:  Симферополь

 

   Тема: Общественный и государственный строй древней Спарты   Вт Май 19, 2009 11:06 am 

 

 Общественный и государственный  строй древней Спарты сильно  отличается от других полисов.  С одной стороны “община равных”,  внутри которой установились  отношения, схожие с коммунизмом,  с другой - эксплуатируемая масса  порабощенного населения.

 Как сложились такое  общество? Что легло в основу  институтов его власти? Под влиянием  чего они из родоплеменных  органов стали институтами рабовладельческого  государства? Можно подымать еще  множество различных вопросов  об истории Спарты.

 Все же самый интересный  вопрос - каким образом сохранив  во многом пережитки родоплеменной  организации в управлении государством  и архаичные черты общественной  жизни, в Спарте сложилось сильное  рабовладельческое государство,  занимавшее значительную территорию  и державшее в подчинении население,  во много раз превосходившее  по своей численности “общину  равных”. В VI в. до н.э. Спарта  завоевала соседнюю плодородную  страну Мессению, а остальные  территории Южной Греции постепенно  были вынуждены ей подчиниться  и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военным  союзом в Греции. Спарта, гегемон  в Пелопоннесском союзе, проводила  реакционную политику, поддерживая  все антидемократические движения  в Древней Греции. “Стоя во  главе союзников, лакедемоняне  не заставляли их платить подати, но заботились, чтобы у тех  была всегда выгодная для лакедемонян  олигархическая форма правления”.

 Военная мощь и высокая  организация спартанских войск  не вызывали сомнения, а общественная  жизнь Древней Спарты была  нацелена на поддержание постоянной  боевой готовности всего коллектива  спартиатов.

 В конце VI в. до  н.э. Спарта представляла собою  сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию  Пелопоннеса за исключением, Аргоса  и северных городов Аркадии.

 Сложившееся как военный  лагерь завоевателей, оформившее  своё государственное устройство  в условиях постоянной необходимости  воевать (подавлять восстания  илотов или завоевывать новые  территории), создавшее уникальные  отношения внутри общества граждан,  такое сильное государство, сдерживающее  долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав  сопротивления естественному ходу  исторического развития. Спартанская  знать, превратившаяся со временем  в плутократическую верхушку, сконцентрировала  в своих руках большие денежные  средства и земельные владения, а основная масса граждан тем  временем обеднела, потеряла свои  клеры и являлась только формально  гражданами полиса.

 Выведение колоний  не решило умножающихся проблем.  Спартиаты беднели и были недовольны  сложившимся порядком. Число спартиатов-граждан  сильно сокращалось в результате  обнищания и войн. К III в. до  н.э., по данным Берга, приведенным  в книге “Социальные движения  в древней Спрате”, в Спарте  осталось около 600 граждан, остальные  являлись ими формально. Процесс  разложения классического спартанского  строя ускорялся борьбой за  власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе  начались смуты, окончившиеся  передачей его одним из первых  в Греции под контроль Рима.

 Все своеобразие общественной  и государственной организации  спартанского общества отразилось  в истории Спарты архаического  периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда  процесс имущественного расслоения  набирает силу, Спарта постепенно  теряет присущие “общине равных”  черты. 

 К сожалению, по истории  древней Спарты очень мало  источников. В Спарте литература  была неразвита. Из-за военизированного  строя государства, приветствующего  во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство  ораторства, политические трактаты  и т.д. Только стихи на военно-патриотические  темы, дошедшие в отрывках до  нашего времени, получили популярность  среди спартиатов. Археологические  материалы по истории Древней  Спарты тоже довольно скудные,  т. к. материальная культура  в Лаконике была бедна.

О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские  миграции и установление власти спартиатов.

Информация о работе Древняя Спарта