В дошедшей до нас
античной литературе спартанская
община выступает почти сразу
как “община равных”, в то
время как время сложения такой
общины не может быть датировано
ранее середины VII - VI вв. до н.э.
Главными источниками
по истории спартанского государства
являются сочинения древнегреческих
историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта,
Аристотеля и Плутарха.
Геродот (484 - 425 гг. до
н.э.) описал в “Истории в 9-ти
книгах”, главной темой которой
были греко-персидские войны,
политический и общественные
строй Спарты уже со спартанскими
институтами власти и “общины
равных”.
Фукидид (460 - 395 гг. до
н.э.), автор “Истории”, посвященной
Пелопонесского войне, упоминает
о завоевании полуострова дорийцами
и приводит сведения о военной
организации спартиатов.
Ксенофонт ( 430 - 355 гг. до
н.э.) в “Лакедемонской политии”
описал государственный аппарат
Древней Спарты, реформы Ликурга,
воспитание детей и военной
дело спартиатов. Его труд наиболее
ценен при изучении истории
Древней Спарты.
Плутарх (46 - 126 гг. н.э.)
в “Сравнительных жизнеописаниях”
знаменитых греков и римлян
приводит биографию полумифического
спартанского царя Ликурга и
описывает его реформы, сыгравшие
важную роль в социально-экономической
жизни Спарты.
О Спарте слагал
стихи на военно-патриатическую
тему поэт Тиртей. По ним хорошо
видно, что высше всего в
Лакедемоне ценили военную доблесть
и храбрость.
Объективность оценки
истории Спарты древними авторами
невелика, т. к. на один из
историков не был спартиатом.
А в связи с противоборством
Афин и Спарты - демократической
и олигархической государственной
системы - спартанские порядки
или недооценивались, или идеализировались,
как это сделал Ксенофонт. Хотя
в трудах древних данные отрывочны
и не всегда объективны, только
по их свидетельствам можно
составить представления о политическом
устройстве и общественной жизни
спартиатов.
1. Становление Спартанского
государства.
1.1. Географическое положение
древней Спарты.
В формировании и
развитии любого древнего государства
важную роль играло географическое
положение и климат на его
территории. Спарта не была исключением,
поэтому ее изучение начинают
с описания занимаемых земель.
Спарта, или Лакедемон,
занимала южную часть Пелопонесского
полуострова, являющегося южной
оконечностью Балканского полуострова.
Со средней Грецией и всей
остальной частью Балкан Пелопонес
соединен узким перешейком в
несколько десятков километров
шириной.
Горные районы центральной
части полуострова, его северное
побережье, отчасти восточный
берег, представляет систему замкнутых
трудно доступных горных долин,
образованных пересечением высоких
горных хребтов.
Береговая линия почти
на всем протяжении не образует
удобных гаваней, что сильно
затрудняло развитие мореплавания.
Лишь восточное побережье (по
берегам Аргосского залива) было
издавна включено в систему
морских сношений. Здесь находились
Микены и Тиринф, крупнейшие центры
крито-микенской культуры. Этот район
получил в древности название
Арголиды, по названию главного
центра этой территории - Аргоса.
К морским берегам
Арголиды прилегает холмистая
местность, легко доступная с
моря и вполне пригодная для
земледелия.
На западе Арголида
примыкает к центральному горному
району Пелопонеса, где высокие
горные цепи отделяются друг
от друга глубокими ущельями,
образуя во многих местах замкнутые
горные районы. Эта территория
носила название Аркадии.
На севере, где высокие
нагорья центрального Пелопонеса
доходят до самого моря, образуя
довольно высокий горный хребет,
располагалась область Ахайя.
На северозападе центральные
нагорья Пелопонеса спускались
к широким и холмистым пространствам,
доходившим до моря и занимавшим
весь северозападный угол полуострова.
Эта местность называлась Элидой.
Самый юг Пелопонеса
- две долины - Лаконская и Мессенская,
разделяющиеся горным хребтом
Тайгета, идущим с севера на
юг. Лаконская долина, орошенная
рекой Эвротом, которая летом
сильно мелела, была основной
территорией древней Спарты.
Северный конец Лаконской
долины замыкается высоким хребтом
- водоразделом между Эвротом
и Алфеем. Долина здесь трудно
доступна, а местность суровая
и дикая.
Далее к югу долина
постепенно расширяется и образует
большую котловину. Здесь и
был расположен центр Спарты.
В этом месте Тайгет обрывается
со стороны Эврота отвесными
стенами в 500 метров высотой.
У подножия суровых отвесов
располагаются высоко поднятые
над самой долиной террасы,
покрытые лесами с массой дикорастущих
фруктовых деревьев, многочисленными
речками и ручьями. Ближе к
реке, по дну котловины, тянутся
плодородные и хорошо орошаемые
пространства, удобные для земледелия,
а в восточной части этой
котловины, преобладают известковые
почвы, бедные водами и мало
пригодные для земледелия.
С юга котловина
замыкается цепями холмов, образующих
плодородные и хорошо орошенные
земли.
Таким образом, основная
черта этой, весьма ограниченной
в естественных ресурсах долины
- ее замкнутость: на севере - высокие
и недоступные хребты отрогов
Тайгета и нагорий Аркадии,
с запада - сам Тайгет, с востока
- хребет Парнона, на юге - заболоченные
берега Лаконского залива, а за
заливом - на десятки километров
лишенное островов морское пространство.
По другую сторону
Тайгета, на запад, до самых
морских берегов простирается
обширная долина - Мессения, с рекой
Памизом. С севера нагорья Аркадии
замыкают Мессению, отделяя ее
естественными преградами от
остального Пелопонеса, но широко
открывая на юг и запад к
морю. Почвы этой страны пригодны для земледелия,
но она еще больше чем Лакония удалена
от главных центров средиземноморских
стран восточной части Средиземноморья.
Наличие таких природных
условий способствовало торможению
развития культурной и политической
жизни на описываемой территории.
Естественная замкнутость страны, поддерживаемая
в дальнейшем искусственно, привела
к длительному сохранению архаических
черт в общественной жизни населения.
1.2. Миграция дорийских
племен и завоевание Пелопоннеса.
О захвате дорийцами
Лаконики и первоначальном этапе
формирования и развития Спартанского
государства сохранились лишь
фрагментарные, не всегда убедительные
свидетельства древних историков,
которые к тому же базируются
на более древних источниках.
Сведения чаще всего даны в
форме мифов и легенд о героях.
О том, откуда пришли
дорийские племена и как маршрутом
двигались они к Пелопоннесу
существуют разные мнения: Фукидид
в “Истории”, описывая вторжение
фокидян в Дориду, пишет: “... и
фокидяне совершили вторжение
в Дориду, древнюю родину Лакедемонян."
(I,107 (2)), а Геродот в сочинении
“История в 9-ти книгах” упоминает
длительную миграцию дорийских
племен: “... дорийское же, (племя)
очень долго странствовало. Ибо
во времена царя Девкалиона
оно обитало в земле Фтиотида,
а затем у подножия Оссы
и Олимпа в области по названием
Гистиеотида. После изгнания из
Гистиеотиды кадмейцами дорийцы
поселились у Пинда и назывались
теперь македнами. Отсюда это
племя переселилось в Дриопиду,
а затем в Пелопоннес, где приняло
имя дорийцев”
В XIII - XII вв. до н. э. на Балканском
полуострове и в Малой Азии
происходят крупные передвижения племен,
в ходе которых подверглись разгрому
Микенское и Критское царства, была
разрушена Троя и произошли глубокие
социально - экономические и культурные
изменения в странах бассейна
Эгейского моря.
=3y6p=
администратор
Сообщения: 31
Опыт: 56
Репутация: 0
Дата регистрации: 2009-05-01
Возраст: 15
Откуда: Симферополь
Тема: Общественный и государственный
строй древней Спарты Вт Май 19, 2009
11:07 am
Продолжение:
Толчком к перемещению
племен в бассейне Эгейского моря,
принявшему во второй половине II тысячелетия
до н. э. значительные размеры, послужило
переселение дорийских племен, обитавших
первоначально на северной периферии
эгейского мира и двинувшихся
отсюда на юг, тесня ахейцев и
критян. Причиной этого миграционного
движения был рост производительных
сил, вызвавший крупное общественное
разделение труда, социальное расслоение,
появление частной собственности
и стремление к захвату земли,
скота и другого имущества.
Таким образом, массовое
передвижение дорийских племен
происходило в обстановке разложения
в их среде первобытно-общинного
строя, когда захватнические войны
стали неизбежными.
Современные исследователи
полагают, что передовые отряды
дорийских переселенцев продвигались,
возможно, морским путем на юг,
чему способствовало изобилующее
островами Эгейское море. Выделяют
два примерных направления расселения
дорийских племен: из Южной Македонии
по морю на острова Крит
и Родос и сухопутным путем
в Фессалию и Эпир. Пройдя Фермопильское
ущелье, они заняли Дриопиду, переименованную
позднее в Дориду, откуда направились
на Пелопоннес.
Античная традиция
объясняет эти массовые переселения
борьбой могущественных героев,
предъявляющих свои наследственные
права на принад лежавшие им
когда-то земли. В частности,
предания о нашествии дорийцев
на Пелопоннес тесно переплелись
с рассказами о возвращении
Гераклидов, продолживших борьбу
своего родоначальника, Геракла,
за обладание Пелопоннесом. Потомки
полубога встали во главе греческих
племен - дорийцев. Причем источники
отделяют дорийцев от Гераклидов.
Согласно аркадским
преданиям, первая попытка завоевателей
пробиться на полуостров сухим
путем через Истм была неудачной.
Во второй раз, благодаря измене
союзников ахейцев - локров, дорийцы
переправились через Крисейский
(Коринфский) залив из Навпакта
к мысу Рий и двинулись вглубь
полуострова. Прошли, не останавливаясь,
Ахайю и Аркадию и заняли
наиболее плодородные и густонаселенные
части Пелопоннеса: Арголиду, Лаконию,
Мессению, а также Истмский перешеек.
Около 1100 г. до н.
э., после вторжения дорийцев в
Арголиду и разрушения дворца
в Микенах, часть дорийских
племен вторглась в долину
Эврота. Это были лаконские или
спартанские дорийцы, представлявшие
позднюю волну переселенцев на
Пелопоннес, поэтому им пришлось
занять территорию почти отрезанную
от моря и расположенную внутри
полуострова.
Захват Лаконики сопровождался
долгой борьбой, занявшей не
менее 150 - 200 лет Северная часть
долины Эврота была захвачена
после победы над населением
города Терапны, разрешенного
до основания. По соседству
с ней, на том же левом
берегу реки, примерно в IX в
до н. э. из-за удобного стратегического
расположения начал формироваться
полис Спарта, состоявший из 5-ти
близко расположенных друг к
другу поселков “комай”.
После покорения северной
долины Эврота продвижение дорийцев
на юг было приостановлено
сопротивлением Амикл, которое,
по преданию, длилось до середины
VIII в. до н.э. Современные же
ученые считают, что борьба
дорийцев с Амиклами в Лаконике
закончилась примерно в IX в.
до н. э.
Завоевание происходило
постепенно. Сухопутное нападение
поддерживалось кораблями, крейсировавшими
в Эгейском море. Так, при захвате
Аргоса опорным пунктом дорийцев
был морской город Темений,
шаг за шагом была освоена
и Арголида, мирным путем присоединены
Флиунт, Трезен и Сикион. Жители
этих городов смешались впоследствии
с пришельцами.
Окончательное завоевание
Пелопоннеса дорийцами датировано
у древних историков по-разному.
Фукидид в “Истории” указывает
1104 г. до н. э.: “На 80-том году
после падения Трои дорийцы
вместе с Гераклидами, захватили
Пелопоннес.” “Даже и после
Троянской войны в Элладе все
ещё происходили перемещения
жителей, так что страна не
знала покоя и потому не
преуспевала” (I, 12.1). Исократ дает
другую дату - 1069 г. до н. э.
В западной части
Пелопоннеса была заселена Мессения,
достоверных сведений о чем
почти не сохранилось. Возможно,
что утверждение дорийцев там
произошло только после завоевания
Мессении спартиатами в XI в.
до н. э.
Так на начальном
этапе складывалась территория
Спарты. Завоевание Мессении завершило
этот процесс.
Павсаний указывает,
что война с Мессенией шла
в VIII в. до н. э. при царях
Феопомпе и Полидоре. По свидетельству
Геродота спартиатам помогали
жители острова Самоса: “... лакедемоняне
снарядили [войско] и выступили
в поход на Самос из чувства
признательности, как говорят
самосцы, т. к. самосцы прежде
послали им корабли на помощь
против мессенцев.” (3,47) Греческие
писатели III в. до н. э. Риан
и Лирон изображают Мессению
государством, в котором правит
династия Эпитидов в лице царя
Эвфая. Война идет сначала с
успехом для мессенцев, через
14 лет борьбы они все же покорены,
часть их эмигрирует, а оставшиеся
порабощаются спартиатами.
Вторая Мессенская
война, по сведениям Тертея, носила
уже общепелопоннесский характер,
в ней участвовали маленькие
племена: аркадцы, пилийцы, пизаты.
Самая же крупная сила Пелопоннеса
- Аргос - из-за обострения внутренней
классовой борьбы не смогла
вмешаться.