Доктрина Solo Fide и философское открытие М.Лютера

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

Человек не может нормально существовать, если культура не дает ему путеводной нити широкого мировоззренческого характера. Культура является путеводителем в каждом обществе. Идейно-смысловое ядро культуры, обеспечивающее ее целостность, включает в себя систему коллективно разделяемых смыслов, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Возникновение доктрины Sola Fide (оправдание верой)…..14
1.1. Причины реформации в Западной Европе……………………………14
1.2. Сущность принципа «Sola Fide»……………………………………….17
1.3. Богословское открытие М.Лютера и оправдание верой……………..23
Глава 2. Влияние реформаторской мысли на возникновение новой трудовой этики и принципов общественного существования………27
2.1. Протестантская трудовая этика……………………………………… 27
2.2. Положительное отношение к миру……………………………………31
2.3. Мирской аскетизм…………………………………………………….. 33
2.4. Протестантская мысль и порождение капитализма………………… 39
Заключение…………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

solo fide 2.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

В чем же сущность ответа М.Вебера на вопрос о том, почему капитализм возник именно на Западе? М. Вебер не согласен со стандартным ответом, предложенным марксистами: "стремление к наживе". М.Вебер считал, что в общем и целом "Стремление к предпринимательству", к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. «Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры»81.

 Исследователь А.Маграт, вслед за М.Вебером исследуя влияние протестантизма на социально-экономическую жизнь страны, говорит о том, что ключевое значение имел новый акцент на доктринах творения и искупления. Вслед за учением Лютера, кальвиновское жизнеутверждающее богословие, полное положительного отношения к миру, было основано на проведении полного онтологического разграничения между Богом и миром, в то же время отрицая возможность их разделения. Тема "distinctio sed non separatio", лежащая в основе многих аспектов кальвиновского богословия, появляется и в его понимании христианского отношения к обществу. Познание Бога как Творца нельзя отделить от познания творения, христиане должны проявлять уважение, заботу и приверженность к миру ввиду своей верности, покорности и любви к Богу, его Творцу. Мир не имеет прямого отношения к христианской верности; это отношение косвенное, основанное на признании уникальных отношений причинности, существующих между Богом и Его творением. Почитая природу как творение Божие, мы поклоняемся Богу, а не природе82. Быть христианином не означаем и не может означать отказа от мира, ибо отказ от мира означает отказ от Бога, Который чудесно сотворил его. Мир, хоть и падший, не является злым.

Этот акцент привел к  двум важнейшим основам труда  протестанта:

1. Христианин призван работать в миру, чтобы искупить его.

2. Отказ посвятить себя миру и трудиться в нем равносилен признанию, что мир не может и не должен быть искуплен.

Важным последствиям Реформации и изменения отношения  к Христианству явилось возрождение идеи призвания христианина. Бог призывает Свой народ не просто к вере, но к выражению этой веры в определенных областях жизни. Человек призван, в первую очередь, быть христианином, а, во вторую,  — проявить свою веру в конкретной сфере деятельности в миру83. В этом отношении о влиянии реформационной мысли можно судить по тому, что термин "vocatio" ("призвание") стал означать "мирскую деятельность или карьеру". За этим современным значением лежит идея, принятая в шестнадцатом веке, о том, что христианин призван служить Богу в миру, и что у каждого человека непременно есть свое призвание.

Идея призвания,  связанная с центральной доктриной священства всех верующих, придала новый импульс приверженности к повседневному миру. Она изменила отношение к труду маленького человека. Некоторые исследователи полагают, что она в целом стимулировала уважение к труду простого индивида как к необычайной ценности84. Как мы видели, реформаторы отрицали средневековое разграничение между "священным" и "светским". Не существовало коренных различий в статусе между "духовным" и "мирским" порядком. Все христиане призваны быть священниками, и это призвание распространяется на повседневный мир. Они призваны очистить и освятить повседневный мир изнутри. Лютер кратко излагает эту мысль следующим образом: "То, что кажется светскими трудами, является на самом деле восхвалением Бога и представляет собой покорность, которая приятна Ему"85. Это понятие призвания не имеет ограничений. Лютер восхвалял даже религиозную ценность работы по дому, объявляя, что "хотя в ней нет явной святости, домашние обязанности следует ценить больше, чем все труды монахов и монахинь"86. "Бог не обращает внимание на незначительность делаемой работы, но смотрит в сердце того, кто служит Ему этой работой. Это касается даже таких повседневных работ, как мытье посуды и доение коровы". Английский последователь М. Лютера Уильям Тиндейл, подхватывая эту мысль, настаивал, что хотя "мытье посуды и проповедь слова Божьего" представляют собой различные стороны человеческой деятельности, "в угодности Богу" они равны87.

 С точки зрения  отцов реформации, "Образ жизни каждого человека назначен ему Богом". С точки зрения Кальвина, Бог помещает людей в такие обстоятельства, в каких Он хочет их видеть. (Этот вопрос представляет важность для кальвиновской критики человеческих амбиций, которые, как он утверждает, основаны на человеческом нежелании признать сферу деятельности, которую выделил для них Бог). Социальный статус занимаемого положения является человеческим изобретением, не имеющим духовного значения. Нельзя позволить человеческим оценкам занимаемого положения (например, монашеским) восторжествовать над суждением Божиим. Всякая человеческая работа может "вызывать уважение и высоко цениться в глазах Божиих". Нет такого призвания, которое было бы слишком плохим или низким, чтобы быть освященным Божественным присутствием88.

Таким образом, по мнению многих исследователей, реформация стала  не только новым стержнем культурного  развития стран Западной Европы, но и особым образом отразилась на социально-экономическом развитии, придав положительный импульс капиталистическим отношениям.

 

 

 

Заключение

 

В заключении исследования нельзя не отметить то беспримерное влияние, которое оказала Реформация на общественное сознание Запада и, в конечном счете, на формирование западной цивилизации в целом. Именно с влиянием Реформации связано окончание эпохи средневековья и становление сознания нового времени. Реформация изменила религиозную мотивацию общества, следствием чего стало изменение самого направления исторического развития, смена типа общественно-религиозного сознания.

Выводы:

1. Произошел коренной переворот мировоззрения людей, причина которому – Реформация.

Религиозное сознание средневековья  пребывало в напряженной неуверенности  о своем спасении, в страхе перед  ежедневно живописуемыми ужасами ада. В стремлении обезопасить себя человек был вынужден постоянно наполнять копилку добрых дел, которая неизменно опустошалась новыми прегрешениями. Реформация разом освободила человеческую совесть от этого гнета, всеобщая спасенность обесценивала дела добродетели, они были нужны лишь для успокоения совести. Одновременно Реформация направила эту высвобожденную энергию на практическое обустройство земной жизни, положила ее в основу промышленного развития протестантских стран. Его успехи смогли, в конечном счете, сломить католическое сопротивление и заложили основу современной индустриально-технократической цивилизации Запада, которая стала историческим продуктом религиозного полураспада западного христианства.

2. Реформация способствовала  появлению особой трудовой этики (мы согласны с идеей М.Вебера).

Реформация означала отнюдь не устранение господства церкви в повседневной жизни, а наоборот: замену господства католической церкви - необременительного, практически  малоощутимого, чуть ли не формального, на в высшей степени тягостную и жесткую регламентацию всего поведения, глубоко проникающую во все сферы частной и общественной жизни. Ведь реформаторы порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью. Господство кальвинизма в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью. Но именно экономически наиболее развитые страны того времени, а в самих странах именно носители экономического подъема - "буржуазные" средние классы, не только мирились с дотоле им неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда.

3.  Концепция призвания  у Лютера проявилась в современной экономической жизни в следующем виде: выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. С точки зрения Лютера, монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему. Отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями сочеталось у Лютера с проповедью послушания властям и примирением со своим местом в мире. В этом видна и относительная нравственная слабость лютеранства: они не отказались от обряда исповеди, лютеранин мог ежеминутно обрести прощение посредством раскаяния и покаяния. В лютеранстве полностью отсутствовал тот импульс к постоянному самоконтролю и к планомерной регламентации своей жизни, который характеризует суровое кальвинистское учение. Лютеранство в меньшей степени, чем кальвинизм, заполняло жизнь аскетическим содержанием, хотя отвергло и многовековые традиции католичества.  

Таким образом, протестантизм  с его отказом от традиций, рационализацией  труда и жизни, аскетизмом и сухостью церемониальной жизни стал стержнем западноевропейской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

  1. Библия
  2. Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении двойственности. СПб, 1996. Пер. с лат.: А. И. Рубана под ред. Ю. А. Голубца.
  3. Лютер, Мартин, О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1986, с. 290-545.
  4. Шмалькальденские артикулы - http://soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedanie_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/shmalkaldenskie_artikuly/
  5. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520—1526. — Харьков, 1994.
  6. Лютер М. Избранные произведения. — СПб., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Dillenberger J. Protestant Thought and Natural science. London, 1961.
  2. Grimm H.J., The Reformation Era, 1500-1650, New York: Macmillan, 1973.
  3. Henryk Grossman The Beginnings of Capitalism and the New Mass Morality . Journal of Classical Sociology, Vol. 6, No. 2, 201-213 (2006).
  4. Hooykaas R.. Religion and the rise of Modem Science. Edinburgh, 1972.
  5. Luethy H. Variations on the Theme by Max Weber, in "International Calvinism 1541-1715", ed. M.Prestwich. Oxford, 1985.
  6. Marshall G. In Search of the Spirit of Capitalism: An Assay on Max Weber's Protestant Ethic Thesis London, 1982.
  7. Ritter G. Europa und die deutsche Frage, Münch., 1948
  8. Rosen E. Calvin's Attitude towards Copernicus //Jounal of the History of Ideas 21.1960.
  9. Skinner Q. The Foundations of Modern Political Thought. 2 vols: Cambridge, 1978. vol.2.
  10. Touny R. Religion and the Rise of Capitalism. 1926
  11. Белороссов Н.Д. Очерки истории церкви в Англии от времен Вильгельма Завоевателя до реформации  – СПб: Б. и., 1869
  12. Бенгт Х. История теологии / А. Прилуцкий. — СПб.: Светоч, 2001.
  13. Бецольд Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб., 1900.
  14. Богодарова Н.А. Социально – политические воззрения Джеффри Чосера. Из истории социальных движений и общественной мысли. - М., 1981.
  15. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.
  16. Васечко В.Н. Сравнительное богословие - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/6.html
  17. Вебер М. Протестантская трудовая этика и дух капитализма.// Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.
  18. Гобри И. Лютер. — М.: Молодая гвардия, 2000.
  19. Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. — СПб., 1892.; Дементьев Г. А. Введение реформации в Дании. — СПб., 1900.
  20. Дмитриева О.В.  Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII вв.  - М.: Б. и., 1985
  21. Евгеньев В. К истории протестантской этики - http://rusk.ru/st.php?idar=26459
  22. Жукоцкий В. Д. Реформация как универсалия культуры: перекличка эпох и поколений // Жукоцкий В. Д., Жукоцкая З. Р. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. — М.: Новый хронограф, 2008.
  23. Зноско-Боровский М. Православие, римско-католичество, протестантизм и лютеранство. — Загорск, 1991.
  24. Кернс Э. Дорогами Христианства. История церкви. — М.: Протестант, 1992.
  25. Ковальский Я. В. Папы и папство. — М.: Политиздат, 1991.
  26. Колодин А. Аскетизм мирской - http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-a/2104-asketizm-mirskoj.html
  27. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении. // ВИ. — 1995. — № 10.
  28. Леонова Т.А. Положение низшего духовенства в Англии XIV-XV вв. //Проблемы истории и историографии. Античность. Средние века. Уфа, 1990.
  29. Леонова Т.А.  Рост церковного землевладения в Англии с 1350 по 1377 гг. // Проблемы истории античности и средних веков. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
  30. Леонова Т.А. Собственность и доходы английской церкви во второй половине XIV века // Средние века. Вып. 48. М., 1985. C. 214-232. Леонова Т.А. Церковь и государство в Англии во второй половине XIV века / Леонова Татьяна Алексеевна. - М., 1982
  31. Лифшиц Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. — Мн., 1978.
  32. Макаров И. В. Очерки истории Реформации в Финляндии. — СПб.: Реноме, 2007.
  33. МакГрат А. Богословская мысль Реформации - http://www.reformed.org.ua/2/32/13/McGrath
  34. Норт Д. История Церкви от дня Пятидесятницы до нашего времени. — М.: Протестант, 1993.
  35. Носсол А. Экуменическая перспектива богословской мысли Мартина Лютера - http://sint.ucoz.ru/index/0-32
  36. Петрушевский Д.М. Восстание Уота Тайлера: Очерки из истории разложения феодального строя в Англии. М., 1914
  37. Прозоровская, Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб., 1994.
  38. Репина, Л.П. Сословия горожан и феодальное государство в Англии XIV века. – М.: ИВИ АН СССР, 1979.
  39. Смирин М. М. Германия в XVI и в начале XVII в. // История средних веков в двух томах / Под ред. С. Д. Сказкина. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1977. — Т. 2.
  40. Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. — М., 1962.
  41. Соловьев, Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984.
  42. Соловьев, Э.Ю., Политико-юридические завоевания Реформации. В кн.: Философия эпохи ранних буржуазных революций, М., 1983.;
  43. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. Гл.I, II / Под ред. В.Ф. Семенова. – М.: Иностранная литература, 1959.
  44. Трёльч Э. Церковь и секта //Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. /Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. — М. Аспект Пресс, 1996.
  45. Флауэр А. Жизнь и вера М. Лютера. — СПб., 1994.
  46. Хегглунд Бенгт. История теологии / А. Прилуцкий. — СПб.: Светоч, 2001.
  47. Чельцов М.П. Христианское миросозерцание - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/23ch/chelsov/contemplate/91.html
  48. Чистозвонов А. М. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. — М., 1985.
  49. Штокмар. В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

1 Белороссов Н.Д. Очерки истории церкви в Англии от времен Вильгельма Завоевателя до реформации  – СПб: Б. и., 1869

2 Дмитриева О.В.  Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII вв.  - М.: Б. и., 1985

3 Штокмар. В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005.

4 Петрушевский Д.М. Восстание Уота Тайлера: Очерки из истории разложения феодального строя в Англии. М., 1914

5 Чистозвонов А. М. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. — М., 1985.

6 Лифшиц Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. — Мн., 1978.

7 Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. — М., 1962.

Смирин М. М. Германия в XVI и в начале XVII в. // История  средних веков в двух томах / Под  ред. С. Д. Сказкина. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1977. — Т. 2.

8 Бецольд Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб., 1900.

9 Гобри И. Лютер. — М.: Молодая гвардия, 2000.

10 Прозоровская, Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб., 1994.

11 Флауэр, А. Жизнь и вера М. Лютера. — СПб., 1994.

12 Соловьев, Э.Ю., Политико-юридические завоевания Реформации. В кн.: Философия эпохи ранних буржуазных революций, М., 1983.; Соловьев, Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984.

13 Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. — СПб., 1892.; Дементьев Г. А. Введение реформации в Дании. — СПб., 1900.

14 Макаров И. В. Очерки истории Реформации в Финляндии. — СПб.: Реноме, 2007.

15 Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. Гл.I, II / Под ред. В.Ф. Семенова. – М.: Иностранная литература, 1959.

16 Репина, Л.П. Сословия горожан и феодальное государство в Англии XIV века. – М.: ИВИ АН СССР, 1979.

17 Жукоцкий В. Д. Реформация как универсалия культуры: перекличка эпох и поколений // Жукоцкий В. Д., Жукоцкая З. Р. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. — М.: Новый хронограф, 2008.

18 Богодарова Н.А. Социально – политические воззрения Джеффри Чосера. Из истории социальных движений и общественной мысли. - М., 1981.

19 Леонова Т.А. Положение низшего духовенства в Англии XIV-XV вв. //Проблемы истории и историографии. Античность. Средние века. Уфа, 1990. С. C. 47-54; Леонова Т.А.  Рост церковного землевладения в Англии с 1350 по 1377 гг. // Проблемы истории античности и средних веков. - М.: Изд-во МГУ, 1978. C. 48-65;  Леонова Т.А. Собственность и доходы английской церкви во второй половине XIV века // Средние века. Вып. 48. М., 1985. C. 214-232. Леонова Т.А. Церковь и государство в Англии во второй половине XIV века / Леонова Татьяна Алексеевна. - М., 1982

Информация о работе Доктрина Solo Fide и философское открытие М.Лютера