Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:19, дипломная работа
Человек не может нормально существовать, если культура не дает ему путеводной нити широкого мировоззренческого характера. Культура является путеводителем в каждом обществе. Идейно-смысловое ядро культуры, обеспечивающее ее целостность, включает в себя систему коллективно разделяемых смыслов, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе.
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Возникновение доктрины Sola Fide (оправдание верой)…..14
1.1. Причины реформации в Западной Европе……………………………14
1.2. Сущность принципа «Sola Fide»……………………………………….17
1.3. Богословское открытие М.Лютера и оправдание верой……………..23
Глава 2. Влияние реформаторской мысли на возникновение новой трудовой этики и принципов общественного существования………27
2.1. Протестантская трудовая этика……………………………………… 27
2.2. Положительное отношение к миру……………………………………31
2.3. Мирской аскетизм…………………………………………………….. 33
2.4. Протестантская мысль и порождение капитализма………………… 39
Заключение…………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………….48
В чем же сущность ответа М.Вебера на вопрос о том, почему капитализм возник именно на Западе? М. Вебер не согласен со стандартным ответом, предложенным марксистами: "стремление к наживе". М.Вебер считал, что в общем и целом "Стремление к предпринимательству", к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. «Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры»81.
Исследователь А.Маграт,
вслед за М.Вебером исследуя вл
Этот акцент привел к двум важнейшим основам труда протестанта:
1. Христианин призван работать в миру, чтобы искупить его.
2. Отказ посвятить себя миру и трудиться в нем равносилен признанию, что мир не может и не должен быть искуплен.
Важным последствиям Реформации и изменения отношения к Христианству явилось возрождение идеи призвания христианина. Бог призывает Свой народ не просто к вере, но к выражению этой веры в определенных областях жизни. Человек призван, в первую очередь, быть христианином, а, во вторую, — проявить свою веру в конкретной сфере деятельности в миру83. В этом отношении о влиянии реформационной мысли можно судить по тому, что термин "vocatio" ("призвание") стал означать "мирскую деятельность или карьеру". За этим современным значением лежит идея, принятая в шестнадцатом веке, о том, что христианин призван служить Богу в миру, и что у каждого человека непременно есть свое призвание.
Идея призвания, связанная с центральной доктриной священства всех верующих, придала новый импульс приверженности к повседневному миру. Она изменила отношение к труду маленького человека. Некоторые исследователи полагают, что она в целом стимулировала уважение к труду простого индивида как к необычайной ценности84. Как мы видели, реформаторы отрицали средневековое разграничение между "священным" и "светским". Не существовало коренных различий в статусе между "духовным" и "мирским" порядком. Все христиане призваны быть священниками, и это призвание распространяется на повседневный мир. Они призваны очистить и освятить повседневный мир изнутри. Лютер кратко излагает эту мысль следующим образом: "То, что кажется светскими трудами, является на самом деле восхвалением Бога и представляет собой покорность, которая приятна Ему"85. Это понятие призвания не имеет ограничений. Лютер восхвалял даже религиозную ценность работы по дому, объявляя, что "хотя в ней нет явной святости, домашние обязанности следует ценить больше, чем все труды монахов и монахинь"86. "Бог не обращает внимание на незначительность делаемой работы, но смотрит в сердце того, кто служит Ему этой работой. Это касается даже таких повседневных работ, как мытье посуды и доение коровы". Английский последователь М. Лютера Уильям Тиндейл, подхватывая эту мысль, настаивал, что хотя "мытье посуды и проповедь слова Божьего" представляют собой различные стороны человеческой деятельности, "в угодности Богу" они равны87.
С точки зрения отцов реформации, "Образ жизни каждого человека назначен ему Богом". С точки зрения Кальвина, Бог помещает людей в такие обстоятельства, в каких Он хочет их видеть. (Этот вопрос представляет важность для кальвиновской критики человеческих амбиций, которые, как он утверждает, основаны на человеческом нежелании признать сферу деятельности, которую выделил для них Бог). Социальный статус занимаемого положения является человеческим изобретением, не имеющим духовного значения. Нельзя позволить человеческим оценкам занимаемого положения (например, монашеским) восторжествовать над суждением Божиим. Всякая человеческая работа может "вызывать уважение и высоко цениться в глазах Божиих". Нет такого призвания, которое было бы слишком плохим или низким, чтобы быть освященным Божественным присутствием88.
Таким образом, по мнению многих исследователей, реформация стала не только новым стержнем культурного развития стран Западной Европы, но и особым образом отразилась на социально-экономическом развитии, придав положительный импульс капиталистическим отношениям.
Заключение
В заключении исследования нельзя не отметить то беспримерное влияние, которое оказала Реформация на общественное сознание Запада и, в конечном счете, на формирование западной цивилизации в целом. Именно с влиянием Реформации связано окончание эпохи средневековья и становление сознания нового времени. Реформация изменила религиозную мотивацию общества, следствием чего стало изменение самого направления исторического развития, смена типа общественно-религиозного сознания.
Выводы:
1. Произошел коренной переворот мировоззрения людей, причина которому – Реформация.
Религиозное сознание средневековья
пребывало в напряженной
2. Реформация способствовала появлению особой трудовой этики (мы согласны с идеей М.Вебера).
Реформация означала отнюдь не устранение господства церкви в повседневной жизни, а наоборот: замену господства католической церкви - необременительного, практически малоощутимого, чуть ли не формального, на в высшей степени тягостную и жесткую регламентацию всего поведения, глубоко проникающую во все сферы частной и общественной жизни. Ведь реформаторы порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью. Господство кальвинизма в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью. Но именно экономически наиболее развитые страны того времени, а в самих странах именно носители экономического подъема - "буржуазные" средние классы, не только мирились с дотоле им неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда.
3. Концепция призвания у Лютера проявилась в современной экономической жизни в следующем виде: выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. С точки зрения Лютера, монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему. Отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями сочеталось у Лютера с проповедью послушания властям и примирением со своим местом в мире. В этом видна и относительная нравственная слабость лютеранства: они не отказались от обряда исповеди, лютеранин мог ежеминутно обрести прощение посредством раскаяния и покаяния. В лютеранстве полностью отсутствовал тот импульс к постоянному самоконтролю и к планомерной регламентации своей жизни, который характеризует суровое кальвинистское учение. Лютеранство в меньшей степени, чем кальвинизм, заполняло жизнь аскетическим содержанием, хотя отвергло и многовековые традиции католичества.
Таким образом, протестантизм с его отказом от традиций, рационализацией труда и жизни, аскетизмом и сухостью церемониальной жизни стал стержнем западноевропейской культуры.
Список источников
Список литературы
1 Белороссов Н.Д. Очерки истории церкви в Англии от времен Вильгельма Завоевателя до реформации – СПб: Б. и., 1869
2 Дмитриева О.В. Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII вв. - М.: Б. и., 1985
3 Штокмар. В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005.
4 Петрушевский Д.М. Восстание Уота Тайлера: Очерки из истории разложения феодального строя в Англии. М., 1914
5 Чистозвонов А. М. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. — М., 1985.
6 Лифшиц Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. — Мн., 1978.
7 Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. — М., 1962.
Смирин М. М. Германия в XVI и в начале XVII в. // История средних веков в двух томах / Под ред. С. Д. Сказкина. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1977. — Т. 2.
8 Бецольд Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб., 1900.
9 Гобри И. Лютер. — М.: Молодая гвардия, 2000.
10 Прозоровская, Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб., 1994.
11 Флауэр, А. Жизнь и вера М. Лютера. — СПб., 1994.
12 Соловьев, Э.Ю., Политико-юридические завоевания Реформации. В кн.: Философия эпохи ранних буржуазных революций, М., 1983.; Соловьев, Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984.
13 Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. — СПб., 1892.; Дементьев Г. А. Введение реформации в Дании. — СПб., 1900.
14 Макаров И. В. Очерки истории Реформации в Финляндии. — СПб.: Реноме, 2007.
15 Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. Гл.I, II / Под ред. В.Ф. Семенова. – М.: Иностранная литература, 1959.
16 Репина, Л.П. Сословия горожан и феодальное государство в Англии XIV века. – М.: ИВИ АН СССР, 1979.
17 Жукоцкий В. Д. Реформация как универсалия культуры: перекличка эпох и поколений // Жукоцкий В. Д., Жукоцкая З. Р. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. — М.: Новый хронограф, 2008.
18 Богодарова Н.А. Социально – политические воззрения Джеффри Чосера. Из истории социальных движений и общественной мысли. - М., 1981.
19 Леонова Т.А. Положение низшего духовенства в Англии XIV-XV вв. //Проблемы истории и историографии. Античность. Средние века. Уфа, 1990. С. C. 47-54; Леонова Т.А. Рост церковного землевладения в Англии с 1350 по 1377 гг. // Проблемы истории античности и средних веков. - М.: Изд-во МГУ, 1978. C. 48-65; Леонова Т.А. Собственность и доходы английской церкви во второй половине XIV века // Средние века. Вып. 48. М., 1985. C. 214-232. Леонова Т.А. Церковь и государство в Англии во второй половине XIV века / Леонова Татьяна Алексеевна. - М., 1982
Информация о работе Доктрина Solo Fide и философское открытие М.Лютера