Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:19, дипломная работа
Человек не может нормально существовать, если культура не дает ему путеводной нити широкого мировоззренческого характера. Культура является путеводителем в каждом обществе. Идейно-смысловое ядро культуры, обеспечивающее ее целостность, включает в себя систему коллективно разделяемых смыслов, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе.
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Возникновение доктрины Sola Fide (оправдание верой)…..14
1.1. Причины реформации в Западной Европе……………………………14
1.2. Сущность принципа «Sola Fide»……………………………………….17
1.3. Богословское открытие М.Лютера и оправдание верой……………..23
Глава 2. Влияние реформаторской мысли на возникновение новой трудовой этики и принципов общественного существования………27
2.1. Протестантская трудовая этика……………………………………… 27
2.2. Положительное отношение к миру……………………………………31
2.3. Мирской аскетизм…………………………………………………….. 33
2.4. Протестантская мысль и порождение капитализма………………… 39
Заключение…………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………….48
В западной историографии
формируется школа
Реформация повлияла очень серьезно на многие науки, открыв путь естествознанию, философии, биологии. В свою очередь, освобожденные науки привели к изменению в восприятии мира. С таким подходом в науку вошли Дж.Дилленбергер34, Р.Хойкаас35, Е.Розен36.
Таким образом, реформацию
исследовали и изучали
В работе две главы, введение и заключение, список литературы и источников.
Главы посвящены соответственно разным аспектам принципов «sola fide» и «мирского аскетизма».
В заключении подводится итог проделанной работе.
Глава 1. Возникновение доктрины Sola Fide (оправдание верой).
1.1. Причины реформации в Западной Европе.
Трудно найти событие более значимое в истории католической церкви Западной Европы, чем процесс Реформации - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. 31 октября 1517 года католический священник-монах Мартин Лютер прибил к вратам дворцовой церкви в Виттенберге написанные им 95 тезизов.
«Папа не обладает властью освобождать от наказания за грехи,» - писал Лютер. Знаменитые тезисы сводились к следующему:
- Нельзя отпускать грехи без покаяния, а покаяние требует внутреннего перерождения человека.
- Раскаявшийся получает прощение по милости Божьей, деньги и индульгенции тут ни при чем.
- Лучше совершить доброе дело, чем откупиться.
- Главное богатство церкви – не копилка добрых дел, а Священное Писание37.
Этот день считается
началом Реформации в Германии, преобразовании
в западно-европейском
Реформация не была сугубо плодом деятельности Лютера или Кальвина. В течение нескольких веков формировались предпосылки широкого реформирования Католической церкви. Можно выделить следующие причины Реформации.
1. Противоречия
между светской властью и
В течение всей истории средних веков церковь играла значительную роль в жизни общества, являясь богатейшим феодалом. Церковная иерархия была аналогична иерархии светской. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества38. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
2. Зарождение нового класса буржуазии.
Буржуазия требовало христианства нового образца. Новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Чем сильнее была буржуазия, тем большей глубины достигли реформаторские процессы. Так, в Англии, где была сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии, католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, Швейцарии и других странах Европы экономика развивалась динамичнее, и потому там протестантство приобрело совершенно другой масштаб.
3. Гуманизм как новое идейное течение.
Гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе повлиял на нравственный климат в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви39.
4. Порча церкви.
Церковь становится не только крупнейшим феодалом, но и организацией, в которой стремление наживы затмевает основную функцию – спасении души. Индульгенции (плата за искупление греха) выглядят абсурдно, монастыри становятся гнездом порока и разврата, люди узнают об этом через произведения писателей эпохи Возрождения, например, Дж.Бокаччо. Церковь как организация требует обновления40.
Вглядываясь вглубь веков, верующие задавали себе вопрос: апостольское христианство с его простотой и аскетизмом – нельзя ли вернуть его? Так ли необходим средневековый догматизм, так ли нужно сохранение благосостояния католической церкви? Нельзя ли, в соответствии с призывом гуманистов вернуться к источникам (ad fontes), что для реформаторов означало возвращение к Библии, к основным евангельским понятиям?
Как ответ на этот вопрос, возникает реформация, которая отвергает, кроме негативных сторон католичества, и многие вековые традиции. Главным принципом протестантизма становится принцип «Sola Fide», о котором пойдет речь в дальнейшем.
1.2. Сущность принципа «Sola Fide»
Среди многочисленных деятелей реформации именно Мартин Лютер начал развивать библейское богословие, на котором в дальнейшем была сконструирована новая церковь. Именно Лютер выдвинул несколько столпов – основных идейных опор – которые нельзя трогать в процессе реформирования церкви и отрицания многих католических средневековых установок и вековых традиций.
Среди таких принципов были:
1. Sola Scriptura (только Писание)
2. Sola Gratia (только благодать)
3. Sola Fide (только вера)
4. Solus Christus (только Христос)
5. Soli Deo Gloria (одному Богу слава)
Принцип Sola Fide (Только вера), который является ключевым в нашем исследовании, утверждает оправдание по вере во Христа.
"Только верой" выражает саму природу Евангелия, их основу. Суть в том, что Христос сделал для нас, а не что мы сделали для Него. Спасение, согласно этому принципу, - дело Божье. Наша задача - верить и повиноваться тому, что сделал Господь. Апостол Павел сказал: "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6). «Под законом заповедей подразумевай сердечно проявляющуюся непосредственную веру, потому что из неё струится всякая заповедь и производит просвещение душ, в которых иногда являются следующие плоды истинной и деятельной веры: воздержание, любовь и, наконец, богодарованное смирение как начало и укрепление любви», - писал Преподобный Григорий Синаит (XIV век)41.
Как понимали веру реформаторы?
Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове Божем", "истинном Евангелие". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, делать взносы церкви, Лютер, ссылаясь на послание апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". Каждый верующий оправдывается лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви, только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от Пап и князей до последнего крестьянина) повиноваться рабски. Никто из людей не имеет превосходство над себе подобными: сир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Таким образом, вера – это не только историческое знание. Лютер утверждает, что вера, которая довольствуется сознанием исторической достоверности Евангелий, не есть вера, которая оправдывает. Апостол Иаков говорит, что такую веру имеют и бесы. Но спасительная вера подразумевает, что Христос родился и умер за нас, вот во что необходимо всецело верить.
Вера понималась отцами реформаторской церкви как «доверие». Лютер использовал в своей проповеди иллюстрацию из морской жизни. Человек, не имеющий веры, похож на того, кто должен пересечь море, однако, настолько боится, что не доверяет судну. Поэтому, он остается там, где он есть, и не спасается, поскольку он не всходит на борт и не пересекает море42.
Вера соединяет верующего с Христом. Это можно сравнить с браком. (В браке имущество и обязательства объединены). Все, что имеет Христос, может иметь и верующий. Все, что имеет человек, принадлежит Христу. Грех, смерть и осуждение получает Христос. Благодать, любовь и спасение принимает верующий. Верою во Христа мы делимся приобретенным. Доктрина оправдания верой стала, пожалуй, самым значительным открытием Лютера. Чтобы лучше понять, как Лютер пришел к своему открытию, полезно вспомнить историю его исканий.
«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер43. Начиная свой путь к Господу, Лютер сам прошел разные стадии: от жесткого аскетизма и умерщвления плоти к интеллектуальным изысканиям. Лютер писал: "Я был хорошим монахом и соблюдал свой обет так строго, что мог бы сказать, что если какому-либо монаху и дано было с помощью монашеской дисциплины достичь небес, то этим монахом был я. Все мои собратья по монастырю могли подтвердить это"44. Однако плотские вожделения возвращались снова, совесть осуждала его, и он не был уверен, угодны ли его подвиги Господу. «Для спасения не нужно ничего, кроме веры, абсолютного доверия к Богу и отзывчивости к слову Божию; человеческие заслуги и добрые дела отвергаются»45, - напишет он вскоре.
Исследователь В.Н. Васечко считает, что учение sola fide начало развиваться в самом католичестве задолго до Реформации. Он приводит примеры того, что еще в XII в. подобные воззрения высказывал и Бернар Клервосский, затем Иоанн Вессель, живший в XV столетии46. Последний, в частности, учил, что заслужить спасение добрыми делами невозможно, ибо вина человека пред Богом метафизически несоизмерима с его земным усердием. Кроме того, закон Церкви не есть нечто совершенное, чтобы его точным исполнением возможно было оправдаться пред Богом, да и ни один человек не в силах достойно исполнить все предписания закона. Один из видных католических иерархов XVI столетия кардинал Контарини в своем "Трактате или послании об оправдании" также излагал взгляды, очень близкие учению Реформации об оправдании только верой47.
Корни sola fide, считает В.Н. Васечко, лежали в тех искаженных представлениях о Боге и Его отношении к человеку, которые господствовали в католическом Средневековье, когда справедливость Божия вытеснила Его милосердие. Идея Бога как Великого Инквизитора заместила собой идею спасающего Бога, и уже не образ кроткого Спасителя, а ужасы адских мучений служили побудительной силой добра. Давление этого ужаса порождало жажду гарантированного спасения, человек хотел знать наверняка, что он избежит ада, но дела добра не давали ему такой уверенности, ибо, по словам "Шмалькальденских артикулов": "удовлетворение за грехи невозможно потому, что никто не знает, сколько бы он должен сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех"48. Желание знания о своем спасении побудило обыденное христианское сознание со всей силой устремиться к вере, как к мгновенному и гарантированному признаку спасенности, и в sola fide мы видим предельное выражение жажды гарантированного спасения, к которому стремилось запуганное ужасами ада католическое Средневековье. Сам Лютер признавался, что побудительным мотивом его личного протеста была постоянная неуверенность в собственном спасении: "Положение мое было таково, что, хотя я и был непогрешимым монахом, я все же стоял перед Богом, как жалкий грешник, с обеспокоенной совестью, и у меня не было к тому же никакой уверенности, что мои заслуги смягчат Его. Поэтому я не любил справедливого Бога и роптал на Него. ... Далее я понял, что оправдание Божие - это праведность, посредством которой благодать и явное милосердие Божие оправдывают нас верою. Только после этого я почувствовал себя возрожденным, как будто я прошел через открытую дверь в рай"49. Этим признанием Лютер выразил чувства тысяч добрых католиков, которые потом превратились в протестантов, его последователей.
Протоиерей Михаил Павлович Чельцов50, рассуждая о принципе sola fide и праведности, приводит слова Спасителя, обращенные к слушателям Его: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Праведность, которую должны достигать Его последователи, должна быть выше и чище праведности книжников и фарисеев, должна превосходить ее. Праведность же этих последних хорошо известна: она заключалась в формальном исполнении внешних предписаний закона и вела к личному самомнению и гордости от сознания исправности их пред Богом. Поэтому-то она и не оправдывала, а осуждала евреев. Для христианина, говоря словами апостола Иакова, чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях" (Иак. 1, 27). Дела милости и любви - вот основные и непременные свойства христианской жизни. Поэтому Спаситель и говорил в обличение фарисейской праведности: что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю? (Лк. 6, 46). А заповедь Спасителя всем хорошо известна: это любить Господа Бога и ближнего своего, как самого себя. В картине страшного будущего своего суда необходимость и естественность дел любви к ближнему и жизни для него Спасителем выражена в самой яркой и безусловно требовательной форме. Живущие жизнью любви наследуют царство Божие, а не сотворившие сего идут в муку вечную (см. Мф. 25, 34, 41).
Информация о работе Доктрина Solo Fide и философское открытие М.Лютера