Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:19, дипломная работа
Человек не может нормально существовать, если культура не дает ему путеводной нити широкого мировоззренческого характера. Культура является путеводителем в каждом обществе. Идейно-смысловое ядро культуры, обеспечивающее ее целостность, включает в себя систему коллективно разделяемых смыслов, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе.
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Возникновение доктрины Sola Fide (оправдание верой)…..14
1.1. Причины реформации в Западной Европе……………………………14
1.2. Сущность принципа «Sola Fide»……………………………………….17
1.3. Богословское открытие М.Лютера и оправдание верой……………..23
Глава 2. Влияние реформаторской мысли на возникновение новой трудовой этики и принципов общественного существования………27
2.1. Протестантская трудовая этика……………………………………… 27
2.2. Положительное отношение к миру……………………………………31
2.3. Мирской аскетизм…………………………………………………….. 33
2.4. Протестантская мысль и порождение капитализма………………… 39
Заключение…………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………….48
Принцип мирского аскетизма.
Влияние протестантского принципа Sola Fide на социально-экономическое развитие Западной Европы
Дипломная работа
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Возникновение доктрины Sola Fide (оправдание верой)…..14
1.1. Причины реформации в Западной Европе……………………………14
1.2. Сущность принципа «Sola Fide»……………………………………….17
1.3. Богословское открытие
М.Лютера и оправдание верой………
Глава 2. Влияние реформаторской мысли на возникновение новой трудовой этики и принципов общественного существования………27
2.1. Протестантская трудовая этика……………………………………… 27
2.2. Положительное отношение к миру……………………………………31
2.3. Мирской аскетизм……………………………………
2.4. Протестантская мысль
и порождение капитализма………………
Заключение……………………………………………………
Список источников ……………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………….48
Апостол Павел:
"Без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6)
Введение
Человек не может нормально существовать, если культура не дает ему путеводной нити широкого мировоззренческого характера. Культура является путеводителем в каждом обществе. Идейно-смысловое ядро культуры, обеспечивающее ее целостность, включает в себя систему коллективно разделяемых смыслов, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе. Все великие культуры мира несли в себе момент защиты, гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Они формировали множественную систему связей человека и мира, охватывающую его со всех сторон, создающую у него ощущение тотальной защищенности и такой же тотальной вписанности, включенной в мира. Это помогало ему преодолеть чувство тревожности, страха и одиночества. Протестантизм с его учением, вне всякого сомнения, стал таким путеводителем для многих стран Западной Европы. Он в течение многих веков не только воздействовал на культурную жизнь, коренным образом изменив католические ценности и связи, но и на менталитет западных европейцев, сформировав совершенно иное мировоззрение. Протестантизм и его учение Sola Fide оказал огромное влияние на социально-экономическую жизнь европейских государств в разные исторические эпохи. Как это проявилось, мы рассмотрим в данной работе.
Актуальность темы исследования, таким образом, вызвана необходимостью понимания влияния принципа «мирского аскетизма» на современную культуру. После распада СССР Россия вступила на путь капитализма. США – в культурном отношении является преемником протестантской Европы (общеизвестно, что религиозные эмигранты составили ядро будущих США). Протестантизм, таким образом, оказал влияние на социально-экономическое развитие стран Западной Европы, затем на США и Россию.
Одна из самых актуальных проблем современной России – нравственное состояние общества. Беспредел коррупции, катастрофическое вымирание населения, колоссальный социальный разрыв между бедными и богатыми, террор уголовщины. Сотни тысяч детей, брошенных родителями на произвол судьбы и сотни тысяч стариков, брошенных своими детьми, развал науки и образования, культ собственности, денег и власти, разгул пошлости и безнравственности в СМИ – вот неполный перечень духовной деградации. Антропологическая катастрофа – главный вызов нашего времени, на который необходимо дать ответ. Именно поэтому необычайно актуальным является вопрос о том, как религиозные принципы влияют на социально-экономическое развитие государства. Ответить на этот вопрос можно, изучив историю и конкретные исторические примеры протестантизма.
Цель работы – исследование влияния протестантских принципов «Sola Fide» и «мирского аскетизма» на социально-экономическое развитие Западной Европы.
Задачи работы:
1. Исследовать сущность доктрин «Sola Fide» и «мирского аскетизма».
2. Проанализировать суть концепции Мартина Лютера и его «открытия».
3. Проанализировать предпосылки реформации.
4. Изучить основные идейные линии реформации.
5. Исследовать основную суть принципа «мирского аскетизма»
6. Выявить основные принципы протестантской трудовой этики и положительного отношения к миру.
7. Проанализировать точку зрения на протестантскую трудовую этику М.Вебера, выявить ее сильные и слабые стороны.
8. Изучить, как реформация повлияла на рождение капитализма.
9. Проанализировать значимость протестантизма для понимания генезиса капитализма в Западной Европе.
Объектом исследования в данной работе является влияние протестантизма на социально-экономическое развитие стран Западной Европы.
Предметом исследования являются принцип Sola Fide и принцип «мирского аскетизма».
Реформация и духовенство в эпоху позднего средневековья – популярнейшая тема исследований в отечественной и зарубежной историографии. Интерес к этой теме возник еще в XIX веке. В веке исследователи изучали реформацию с совершенно разных позиций, методологических позиций, подходов.
Если говорить о начале изучения Реформации в России, то надо обратить внимание на работы Н. И. Белороссова. Знаменитый историк церкви, священник, в своей работе делает акцент на облике духовенства в средневековой Европе и Англии, а также на особенности реформации в разных странах. Н.И. Белороссов обращал внимание, что верхушка католического духовенства в Европе пошло на сговор с политической ради сохранения своего влияния. Исследователь обращает внимание на труды просветителей, критиковавших католическую церковь и упадок нравственности католического духовенства1.
С 1920-х годов в отечественной
исторической науке господствует классовый
подход при рассмотрении исторических
процессов. Так, исследователь О. Дмитриева
с позиции марксистского
Историк В.В. Штокмар в своих исследованиях, также написанных с позиции классового подхода, обращает внимание на «порчу церкви» как предпосылку Реформации. Исследователь замечает, что огромные поборы в пользу духовенства делали понятным стремление освободиться от власти и претензий Рима и таким образом были важнейшей предпосылкой Реформации. В.В. Штокмар доказывает, что именно оттого была велика ненависть к церкви среди горожан. На этих негативных настроениях умело играли Джон Гонт и его партия, «что, однако, не прибавляло популярности самому герцогу, фактически стоявшему во главе государства3.
Историк-медиевист Д.М. Петрушевский принадлежал к социально-экономическому направлению исторической науки. Д. Петрушевский рассматривал ослабление позиций католической церкви и снижение морального авторитета католического духовенства, что было одной из особенностей при переходе Европы от феодализма к капиталистической формации4.
Исследователь Е.В. Гутнова также исследует роль духовенства с точки зрения марксистского подхода. Историк считает Реформацию одной из форм экономического протеста крестьян против феодалов в лице католической церкви. Е.В. Гутнова останавливается на формах эксплуатации крестьян и на значимости в этой связи владений католической церкви. Исследователь считает, что именно падение морально-нравственного облика духовенства стало факторам кризиса католичества и первым шагом к Реформации.
Многие отечественные и зарубежные исследователи обращали внимание на специфику реформации в отдельных странах. Так, влияние реформации на историю Германии исследовал А.Чистозвонов5, Г.Лифшиц6, М.Смирин7, Ф.Бецольд8. Личность Мартина Лютера и других отцов Реформации также часто стояла во главе исследования. Его харизма, авторитет, личностные качества, смелость и размах личности подчеркивается в работах И. Гобри9, Б. Прозоровской10, А. Флауэра11, Э.Соловьева12.
Протестантские идеи в Северной Европе изучали подробно и обстоятельно Г.Дементьев13, И.Макаров14. Профессор Кембриджа Дж. Тревельян в своей книге15 привел и изучил обширный фактический материал по истории Европы и Англии XIV-XIX вв. Исследователь не только изобразил яркую картину быта, раскрыл взаимоотношения различных слоев общества, но и красочно описал средневековый быт и культуру, в том числе роль духовенства в эпоху Реформации. Мощным объединяющим фактором в таких условиях были религия и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни составляла принципиальную особенность средневековой культуры.
Историк Л.Репина была одним из первых исследователей в российской историографии, которая исследовала историю городских жителей и духовенства, руководствуясь методологическими принципами «школы Анналов». Историк обратила внимание на эволюцию имущественно-социальной структуры европейских городов и их населения. Центрами культурной жизни в высоком Средневековье становятся города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Критика отдельными интеллектуалами некоторых неприглядных сторон жизни духовенства вовсе не означала, что эти мыслители были атеистами. Они оставались искренне верующими и стремились искоренить те явления, которые порочили церковь16. В русле подобного же подхода написана работа В.Жукоцкого17, в которой рассматривается влияние Реформации на культурные универсалии разных стран.
К числу исследователей Реформации можно отнести Л. Мулена. Он рассказывает о том, как мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Н. Богодарова18 которые обращали внимание на изменение роли церкви в жизни средневековой Европы. Прежде феодальная церковь требовала слепого подчинения авторитету и преклонения перед установившейся иерархией. Т. Леонова в своих исследованиях19 делает акцент на индульгенции и характеризует это как социальное явление. «Было распространено убеждение, что дарения в пользу церкви содействуют отпущению грехов и снискивают особое покровительство со стороны какого-нибудь "святого": Для того чтобы придать особый авторитет тому или иному монастырю или церкви, духовенство стремилось приобрести какую-либо выдающуюся святыню, например в виде мощей, и тем самым усилить приток пожертвований». Исследователь останавливается на «чудесных исцелениях», характерных для той эпохи и анализирует их как социальные явления и ментальные особенности. Т. Леонова приводит примеры хищений, вымогательства, подделки документов, к которым прибегала церковь для обогащения20.
Для западной историографии Реформации до XX века характерен интерес к богословским проблемам. К наиболее значимым исследователям Реформации в Германии можно отнести Г.Риттера21. Риттер считал Реформацию началом нового времени, так как перемены, вызванные реформацией, были гораздо более значимы, чем экономические или политические изменения.
Принцип «только верой» и сущность изменений эпохи Реформации невозможно понять без глубоких, обстоятельных и многогранных работ Э. Кернса22, Д.Норта23, Х.Бенгта24. Каждый из теологов по-разному оценивает коренной переворот, однако все признают его значение. Заметим, однако, что у исследователей-протестантов нет осознания того, что в эпоху Реформации люди массово отвергают традиции, которым следовали в течение нескольких столетий. Европейские мыслители делают акцент на прогрессивном аспекте Реформации, а не на деструкции, которая тоже была среди ее последствий.
Глубоко исследовали религиозные основы реформации и принцип «только верой» Я. Ковальский25. В своей работе «Папы и папство» он рассказывает о явлении «порчи церкви» и о предпосылках реформации. То же явление исследует в своей статье Н.Лемэтр26 и М. Зноско-Боровский27, находит сравнивает общее и особенное крупнейших направлений в Христианстве и объясняет разницу между греческой верой и католичеством.
В начале XX века исследователи стараются изучить связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи. Историков интересует также воздействие, которое оказала Реформация на экономику. Такую связь и изучение закономерностей можно видеть немецкого исследователя Э.Трёльча28, английского историка Р.Тоуни29. Значимой вехой в исследовании протестантизма в свете его влияния на социально-экономические процессы стала работа М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»30. Вебер впервые пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом».
М.Вебера можно смело считать основоположником целой школы в изучении протестантизма. Вслед за ним шли исследователи Х.Люти31, Г.Маршалл32 и многие другие исследователи, находя все больше аргументов, чтобы поддержать или опровергнуть теорию М.Вебера.
Информация о работе Доктрина Solo Fide и философское открытие М.Лютера