Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, произведения отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития кооперативного сектора экономики, а также экономического развития России в годы Великой Отечественной войны, законодательные, методические и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. В процессе исследования проведено осмысление имеющихся исследований, относящихся к рассматриваемым проблемам, привлечение комплекса неопубликованных источников - материалы планово-отчетной, организационно-распорядительной, информационно-справочной систем документации, в соответствии с целью и задачами исследования.
Введение
1. Потребительская кооперация и виды потребительских кооперативов в России.
2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.
2.1 Кредитная кооперация
2.2 Сельскохозяйственная кооперация
3. Значение деятельности потребительской кооперации.
Заключение
Итак, после депортации потребительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 году советское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации в город, позволив ей, однако, в городах только торговать. Создавать городские потребительские общества не разрешалось. Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсоюзы оперативно развернули в городах сети своих магазинов, столовых, ресторанов, которые скоро стали весьма популярными у горожан.
Только через 2 года и 8 месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным Постановлением «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» ликвидировали карточную систему. Однако для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные. Важно отметить, что кооперативные чайные готовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля оборота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питания составила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.
Главной задачей государственной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2-3 раза превышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта задача была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и промышленные товары возрастал. Набирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную реформу, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сократить товарный дефицит и установить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и промышленные товары.
Вместе со всем народным хозяйством деятельность потребительски снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть. Объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации в 1946 году по сравнению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947г. – на 84,7, в 1948 – на 99,4%.
1.1 Кредитная кооперация
Первоочередной задачей в сфере кредитования было оказание необходимого содействия эвакуированным предприятиям. В феврале 1942 г. были даны указания учреждениям Госбанка об основных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями. Допускалось кредитование предприятий при недостатке собственных оборотных средств, то есть было сделано отступление от основных принципов прямого банковского кредитования. Далее необеспеченная задолженность по банковским ссудам, возникшая в результате военных действий, переносится на отдельный ссудный счет, и впредь до получения особых указаний она не взыскивается. Никаких списаний денежных средств с расчетных счетов эвакуированных предприятий на погашение задолженности поставщикам, бюджету и банкам не производится. Исключения из этого правила допускаются только по специальным распоряжениям Правления Госбанка.
Война, дыхание которой ощутил каждый дом, каждая семья, тяжким бременем обрушилась на финансовую систему страны. Гигантские материальные утраты, понесенные Советским Союзом уже в первые недели и месяцы войны, не имеющие прецедентов масштабы прямых военных расходов - все это обусловило появление новых задач, которые были поставлены перед всей сберегательной системой. Прежде всего, речь шла о том, чтобы средства, аккумулированные на сберкнижках вкладчиков, не были изъяты из оборота, поскольку эти средства, наряду с основными источниками доходов госбюджета должны были выполнять важную роль в финансировании военных программ. С другой стороны, массовое востребование населением вкладов могло повлечь за собой дестабилизацию всей финансовой системы страны, и без того испытывавшей чудовищную нагрузку. Ситуация осложнялась еще и тем, что уже с первых дней войны началось перемещение гигантских масс населения из районов, оказавшихся в прифронтовой полосе. Эвакуация миллионов людей, свертывание работы и экстренный вывоз в тыл средств, документации, оборудования сберегательных учреждений заметно усугубили проблемы, возникшие в сфере деятельности гострудсберкасс.
Уже на второй день войны правительством были введены ограничения на выдачу вкладов индивидуальным клиентам, которые получили право снимать с каждой отдельно взятой книжки не более 200 рублей в месяц. Эти ограничения были сняты только в январе 1944 года, когда в войне уже произошел коренной перелом, а Красная Армия вот-вот должна была выйти к государственной границе СССР. Примечательно, что за время войны объем вкладов населения не только не уменьшился, но, наоборот, существенно возрос. Это было следствием действия целого ряда факторов, таких, в частности, как возросший патриотизм граждан, устойчивость финансовой системы страны, стремление сохранить "до лучших времен" имеющиеся денежные средства.
23 июня 1941г - 1944г. - в
сберегательных кассах
В 1941-1945 гг. в работе сберегательных учреждений выраженный акцент был сделан на размещении государственных займов, а также на приеме добровольных взносов в Фонд обороны и другие патриотические фонды. С лета 1942 года сберкассы стали принимать так называемые выигрышные вклады, которые давали право их владельцам участвовать в тиражах выигрышей. Впрочем, доля этих вкладов в общем объеме хранящихся на книжках средств населения была невелика - клиенты гострудсберкасс в массе своей предпочитали оформлять традиционные процентные вклады.
В годы войны диапазон операций, осуществлявшихся сберегательными кассами, несколько расширился и за счет функций, не характерных для финансовых учреждений страны применительно к мирному времени. Так, к примеру, сберкассы аккумулировалировали суммы денежной компенсации за неиспользованные гражданами плановые отпуска, естественно, отмененные в военных условиях. Эти деньги можно было получить только после окончания войны. Кроме того, через некоторые сберкассы производились выплаты сумм, причитавшихся семьям офицеров по денежным аттестатам.
Наитруднейшей задачей, необходимость решения которой стала очевидной еще в ходе продолжавшейся войны, была задача восстановления разрушенной экономики, возвращение к реалиям мирной жизни. Если исходить из того, что Советский Союз потерял приблизительно 1/3 своего национального достояния, то решение названной выше проблемы представлялось делом чрезвычайно трудным.
1.2 Сельскохозяйственная кооперация
Сельское хозяйство. При потере важнейших аграрных районов роль сельского хозяйства на востоке страны существенно возросла. Это вызвало ряд изменений в организации и структуре колхозно-совхозного производства Урала. При сохранении ведущего положения колхозов поднялся удельный вес совхозов, подсобных хозяйств предприятий и учреждений, выросла доля личных хозяйств рабочих, служащих и колхозников. Ведущей отраслью в колхозах и совхозах было производство хлеба, а основной доход давало животноводство, широкое распространение получило выращивание картофеля и овощей. Для колхозников их личное хозяйство, называемое подсобным, превратилось в основное, - давало средства для существования и все продукты питания, кроме хлеба, и средства для уплаты налогов государству.
Рабочая сила из деревни переводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. Уменьшение сельчан коснулось не только взрослых трудоспособных мужчин, но и женщин, подростков. На селе сократилось количество техники и орудий труда. Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторных станциях, в колхозах уменьшился в 2—3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий. В 1942 г. была затяжная холодная весна, дождливое лето и раннее наступление зимы. В следующем 1943 г. посевы на Южном Урале повсеместно выгорели от засухи, а в других районах пострадали от летних заморозков (температура опускалась до — 8 градусов) и от ливней с градом. В итоге в 1942 г. урожайность зернобобовых сократилась в 2—3 раза и упала до 3,5 ц с га, а в 1943 г.— до 3,4 ц с га (для сравнения: норма высева составляла 2,2 ц на га).
Материально-денежных средств, выделяемых аграрному сектору, было недостаточно для покрытия расходов, которые он нес в связи с мобилизационными и военно-оборонными работами. Основным источником развития сельского хозяйства региона были его внутренние ресурсы как материально-технические, так и людские.
Сокращение рабочей силы частично восполнялось небывалым подъемом производственной активности всех групп сельского населения. Подъему трудовой активности способствовали различные материальные и моральные стимулы, широко применялись властями и репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в тыловом Урале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33 %, уменьшилось поголовье скота.
В годы войны увеличился контингент населения, нуждавшегося в государственном снабжении продовольствием, вырос объем поставок сырья для военной промышленности, но объективных условий соответствующего роста сельского хозяйства не было. В этой обстановке происходит резкое ужесточение управления колхозами, совхозами и МТС со стороны центральных военно-хозяйственных и планирующих органов. Крестьянство принуждено было отдавать государству более половины получаемой продукции — 51 % от валового сбора зерна, 58 % полученного молока, 74 % масла, 75 % шерсти, 82 % яиц. У производителя изымалась продукция практически бесплатно, поскольку заготовительные цены были крайне низкими, значительно меньше себестоимости. Заготовки сельхозпродукции носили характер натурального налога.
Из-за резкого повышения цен на товары в условиях их дефицита, рынок (называемый в то время колхозным) стал существенным источником доходов крестьян. В наиболее трудный 1943 г. был отмечен самый высокий взлет цен на базарах Свердловска. По сравнению с июнем 1941 г. они выросли в июне 1943 г. на ржаную муку в 125 раз, пшеничную — в 29, картофель — в 71, говядину — в 18, сливочное масло — в 29, молоко — в 40, яйца — в 25 раз. Однако подавляющая часть полученных денежных доходов колхозников шла на выплату различных налогов, которые выросли в 5— 6 раз, добровольно-принудительных отчислений и взносов в фонды обороны, на приобретение облигаций военных займов и билетов денежно-вещевых лотерей, сдачу денежных средств на вооружение Красной Армии
3. Значение потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны
Советский Союз получал
помощь по ленд-лизу, но министр труда
в военном правительстве
Характерная особенность потребительской кооперации — сочетание хозяйственно-финансовой и общественной деятельности. В связи с этим потребительскую кооперацию отличает от других субъектов рынка кооперативная самобытность, т.е. ее статус некоммерческой, социально ориентированной, общественной системы, кооперативная идеология, культура, принципы и ценности.
Преимущества потребительской кооперации при сравнении с другими рыночными субъектами очевидны. Для населения это приобретение качественных и относительно дешевых товаров, разнообразные услуги, возможность трудоустройства и др. Для органов местного самоуправления — получение реальной возможности увеличения налоговых поступлений от предприятий потребительской кооперации с гарантией прозрачности учета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, приобретение в лице кооперации союзника в реализации
Кооперативные ценности - взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость и солидарность. Кооперативные принципы представляют собой совокупность организационных, экономических, нравственных основ осуществления кооперативной деятельности. К ним относятся: демократический членский контроль; экономическое участие членов; самоуправление и независимость; образование, повышение квалификации и информационное обеспечение; сотрудничество кооперативных организаций между собой. Характерно, что государство признает преимущества системы кооперации в сравнении с другими рыночными субъектами при решении социальных программ.3 Особенности кооперативной системы могут дать возможность потребительским обществам динамично развиваться и успешно конкурировать с другими хозяйственными субъектами в новом тысячелетии.
Одновременно потребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозам промышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионы гектаров.
В условиях нормированного снабжения возросло значение общественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.
Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация» работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.
Информация о работе Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны