Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, произведения отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития кооперативного сектора экономики, а также экономического развития России в годы Великой Отечественной войны, законодательные, методические и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. В процессе исследования проведено осмысление имеющихся исследований, относящихся к рассматриваемым проблемам, привлечение комплекса неопубликованных источников - материалы планово-отчетной, организационно-распорядительной, информационно-справочной систем документации, в соответствии с целью и задачами исследования.

Оглавление

Введение
1. Потребительская кооперация и виды потребительских кооперативов в России.
2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.
2.1 Кредитная кооперация
2.2 Сельскохозяйственная кооперация
3. Значение деятельности потребительской кооперации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Возрождение кооперации на принципиально новой финансово-экономической  и социально-политической базе с  учетом использования богатого опыта  организации ее работы является одной из основных задач современности. Рассмотрение опыта хозяйственной деятельности системы, а также факторов стабилизации деятельности потребительской кооперации в один из наиболее сложных периодов в жизни страны, позволит не повторить ошибок прошлого и предложить рекомендации для возможно бескризисного развития потребительской кооперации в ближайшем будущем. Для диверсификации деятельности современной потребительской кооперации необходимо изучение и использование богатейшего исторического опыта ее развития, особенно в наиболее сложные периоды жизни страны и применения его с учетом современных исторических условий.

Вопрос о значимости Сталинградской битвы неоднократно ставился и решался как советскими, так и зарубежными историками. Большинство иностранных авторов утверждают, что именно на территории Сталинградской области произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Потребительская кооперация во время Великой Отечественной  войны показала себя как хозяйственная система, обладающая свойствами:

а) комплексности (развитие традиционных направлений деятельности — торговая, заготовительная, производственная, так и мало практиковавшихся в  предвоенные годы — подсобное  хозяйство, капитальное строительство  и специфических, связанных с военными действиями — восстановление разрушенного хозяйства, нормированное обеспечение населения и др.);

б) адаптивности (изменение  применительно к новым условиям методов работы, форм доставки товаров  до потребителя (привлечением к труду  надомников для развития производственной деятельности - выпечки хлеба, сушки овощей; в сфере общественного питания - например, полевые кухни для сельских жителей, бессменно находившихся на полях в периоды сева и уборки урожая; при организации заготовительной деятельности — создание бригад домохозяек для сбора дикорастущих плодов и ягод, и др.);

в) имеющая тенденцию  к самодостаточности в изменяющихся условиях внешней среды (напр., формирование законченного цикла: засев собственных полей à заготовка à переработка продуктов à обеспечение детских домов; откорм скота à поставка на предприятия общественного питания à переработка à доведение до потребителя; развитие в условиях нарушения транспортных связей в годы войны собственного транспортного хозяйства и др.).

> Централизованное планирование деятельности народнохозяйственного комплекса страны не исключало инициирование новых форм и методов работы на местах, которые использовались системой потребительской кооперации (мобилизацией дополнительных ресурсов, привлечением инвестиций и др.).

> Анализ деятельности  потребительской как единства  хозяйственной и общественной  организации показал, что кооперации  в кризисной ситуации отход  от таких кооперативных принципов,  как экономическое участие членов  потребительского общества в его деятельности, автономия и независимость кооперативов, был оправдан более широким включением потребительской кооперации в выполнение этой социальной миссии — обеспечении населении товарами первой необходимости.

Научная новизна исследования.

Определены особенности хозяйственной деятельности потребительской кооперации в годы войны и установлены следующие свойства, способствующие стабилизации ее работы в экстремальных условиях: комплексность, адаптивность, самодостаточность.

Выявлены причины, условия и масштабы распространения общественной функции потребительской кооперации: экстремальная экономическая ситуация, особенности военного времени. Социально незащищенные слои населения явились доминирующим объектом социального внимания (эвакуированные жители, детские дома и дети фронтовиков, инвалиды войны и др.)

Обоснованы формы и  методы работы потребительской кооперации в современных условиях - диверсификация отраслей деятельности потребительской  кооперации: организация бытового обслуживания, сбора и заготовки продукции сельского хозяйства, лекарственных грибов и ягод, транспортного обслуживания; мобильные формы доставки товаров и услуг до потребителей; использование труда в подсобных хозяйствах как средства ликвидации безработицы в сельской местности.

Изучение исторического опыта деятельности системы потребительской кооперации, анализ работы системы в кризисных условиях военного времени, при крайне ограниченных людских ресурсах, снижении финансирования, будет способствовать тому, что система сможет перестроить свою работу с учетом исторического опыта: в организации закупок и оказания содействия в сбыте излишков сельскохозяйственных продуктов; выявлении свободных денежных ресурсов и привлечении заемных средств у населении; помощи сельским жителям в получении работы, предоставлении услуг, организации малых производств, выпечки хлеба на дому в удаленных сельских районах.

На потребительскую кооперацию в годы Великой Отечественной войны было возложено снабжение рабочих и интеллигенции в сельской местности, заготовка некоторых видов сырья и встречная продажа колхозникам промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжалась шестая часть всего населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернаты инвалидов войны, эвакуированные граждане.

Война потребовала от потребительской кооперации заняться производством обуви, одежды, обозных и шорных изделий и т. п. Кооперативные организации заготавливали овощи, дикорастущие растения и плоды, пушнину и т. д. Все это шло на удовлетворение нужд фронта и тыла.

Как и другие общественные организации, потребительская кооперация активно помогала народному хозяйству материальными средствами. Ее пайщики приобрели за годы войны облигаций на 2 600 млн. рублей. Эти деньги были использованы для нужд войны. Кроме того, пайщики и работники потребкооперации из своих средств и отчислений от прибылей внесли в фонд обороны 105, 2 млн. рублей.

Одним из наиболее массовых добровольных обществ, проделавших в годы войны большую работу, было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). К началу войны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс. первичных организаций. Эти организации в предвоенные годы проводили оборонно-массовую работу среди всех слоев населения.

Из-за тяжелых материальных потерь резко ухудшилось экономическое положение е стране.

Поэтому вновь, как и  во время первой мировой и гражданской  войны, было введено нормированное  снабжение городского населения  продуктами и товарами первой необходимости.

В июле 1941г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928-1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий - по второй категории - 500 гр. хлеба, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300-400 гр. хлеба в сутки. Привилегированная часть советского общества (руководящие партийные и советские работники, партийный аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительно отличалась в количественном и качественном отношении от общегражданской.

В отличие от периода 1928-35гг. по распределению продовольствия и товаров первой необходимости  во время Отечественной оказались  для потребительской кооперации намного сложнее. Во-первых, надо было снабжать огромную армию и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих оборонной промышленности, других предприятий, совхозов, сельскую интеллигенцию, школы, больницы, детские сады и т.д. Сюда еще добавлялось большая масса эвакуированных. Общее число граждан, получавших во время войны продукты питания по карточкам, доходило до 77 млн. человек.

Одновременно потребительской  кооперации поручалось проводить встречную  продажу колхозам промышленных товаров  под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионы гектаров.

В условиях нормированного снабжения возросло значение общественного  питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.

Кооператоры вносили  свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов  Люди отдавали деньги, драгоценности  теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация» работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.

Хотя товарооборот потребительской  кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он составлял только 30% от довоенного оборота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и промышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.

Много сип приложила  кооперация, чтобы организовать снабжение  и питание эвакуированного населения из западных районов и жителей городов и сел, освобожденных от противника, военных госпиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в основном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных работников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчитывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения.

Кроме того, кооператоры  участвовали в строительстве  оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных  носков, ватных штанов и курток, заготовленных  и изготовленных потребительской кооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.

Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том  числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.

В ходе боевых действий в  оккупированных районах было полностью разрушено 44,4 процента торговой сети - 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием.

Общая сумма ущерба потребительской  кооперации превысила 6 млрд.руб. Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта.

Уцелевших складов катастрофически  не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных  фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных |районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у кооператоров.

Восстановление частично разрушенных и строительство  новых магазинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериалов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребительской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенного уровня.

Поскольку фонды промышленных товаров потребительской кооперации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восстановить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и других союзных республик" направляли в восстанавливающиеся районы опытных руководителей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял потребсоюзам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорусским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людские и материальные потери.

Хотя позади уже был  славный день Победы, о хорошей  жизни приходилось лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение  с продовольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Совет министров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями».

Информация о работе Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны