Культура в годы Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:27, реферат

Краткое описание

Великая Отечественная война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотела ответить для себя самой на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить.

Оглавление

 Вступление

 Литература, как оружие против врагов

 Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной Войны

 Театральная деятельность в годы войны

 Заключение

 Список литературы

Файлы: 1 файл

Культура в годы ВОВ 137-В.doc

— 67.50 Кб (Скачать)


   

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Реферат на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны».

 

 

 

 

                                  

 

 

 

                                   выполнила: Антипина Кристина Андреевна, группа137-В

                преподаватель: Игнатьева Ольга Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

 

Содержание

 

 

          Вступление

 

          Литература, как   оружие против врагов

 

          Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной Войны

 

          Театральная деятельность в годы войны

 

          Заключение

 

          Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

Великая Отечественная война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотела ответить для себя самой на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить. Как все деятели искусства воспитывали целые поколения патриотов, беззаветно преданных своей Родине. Патриотизм миллионов стал весомой предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Развернулась массовая оборонная и политико-просветительская работа среди населения. Именно об просветительской работе я бы хотела рассказать в своем реферате, поскольку мы много говорили о политической, военной, экономической стороне Великой Отечественной войны, и мало что знаем о культурной. И для меня является важным узнать об этом, узнать о тех людях, которые, несмотря на взрывы снарядов, пуль, привносили в жизнь частичку тепла своими произведениями, своими надеждами и своим несгибаемым характером. В своей работе я опиралась на несколько книг, которые помогли мне узнать больше о другой стороне войны, о людях, сумевших выжить, веря в победу и неся эту надежду через искусство в массы. Книга «Сражающаяся муза» рассказывает о литературе в годы Великой Отечественной Войны, а конкретней о блокадном Ленинграде, которому так много пришлось пережить. В этой книге высказывания многих автор о литературе военного периода, произведения классиков, которые полностью отражают то время. Еще одна книга, только уже рассказывающая о художниках военного периода, под названием «Война народная», в которой не только информация, но и иллюстрации картин, написанных в тот период. И настольной книгой при написании работы была «Мировая Художественная культура», в которой охвачены все сферы искусства, задействованные в годы войны.


Литература, как оружие против врагов

 

  Отечественная культура, деятели литературы и искусства внесли весомый вклад в дело Победы. Начнем с того, что многие деятели культуры с оружием в руках сражались на фронте, и не вернулись с войны, работали во фронтовых многотиражках такие как К.М.Симонов, А.А.Сурков, Д.Б.Кедрин, Н.К.Чуковский, А.Т.Твардовский и многие другие литераторы. Насколько напряженным был труд поэтов в военной печати, рассказывают сами страницы фронтовых и армейских газет. Поэты – ленинградцы, шли добровольцами в действующую армию, в народное ополчение, являлись в редакции военных газет. Только в июне 1941 года на страницах фронтовой газеты «На страже Родины» выступили Александр Прокофьев – тринадцать раз, Виссарион Саянов – одиннадцать, Борис Лихарев – девять раз. За это время по нескольку раз печатались А.Решатов, О.Бергольц, С.Бытовой, А.Чуркин, П.Ойфа.

И не меньше пушек, самолетов, танков помогали бить заклятого врага замечательные стихи К.М.Симонова, произведения, написанные на самом фронте А.Т.Твардовским, А.Фатьяновым. Стихи отражали чувства, настроение, дух советского народа, вставшего на защиту своего социалистического Отечества. Они звали отстоять родную землю от фашистского нашествия, они вызывали горячий оклик в сердцах воинов, поднимали в бой.

В любую погоду, в лютый мороз и слякоть, в жару и метель, шагали поэты по фронтовым дорогам и партизанским тропам. Каждая песня, каждый стих, дошедшие до сердца бойца, стали оружием, разящим врага, знаменем, зовущим к победе

  Испытания и бедствия, выпавшие на долю советского народа, требовали предельного напряжения духовных и физических сил. И огромное испытание, выпавшее на наш город, казалось бы, хотело остановить культурное начало Ленинграда, однако, город не поддался этой беде, он встал выше ее.

Девятьсот дней блокады – огромный срок и изо дня в день поэты вели откровенный, прямой разговор с ленинградцами. Произведения поэтов не только передавались по радио или печатались в газетах, листовках – их знали наизусть тысячи людей.

Странным, неправдоподобным стало в те годы крылатое изречение прошлого: «Когда говорят пушки, музы молчат». В огне войны советская поэзия стала мощным оружием в борьбе с врагом, обрела новую силу. Невиданный, могучий поток поэзии изумлял и буквально бесил пропагандистов из пресловутого ведомства Геббельса. Они по-своему реагировали на это непонятное явление. Ленинград пытали голодом и стужей, огнем и металлом. Как и всем ленинградцам, поэтам было нелегко. Они мерзли, голодали, страдали от дистрофии. Но редкий был день, когда в печати или в радиопередачах не участвовали поэты. Если собрать воедино все стихотворные строки первой блокадной зимы, то мы не найдем ни одной, выражающей отчаяние и страх. (№1, стр.45).

Поэзия не являлась тогда для людей просто любимым стихотворением или рассказом перед сном, это было что-то большее, это была надежда, вера, правда. Говоря о ленинградский поэтессе О.Бергольц, известный литературовед и критик А.И.Павловский, пишет, что предназначение ее лирики оказалось поистине высоким. Еще мальчишкой, переживший блокаду, в своей книге о Бергольц он так описывает восприятие ленинградцами ее голоса и ее стихов в страшном феврале 1942 года. ««Человечество», - пишет Павловский, - видело осаду Карфагена, Трои, Нумансии, Парижа, но осаду Ленинграда сравнить не с чем. Это была величайшая, ни с чем не соизмеримая трагедия, растянувшаяся на три, подобных вечности, года и вобравшая в свой смертельный зев .. шесть сотен тысяч человеческих жизней. . Но февраль сорок второго был особенно тяжел – силы города оказались на исходе. Маленькая прибавка хлеба, произведенная одиннадцатого числа, многим уже не могла помочь. Люди умирали в марте, и в апреле, и в мае, но пережившие февраль все же имели больше шансов на спасение. Это был месяц смерти или во всяком случае, кризиса. Четвертого февраля Вишневский записал в своем дневнике: «Город, как тяжело больной, - то хуже, то лучше». К концу февраля стало определенно хуже. Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Ленинград, со своими обледенелыми шпилями, снеговыми громадами домов и узкими от снега мертвыми улицами, со своей особой, островной тишиной, оцепенелый, неподвижный, безлюдный, был похож на огромный фантастический айсберг, заключивший в своем ледяном чреве остатки былой цивилизации. Все ждали радио – голоса надежды и ободрения. Стук метронома – ведь это радиопульс города. Во время воздушных тревог он стучал медленно, падая тяжелыми, натужными толчками – как падает сердце, сжатое бедой и опасностью, а во время обстрела колотился с лихорадочной торопливостью.. В обычное время он был еле слышен, как еле слышна была и сама жизнь. И вот однажды, когда пульс города не бился уже несколько дней, в черных тарелках радио послышалось легкое шуршание. .Кто знает, сколько людских сердец встрепенулось ему тогда навстречу!.(Прочитайте ленинградские дневники, хранящиеся ныне в Музее истории города, и вы увидите, что редкий из них не зафиксировал этой минуты). Сквозь шуршание и треск, собираясь с силами и вновь обессиливая, пробивался к людям чей-то слабый женский голос. И все услышали: голос говорил стихами! Многие, наверно, узнали его, он был знаком еще по осенним радио передачам, но то, что он и сейчас говорил стихами, было невероятно, необыкновенно! Город, казалось, умиравший в ледяном параличе, отверз уста свои, чтобы прошептать стихи! <..> В тот незабываемый день мы плакали мгновенными, легкими слезами  – в темных, промерзших квартирах, у пустых булочных, на невских торосах, где, затертые льдами, стояли недвижные корабли, плакали от стихов, от слабого голоса, возникшего как нежданная радость, как мираж в пустыне, но реального, живого, подтверждающего жизнь, вселявшего надежду..» («2, стр. 42).


Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной Войны

 

Многие художники  - живописцы взялись за графические работы плакат, зарисовку, иллюстрацию в прессе как наиболее оперативный вид изобразительного искусства, чтобы расширить диапазон эмоционального воздействия мобилизующих произведений на возможно большее число людей. Плакат, являлся самым оперативным жанром, поэтому первыми на военные события откликнулись художники-плакатисты. Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И.Тиодзе «Родина – мать зовет!». В то же время беглые зарисовки талантливых художников на фронтах, за линией фронта ( в партизанских районах) и при выездах в тыл страны давали им ни с чем не сравнимую по глубине и правдивости основу для создания в ближайшие годы живописных полотен. Именно эти картины, так же как скульптурные композиции на тему войны, вместе с лучшими образцами плаката, рисунка, литографии, гравюры открыли художественную летопись Великой Отечественной Войны. Ни одно из сражений, в чем-то повлиявшее на ход войны, ни одно из явлений жизни не прошло мимо глаз художников. Тематический диапазон произведений, посвященных войне, широк. От крупнейших баталий до локальных боевых эпизодов, отдельных сцен фронтового быта. При этом, как правило, произведения разные по образному строю, по живописно-пластическому воплощению замысла, несут в себе психологически достоверное содержание происходившего. Батальные сцены боевых сражений во всей их жестокости неприкрашенной правде и в то же время без несвойственного нашим художникам натурализма запечатлены мастерами кисти для истории, для поколений.

  Раскрытие темы партизанской войны стало для художников в один ряд с созданием батальных полотен, посвященных судьбоносным сражениям. Об этом свидетельствует число художественных произведений, вошедших в  сокровищницу искусства Отечественной войны. Немало психологически точных характеристик людей и событий партизанской войны даны в портретах и картинах живописцев Н.А.Павлова, Ф.А.Модорова, В.А.Громыко, Н.А.Сысоева, В.В.Соколова и многих других.

Ленинград – цитадель культуры сокровищница памятников архитектуры, литературы и искусства – конечно, не мог не оставить для поколений картин, запечатлевших трагедию блокады и свой вклад в Победу. Как и все другие творческие работники города, художники жили общей жизнью со всеми ленинградцами. К примеру, художник А.Ф.Пахомов работал на окопах, гасил на крышах бомбы-«зажигалки», голодал. Его мастерскую разрушил снаряд. И именно он – Пахомов и художники Ю.М.Непринцев, А.А.Ушин передали в графических сериях со всей силой пережитых страданий непреклонную веру в Победу ленинградских блокадников(№3,стр.24).

  Заслуженное восхищение героизмом женщин, преклонение перед их куда более тяжким, чем для мужчины, ратным трудом, нравственная боль за их судьбуи побудили художников посвятить им немало прекрасных произведений, в том числе теме женщины-матери.  Ведь проявление подвига женщиной начиналось с преодоления тяжести материнского расставания со своими детьми. Самоотверженный труд дружинниц, медсестер и женщин-врачей, спасших, если вести подсчет по фронтам, госпиталям, медсанбатам, миллионы жизней; труд, почти непосильный физически и морально для женщины в обычной, «гражданской» обстановке, который приняли девушки на свои хрупкие плечи, привлек восторженное внимание художников, поэтов, драматургов, режиссеров.


Театральная деятельность в годы войны

 

 

  В числе «мобилизованных и призывных» сразу же, с самого начала войны, стал советский театр. Время требовало мужества от всех, и люди искусства показали, что оно и м не чуждо. Глубочайшая связь деятелей сцены с оказавшейся в опасности родной страной, со своим народом обрела очень динамичные формы, рожденные военной обстановкой. На фронт, в действующую армию двинулись выделенные театрами специальные бригады для обслуживания наших бойцов. Были созданы фронтовые филиалы многих крупнейших художественных коллективов страны, и даже целые фронтовые театры. Первым таким был театр «Искра», сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола – добровольцев народного ополчения. Затем это были фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев советского театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.

Кажется, не существовало такого способа передвижения, при помощи которого актеры  не добирались бы до своего назначения. Автобусы, сани-розвальны, грузовики, автотранспортеры, многоместные и одноместные самолеты, пароходы и торпедные катера – все использовалось. Их обстреливали из пулемета на бреющем полете фашистские самолеты. Их заставала бомбежка на перроне вокзала, а то и на месте выступления. Они видели, как пламя охватывало клуб, в котором их труппа только что играла. Всякое бывало.

  Окна землянки, нередко отводимой под «театр», завешивались плащ-палаткой. Тут же на земле располагались зрители, и начиналось представление.

- «Каждый ждет своего выхода, - вспоминает руководитель МХАТа Николай Дорохин. – Стоя за «кулисами», мы вслушиваемся в малейшую реакцию зрителя. Со сцены доносятся знакомые слова Маши и Вершина из «Трех сестер» А.П.Чехова. Напряженно слушаем, волнуемся. Дойдет ли эта сцена, вырванная из спектакля? Будет ли все понятно здесь, в этой необычной обстановке? Но  с каким волнением слушают бойцы простые слова Маши о ее безрадостной жизни, о грубости окружающих ее людей..Я смотрю на зрителей, на их загорелые лица, воспаленные глаза и хочу понять: почему они так заинтересованы судьбой какой-то далекой от нас женщины и Вершина? И мне кажется, что этот маленький отрывок напоминает им виденные спектакли, концерты, музеи – все богатства нашей духовной культуры. Все то, что сегодня с оружием в руках они защищают от нашествия варваров»(№4, стр.193).

Информация о работе Культура в годы Великой Отечественной войны