Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, произведения отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития кооперативного сектора экономики, а также экономического развития России в годы Великой Отечественной войны, законодательные, методические и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. В процессе исследования проведено осмысление имеющихся исследований, относящихся к рассматриваемым проблемам, привлечение комплекса неопубликованных источников - материалы планово-отчетной, организационно-распорядительной, информационно-справочной систем документации, в соответствии с целью и задачами исследования.

Оглавление

Введение
1. Потребительская кооперация и виды потребительских кооперативов в России.
2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.
2.1 Кредитная кооперация
2.2 Сельскохозяйственная кооперация
3. Значение деятельности потребительской кооперации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

 

 

Кафедра Теории и Практики Кооперации

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и практика кооперации

на тему: “Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

Содержание

 

Введение

1. Потребительская кооперация и виды потребительских кооперативов в России.

2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.

2.1 Кредитная кооперация

2.2 Сельскохозяйственная  кооперация

3. Значение деятельности потребительской кооперации.

Заключение

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что экономические  реформы, проводимые в Российской Федерации в последнее десятилетие, вызывают необходимость специалистов обратиться к опыту социально-экономических преобразований на протяжении всей истории России, истории развития промышленности, работы промышленных предприятий в трудные кризисные времена. Особое внимание историков, экономистов, социологов привлекает вопрос работы промышленности Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны.

Цель и задачи исследования - изучить особенности функционирования потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны для использования имеющегося опыта при разработке концепции развития кооперации в будущем. Достичь поставленной цели предполагается решением следующих задач: исследовать деятельность потребительской кооперации в изучаемый период; осмысление и обобщение имеющегося исторического опыта преодоления кризисных состояний, которое может быть использовано для реформирования народнохозяйственного комплекса России на современном этапе; проанализировать направления перестройки потребительской кооперации применительно к задачам военного времени; выявить особенности в хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации военных лет; определить виды деятельности и методы работы кооперативного хозяйства, обусловленные военными условиями, которые получили развитие в послевоенные годы. Сделать попытку обосновать полезность использования опыта преодоления кризисных состояний при разработке концепции развития потребительской кооперации в будущем.

Объект исследования — деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды  классиков экономической теории, произведения отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития кооперативного сектора экономики, а также экономического развития России в годы Великой Отечественной войны, законодательные, методические и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. В процессе исследования проведено осмысление имеющихся исследований, относящихся к рассматриваемым проблемам, привлечение комплекса неопубликованных источников - материалы планово-отчетной, организационно-распорядительной, информационно-справочной систем документации, в соответствии с целью и задачами исследования.

 

1. Потребительская кооперация и виды потребительских кооперативов в России

 

М. Туган-Барановский  и С. Прокопович ставили задачей  разграничения кооперации и других форм организации труда. «Под кооперацией  следует понимать такое хозяйственное  предприятие нескольких добровольно соединившихся лиц, которые имеют своей целью неполучение наибольшего барыша на затраченный капитал, а доставление его сочленам и благодаря общему ведению хозяйства каких-либо выгод иного рода» М. Туган-Барановский. Исследователь истории кооперации К.И. Вахитов дает определение термину кооперация, как в широком, так и в узком смыслах. В широком под кооперацией наука подразумевает: в одном случае - всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самого человеческого общества, в третьем - основной социальный механизм, созданный для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию. В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений.

А.П. Макаренко определяет кооперацию как совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики. Например, потребительская, кредитная, производственная, сбыто-снабженческая или сельскохозяйственная в отдельных странах. Английская, немецкая, российская кооперация, в разных регионах. Т. о. кооперация в рассматриваемом нами аспекте — совокупность кооперативов. Кооперативы подразделяются па множество видов и имеют классификацию по различным признакам, что обусловлено многообразием потребностей людей, объединяющих их в группы. Международный Кооперативный Альянс (МКА) различает кооперативы по трем секторам, выделяя в каждом из них подсекторы по видам их деятельности: сельскохозяйственный сектор — сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство; индустриальный сектор — ремесленники, рабочие; сфера услуг — потребительские кооперативы, кредитные союзы, жилищные и др. кооперативы.

В представленной работе рассматривается потребительская  кооперация. Словарь-справочник по экономике дает определение потребительской кооперации (consumer cooperation) как совокупности добровольных обществ пайщиков, являющихся как физическими, так и юридическими лицами, а также их объединений с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Потребительская кооперация имеет право осуществлять заготовительную, торговую, производственную, посредническую деятельность в интересах пайщиков. Действительно, «потребительские кооперативы главной своей целью ставят либо решение социальных проблем своих членов, либо получение членами экономии расходов, связанных с реализацией жизненных потребностей».  Именно потребительская кооперация выступает среди других видов кооперативов как наиболее социально ориентированная система.

Виды потребительских  кооперативов:

а) Жилищно-строительный кооператив. Представляет собой объединение  граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживание по окончании строительства выполняет функцию Товарищество собственников жилья (ТСЖ). В ЖСК могут объединяться граждане не только для строительства нового дома, но и для приобретения у предприятий, объединений, организаций новых или капитально отремонтированных домов либо подлежащих капитальному ремонту и реконструкции для осуществления ремонта с последующей эксплуатацией на собственные средства. В ЖСК принимаются граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие в данной местности, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

б) Дачно-строительный кооператив. Организация, создаваемая для строительства и эксплуатации дач на началах самоокупаемости, без государственных дотаций (т. е. члены ДСК несут все расходы по управлению и эксплуатации дач в сумме, определяемой общим собранием членов ДСК). Организуется по решению исполкома местного Совета депутатов трудящихся по ходатайству предприятий (организаций, учреждений), если в этом предприятии имеется не менее 10 рабочих и служащих, желающих создать ДСК.

в) Кредитный потребительский  кооператив граждан. Объединения граждан - пайщиков с целью удовлетворения потребностей его участников в получении займов за счет денежных средств, аккумулированных членами кредитного кооператива, то есть некоммерческой организацией. Средства своим членам - пайщикам названные кооперативы предоставляют по договору займа. За пользование займами с пайщиков взимается плата (проценты за пользование займами).

  • Создается только физическими лицами
  • Сохранение сбережений и предоставление займов на потребительские цели только пайщикам
  • Главная задача – соблюдение финансовых интересов пайщиков и обеспечение финансовой стабильности.
  • Численность пайщиков не должна быть меньше 15 человек и превышать 2000 человек.
  • В КПКГ пайщики платят умеренно-низкую ставку %, одна часть которой расход. На текущие нужды кооператива, а другая – для начисления % на паевой капитал пайщика.

г) Жилищно-накопительный кооператив. Потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

д) Сельскохозяйственный кооператив — созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. В зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги (Федеральный закон №193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации).

е) Кредитный кооператив. Создается с целью удовлетворения потребностей членов в финансовой взаимопомощи. Кооператив проводит следующие финансовые операции для своих членов: предоставляет займы, привлекает сбережения с начислением процентов.

 

2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны

 

Историей кооперации России в Великой Отечественной войне интересуются не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Как, в силу каких причин советскому народу удалось в невероятно тяжелых условиях четырех лет войны, непрерывно снабжать Красную Армию новейшей боевой техникой, всем необходимым и превзойти врага, обладавшего в начале войны более мощным экономическим потенциалом, имевшего превосходство в количестве и качестве вооружения. Это то, что зарубежные историки называют «русской загадкой», «экономическим чудом».

При всех названных преимуществах  нельзя назвать положение современной  потребительской кооперации блестящим. Сравним динамику ее развития на разных этапах истории: В 1913 году удельный вес  потребительской кооперации к товарообороту страны составлял лить 7%; в годы активной поддержки потребительской кооперации государством ее товарооборот значительно возрос и составлял к 1926 году 38% всего розничного товарооборота страны, к 1929 году — 57,6% (государственной торговли - 17,4%), к 1930 году - 63,3 (государственной торговли — 23,2%), к 1931 г. — 69,9%. Увеличение удельного веса потребительской кооперации в товарообороте страны было обусловлено проводившимися партией и правительством мероприятиями по вытеснению частных торговых предприятий из хозяйственной жизни страны. В 1935 году, после принятия решения о разграничении сферы деятельности городского и сельского торгового обслуживания населения удельный вес потребительской кооперации значительно снизился - до 20% (государственной торговли возрос до 77%). К 1940 году положение стало несколько стабилизироваться, кооперативный товарооборот составил 23% общего товарооборота страны. В связи с военными действиями к 1945 году произошло существенное снижение кооперативного товарооборота до 12%. Постепенно потребительская кооперация наращивала темпы роста, что соответствовало политике партии в области сельской торговли, кооперация заняла устойчивое место в соотношении с государственной торговлей.

Мы видим, что при всех оптимистичных перспективах система потребительской кооперации на современном этапе не использует в полной мере своих преимуществ, свои резервы, хотя определенные тенденции к этому в последние несколько лет проявились. Рыночное хозяйство требует расширения деятельности потребительской кооперации как хозяйствующего субъекта и социально ориентированной системы, определения условий ее долгосрочного развития, опираясь на опыт прошлого.

Назрела необходимость  осмыслить с позиции современности  необходимо роль и место потребительской кооперации в жизни общества, восстановить направленность потребительской кооперации на удовлетворение социальных нужд населения. Все большее значение придается социальной миссии кооперации, в данном случае уместно провести параллель с кооперацией периода Великой Отечественной войны, когда ее социальная роль была наиболее высока, однако, учесть те кооперативные принципы и ценности, которыми должны руководствоваться кооперативные организации и которые во времена плановой экономики частично были утрачены.

Обращает на себя внимание, что те формы и методы деятельности, их расширение и видоизменение, которые проводились в сложные и кризисные военные годы, предлагаются к внедрению в настоящее время. В сфере производства это развитие малых производств — мельниц, крупорушек, зернодробилок, маслобоек, широкое распространение надомничества, в том числе для выпечки хлеба, в заготовительной деятельности - вовлечение населения в сбор и заготовку грибов, ягод, других дикоросов, лекарственно-технического сырья, восстановление и развитие практически не используемого на настоящий момент направления - подсобного хозяйства системы потребительской кооперации.

Только начинает востребоваться большой организационно-хозяйственный  опыт малых и средних кооперативных предприятий потребительской кооперации по выпуску товаров народного потребления, оказанию услуг и насыщению рынка этими товарами на базе мобилизации местных сырьевых ресурсов. Несомненно, в новых экономических условиях невозможно полностью заимствовать модель кооперативного общества 60-летней давности. Однако, освоение и обобщение опыта организации кооперативного хозяйства в годы Великой Отечественной войны вполне способно оказать заметное влияние при разработке концепции развития потребительской кооперации XXI века.

По территории Сталинградской, области произошел коренной перелом и ходе Великой Отечественной войны. Именно победа под Сталинградом положила начало организации восстановительных работ, а опыт Сталинграда в дальнейшем сыграл определенную роль в выработке и реализации общенациональной политики восстановления разрушенного войной хозяйства всей страны.

Информация о работе Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны