Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:21, курсовая работа
Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о “избранной раде” . Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада” , интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д., началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности “избранной раде” , - в переписке между Иваном Грозным и Курбским.
Введение
1. Первые реформы Избранной рады
2. Реформы в период 1549 - 1556 гг
а) Военная реформа
б) Судебник 1550 г
г) Дворцовая тетрадь
д) Стоглав
е) Земельные реформы
ж) Земская реформа
3. Реформы в период 1556 - 1560 гг
Заключение
Список литературы
Итак, в результате мероприятий,
проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный
удар был нанесен церковно-
Земская реформа
Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . 2 Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.
Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.
3. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ.
18 января 1555 г. издается
серия законов о губной
В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка правительство освободить пашню земских старост от податей и повинностей, С другой стороны злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера, На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной.
В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.” 1 В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии ; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получали регулярное вознаграждение.
Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить, уже намеченные раньше. военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.
Поскольку местничество приговором
1550 г. не отменялось, постольку правительство
решило провести еще ряд мероприятий,
имевших целю усилить контроль над
местническими счетами
В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.
Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба” становиться уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течение времени ведомства центрального управления стали именоваться “приказами” . Термин “приказ” постепенно вытеснил название “изба” из обихода.
Законодательные нормы Судебника
1550 г. по земельному и крестьянскому
вопросу не удовлетворили дворянство.
Т. о. создаются новые законопроекты,
разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие
широкие круги феодалов: регламентация
заемных операций, судьбы служилого
и полного холопства и
Если подвести итог второму периоду реформ “избранной рады” , то придется отметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить свои позиции дьяческой приказной администрации. 1 Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окруженная дворянством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1560 г. правительство Адашева пало. Еще после мартовских событий 1553 г. при дворе пошатнулось влияние Сильвестра. В январе 1558 г. началась Ливонская война. Иван Грозный был энергичным сторонником войны за Прибалтику, тогда как Адашев и Сильвестр всячески противились западному варианту внешней политики. Боярская группировка внутри “избранной рады” , которую поддержал Адашев, настаивала на продвижении на Восток и на Юг. Земельные приобретения на юге должны были укрепить экономические позиции феодальной аристократии, а союз с Польшей и Литвой мог привести к упрочнению политического влияния боярства в стране. Внешнеполитический курс “избранной рады” не мог не повлиять на отношения между Иваном IV и Адашевым. В 1560 г. противники Адашева, воспользовавшись смертью царицы Анастасии, обвинили его в отравлении жены Грозного. А. Адашев получает “за опалу” ссылку в Беженецкой пятине. Там он умирает. Противники Сильвестра добились его осуждения и ссылки в Соловецкий монастырь, где он и скончался до 1570 г.
Итак, пришедшее около 1549 г. к власти правительство А. Адашева осуществляло политику компромисса. В первый период реформ (1549-1552 гг.) проведены были преобразования в армии, создан общегосударственный кодекс - Судебник. Правительство пыталось решить вопрос за счет сокращения привилегий церковно-монастырских корпораций. Реформы содействовали формированию централизованного аппарата власти и обеспечили крупные внешнеполитические успехи России, в т.ч. взятие Казани. Устойчивости правительства Адашева способствовало то, что оно пыталось провести социально-политические преобразования, отвечающие пожеланиям дворянства и дальновидных кругов боярства.
Второй этап (1553-1560 гг.) характеризуется тем. что более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще на старой основе. К этому времени относятся завершение губной и земской реформы, сопряженных с ликвидацией системы кормлений,. Оформляются важнейшие избы (приказы, центральные правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией) . По уложению 1555-1556 г. строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы.
Укрепление централизованного
государства происходило в
ЛИТЕРАТУРА
1. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, [3] с.
2. Альшиц Д. Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. - 421 с.
3. Бахрушин С. В. Проблемы общественно - политической истории России и славянских стран. М., 1963. - 381 с.
4. Валишевский К., Иван Грозный: Репринт. воспроизведение изд. 1912 г.: [ Пер. с фр. ]. - М., 1989. - 418 [4] с.
5. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц. - экон. и полит. истории середины XVI в. - М.: Наука, 1960. - 511 с.
6. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982. - 184 с.
7. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 174, [1] с.
8. Скрынников Р. Г., Переписка
Грозного и Курбского.
Россия в веке сравните реформы избранной рады и политику опричнины ивана грозного укажите что было общим не менее двух общих характеристик а что было различным не менее трех различий. Одна из причин создания избранной рады и проведения масштабных реформ в
Информация о работе Деятельность "Избранной Рады" во времена Ивана Грозного