Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 02:07, реферат
В данной работе мы рассмотрим положение детей в Древней Греции и Древнем Риме. Задача данной работы заключается в следующем: показать влияние власти отца на детей, охарактеризовать воспитательный процесс в целом и дать сравнительную характеристику детства в Древней Греции и детства в Древнем Риме.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что при анализе детства античности, в частности обучения и воспитания детей, мы можем выяснить, какой вклад сделали педагоги античности в педагогическое образование и воспитание современности. И, следовательно, какие именно традиции воспитания и образования дошли до наших дней.
Введение 3
Глава 1. Дети и детство в Древней Греции и Древнем Риме..............................5
1.1. Дети и детство в Древней Греции 5
1.2. Дети и детство в Древнем Риме 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Введение 3
Глава 1. Дети и детство в Древней Греции
и Древнем Риме..........................
1.1. Дети и детство в Древней Греции 5
1.2. Дети и детство в Древнем Риме 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
В данной работе мы рассмотрим положение детей в Древней Греции и Древнем Риме. Задача данной работы заключается в следующем: показать влияние власти отца на детей, охарактеризовать воспитательный процесс в целом и дать сравнительную характеристику детства в Древней Греции и детства в Древнем Риме.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что при анализе детства античности, в частности обучения и воспитания детей, мы можем выяснить, какой вклад сделали педагоги античности в педагогическое образование и воспитание современности. И, следовательно, какие именно традиции воспитания и образования дошли до наших дней.
Центральный компонент понятия детства в античности как социального института составляют представления о том, как следует воспитывать детей. Если такие представления существуют, значит, существует и понятие "детство". Законы о воспитании детей приписывают основателю Рима Ромулу и основателю Спарты Ликургу. Греки выделяли пять этапов детства: - младенчество (от рождения до приблизительно двух лет),
-ранний дошкольный возраст (от двух до трех лет или немного позже, когда ребенок начинает отделять себя от матери и становится физически активным),
-поздний дошкольный возраст (от трех до семи лет, когда дети становятся активнее и все больше вовлекаются в социальные группы),
-школьный возраст (от семи-восьми лет до полового созревания),
-юность (возраст между половым созреванием и зрелостью; этап, прилагаемый в Древней Греции только к мальчикам, поскольку девочек рано выдавали замуж).
Хотя детство и является универсальным опытом, но специфические особенности присущи любой культуре, тем более древней, и они проливают свет на ценности каждого общества. В Древнем Риме детство у детей проходило в зависимости от их половой принадлежности. Девочки обучались домашнему хозяйству, а в мальчиках с самого раннего детства воспитывали воинов. В Древней Греции же главной целью при воспитании и обучении свободнорожденного гражданина считалось подготовить рабовладельца, который бы мог держать в подчинении рабов и защищать свою родину от внешних врагов.
Было ли детство тяжелым или веселым, в современном контексте, зависело о того, к какому сословию принадлежали родители ребенка, это относится как к Древней Греции, так и к Древнему Риму. Существование ребёнка в семье свободнорожденного гражданина и ребёнка в семье раба сильно отличались. Так как в зависимости от своего достатка родители могли предоставить своему ребенку соответствующие обучение, развитие и социальное положение. Как известно дети рабов, как правило, оставались рабами до конца своих дней.
Письменных источников о том, как жили дети Древней Греции недостаточно: мифы о детстве Геракла и Персея, интерпретация живописи на вазах, памятные вещи с мест захоронений помогают составить общую картину о жизни детей Древней Греции. О Древнем Риме наоборот сохранилось достаточно много источников, как всевозможных пересказов о жизни определенных сословий, так и законодательных актов.
Глава 1. Дети и детство в Древней Греции и Древнем Риме
1.1. Дети и детство в Древней Греции
В Древней Греции младенцы умирали часто в первые дни жизни, по этой причине их не называли до седьмого-десятого дня.
Жизнь мальчиков и девочек отличалась, но до семи лет все дети воспитывались в женской половине дома.
Мир детства - это, прежде всего, мир игры и игрушек. Археологические раскопки преподнесли много артефактов в виде детских игрушек, которые не сильно отличаются от известных в современное время – куклы, волчки, погремушки, кубики, йо-йо, обручи, качели. Терракотовые статуэтки изображают девочек и мальчиков, играющих в игру «эфедрисмос», в которой один ребенок несет на спине другого. В большом количестве находили мешочки с «бабками» (из кости, стекла, металла).1
С семи лет мальчики посещали грамматические школы, где они обучались чтению, письму, счету. Позже (или одновременно) это были кифаристкие школы, в которых музыка, пение, заучивание поэм Гомера являлись главными предметами.
Важным аспектом в образовании был спорт. На вазах изображены сцены с мальчиками, которые учатся ездить верхом на лошади и боксировать. В Древней Греции физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в палестре, или по-другому – в гимназии. Так называлось помещение для занятий гимнастикой. Оно представляло собой просторный двор, окруженный колонными залами и залами с бассейнами. «Направляют их к учителю физических упражнений, – читаем мы в «Протагоре» Платона, – чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной цели и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса»2.
Античная гимнастика базировалась на четырех постулатах: воспитание в подрастающем поколении гигиенических, военных, эстетических и нравственных основ.3 Недаром на Олимпийские игры не допускались атлеты, находившиеся под судом или чем-либо запятнавшие свою репутацию. Спортивные игры детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. Культ олимпийцев (чемпионов Игр) почти приравнивался к почитанию олимпийцев (богов). И это тоже нашло свое отражение в организации Олимпийских игр: все участники делились на
24 отделения, из них шесть составляли детские!
Несмотря на то, что женщинам принимать участие в спортивных соревнованиях было категорически запрещено, девочки проходили курс физического воспитания, как и мальчики, но отдельно от них. Философ Филострат Флавий в своих размышлениях о спорте отмечал: «Ликург, дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу для того, чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче».
Наряду с подвижными
детскими играми постепенно
Спорт у греков ассоциировался с выработкой нравственного совершенства: победа в Играх была прежде всего моральной победой, преодолением не только соперников, но в первую очередь самого себя. Гимназии в корне отличались от наших специализированных спортивных школ, где фактически готовят будущих чемпионов, профессионалов. Физическое воспитание детей в Древней Греции входило составной частью в общее воспитание, в первую очередь – воспитание гражданина. Вот почему работа педагога была почитаемой, воспитателей выбирали среди наиболее заслуженных и образованных людей. В «Горгии» Платона учитель физкультуры говорит о том, что он желает сделать граждан прежде всего красивыми, а уж затем сильными.4
У девочек были наставницы, учившие их рукодельным искусствам и танцам. Достигнув половой зрелости, в тринадцать-пятнадцать лет, они уже могли выходить замуж. Собрав детские игрушки, девочки относили их в храм Артемиды, что свидетельствовало о том, что детство закончилось, и они стали взрослыми.5
Дети ремесленников
и фермеров, получив образование,
отправлялись помогать отцам, а
дети рабов становились
Мальчики из богатых семей учились до того времени, пока они не достигали воинского возраста (восемнадцать-двадцать лет). Мужчины не женились почти до тридцати лет.
Дети в Древней Греции играли важную роль во многих религиозных событиях, включая участие в собственных инициациях (общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса) и как символ чистоты в греческом обществе. Если девочки спешили к Артемиде или ткали пеплос (древнегреческая женская одежда, одевавшаяся особенно по праздникам) для культовой статуи Афины на Афинском Акрополе, то мальчики, попробовав впервые вино во время празднований Дионисий, помогали при жертвенных ритуалах. Разные по размеру винные кувшинчики, изготовленные специально для детей для Дионисий и показывающие разные этапы развития, лучшие информативные изображения, свидетельствующие об их роли в ритуалах. Дети Древней Греции участвовали в свадебных процессиях, помогали оплакивать умерших, сопровождали старших в святилище.
Многие изображения на вазах противоречат широко распространенному мнению, что древние греки не относились к своим детям так, как это делают современные родители. Нет, древние греки испытывали сильную любовь, привязанность, горе, если дети преждевременно умирали.
Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» во главе «Эволюция детства» писал: «Над античным детством витает образ Медеи, поскольку миф в данном случае только отражает действительность. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей.»6
Можно смело заявить, что автор ошибался в своих выводах о жестоком обращении и даже намеренном убийстве детей в античное время также благодаря найденным детским захоронениям в Танаисе. Судя по ним потеря ребёнка была настоящим горем для родителей. Трогательная надпись "Пусть будет с тобой Бог", игрушки, нарядные погребальные вазы, - всё говорит о ценности детской жизни и о тяжести потери.
1.2. Дети и детство в Древнем Риме
Рождение ребенка в Древнем Риме считалось праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные на дверях. Отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю. Это обозначало, что он признавал его своим законным ребенком. Однако отец мог отвергнуть ребенка, после чего новорожденного убивали или скармливали животным. Про это писали христианские писатели. Право выбросить ребенка, продать его или даже убить целиком принадлежало отцу; — «нет людей, которые обладали бы такой властью над своими детьми, какой обладаем мы». Достоверно известно, что семья в Древнем Риме считалась патриархальной. Только при Александре Севере выбрасывание детей было объявлено преступлением, которое приравнивалось к убийству.7
Ребенка, которого «поднял» отец, купали, заворачивали в пеленки и укладывали в колыбель. На восьмой день девочке и мальчику на девятый нарекали имя. Имя давалось на восьмой день из-за большой смертности младенцев. Этот день был семейным праздником: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение, соответствовавшее достатку родителей. Родители боялись сглаза ребенка, поэтому использовали непрозрачный камень, который назывался апирашез, его одевали новорожденному на шею. Также они были уверены, что их чадо будет в безопасности благодаря кораллам и янтарю. Ребенку дарили маленькие золотые вещички, которые служили ему одновременно и игрушками, и амулетами.8 Их нанизывали на цепочку или на шнурок и вешали через плечо или на шею. Игрушки-амулеты: крохотный золотой меч, золотой топорик, серпик, две руки, соединенные в рукопожатии, золотая булла. Сохранились целые ожерелья этих амулетов; одно из них, между прочим, найдено в Керчи. Особое место среди них занимает булла. Это раскрывающийся медальон чечевицеобразной формы, в который вкладывали какой-нибудь амулет, да и сама булла служила им. Первоначально носить золотую буллу имели право только дети знатных семейств, позже — все
свободнорожденные, и здесь разницу создавало только наличие средств: бедные люди надевали на своих детей кожаные буллы. Мальчики носили их до дня своего совершеннолетия. Теперь им, взрослым людям, колдовство уже не так страшно, и в этот день медальоны вешают около изображения домашних Ларов как жертву им.9
В старых и старозаветных римских семьях новорожденного кормила мать. Фаворин, друг Плутарха и Фронтона, произнес целую речь в защиту обычая, при котором мать целиком остается матерью своего ребенка,и не разрывает тех уз любви, которые соединяют детей и родителей, поручая ребенка кормилице. На саркофагах с изображениями сцен из детской жизни мы часто увидим мать, кормящую ребенка.
Обычай брать для новорожденного кормилицу стал, однако, очень распространенным. Цицерон пишет, что его современники «всасывают заблуждения с молоком кормилицы» (не матери)10. Кормилица часто оставалась в доме и после того, как ее питомец подрос. Она забавляла его, болтала с ним, рассказывала ему сказки, которые вызывали пренебрежительную усмешку в образованных кругах — «старушечьи россказни», и которые были бы кладом для современного этнографа. Эта рабыня или отпущенница, преданная, любящая, сроднившаяся с ребенком,
который вырос на ее руках, постепенно превращалась из служанки в своего
человека, жившего радостями и печалями семьи. Нередко случалось, что няня переселялась в новую семью своей питомицы, когда та выходила замуж. Женская и детская половины дома оставались тем местом, где она была помощницей, доверенным лицом и правой рукой своей молодой госпожи, вместе с ней переживая радости и печали ее новой семейной жизни.
К мальчикам приставляли педагога — старого, почтенного раба или отпущенника, обычно грека, чтобы дети еще в раннем возрасте выучивались греческому языку. Педагог сопровождал всюду своего питомца, учил его хорошим манерам — «так следует ходить, так вести себя за обедом», дёргал за уши, а иногда прибегал и к более жестким мерам.
Дети, подрастая, принимались за игры. Братья и сестры росли вместе: играли, ссорились, поколачивали друг друга, плакали и мирились по сто раз на дню. Им покупали игрушки, ценность которых зависела, конечно, от состояния родителей, но «сюжеты» которых были неизменно одинаковы: глиняные раскрашенные звери и животные, повозки и специально для девочек куклы, часто с подвижными конечностями. Одну такую куклу, вырезанную из дуба и прекрасно сохранившуюся, нашли в Риме. На пальцах у нее были надеты миниатюрные кольца. Так же, как и теперь, у кукол имелось свое «хозяйство»: одежда, которую шили иногда заботливые руки няни или матери, а то и неумелые пальцы самой маленькой хозяйки, украшения, посуда. Дети часто сами находили себе игрушки: раковинки и пестрые камешки.