Дети и дети в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 02:07, реферат

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим положение детей в Древней Греции и Древнем Риме. Задача данной работы заключается в следующем: показать влияние власти отца на детей, охарактеризовать воспитательный процесс в целом и дать сравнительную характеристику детства в Древней Греции и детства в Древнем Риме.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что при анализе детства античности, в частности обучения и воспитания детей, мы можем выяснить, какой вклад сделали педагоги античности в педагогическое образование и воспитание современности. И, следовательно, какие именно традиции воспитания и образования дошли до наших дней.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дети и детство в Древней Греции и Древнем Риме..............................5
1.1. Дети и детство в Древней Греции 5
1.2. Дети и детство в Древнем Риме 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Дети и детство в античности.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

       Играли они в те же игры, в какие и сейчас играют дети по всему свету: бегали, строили из песка домики, прятались друг от друга, играли в чет и нечет, бегали с обручем, гоняли, подстегивая хлыстиком, скакали верхом «на длинной тростинке», качались на качелях. Специально мальчишеской игрой было бросание камешков в цель и пускание их по воде «блином»; игра эта состоит в том, чтобы, набрав на берегу моря камешков, обточенных и выглаженных волнами, взять такой камешек пальцами и, держа его плоской поверхностью параллельно земле, пустить затем наискось книзу, чтобы он как можно дальше летел, кружась над водой, скользил над самой поверхностью моря, постепенно падая и в то же время показываясь над самыми гребнями, все время подпрыгивая вверх; тот считается победителем, чей камешек пролетает дальше и чаще выскакивает из вод. Мальчики играли в солдат, в гладиаторов, в цирковых возниц, также «в суд и судьи». Перед «судьей» шли ликторы с пучками розог и секирами, он садился на возвышении и творил «суд». Эта игра были любимой забавой мальчика, который стал впоследствии императором Септимием Севером.11

     Семилетний возраст был поворотным пунктом в жизни мальчика. Сестры его оставались с матерью и няней, он же «уходил из детства»: начинались годы учения, и первые шаги мальчик делал под руководством отца.

Отец учил сына читать и писать, ездить верхом, метать дротик, биться в полном воинском снаряжении, бороться с водоворотами и стремительным речным течением. Не были забыты уроки «бокса»; отец закалял мальчика, приучая его к физическому напряжению, к боли, к тому, чтобы стойко

переносить жару и холод: он был для него и учителем, и законодателем, и руководителем в физических упражнениях. Можно не сомневаться, что по мере того как мальчик подрастал, отец знакомил его с сельским хозяйством в разных его аспектах, начиная со свойств почвы и севооборота и кончая правилами рациональной постановки дела.

     Когда мальчик надевал тогу взрослого — обычно 15—16 лет от роду, отец поручал его заботам кого-либо из крупных государственных людей, и для юноши начиналась «начальная школа форума». После этого практического введения в политическую жизнь начиналась военная служба, и юноша или оставался в рядах армии, или же возвращался в Рим и начинал свою политическую карьеру.

      Так проходило детство и юность человека сенаторского или всаднического сословия. А детство крестьянского сына или сына ремесленника?

    О нем не сохранилось никаких источников, но мы можем представить его себе довольно ясно. Мальчик мог тоже строить домики из песка, забавляться камешками и ловить птиц, но уже очень рано начинал он в меру сил и способностей принимать участие в трудовой жизни семьи: помогал матери в огороде, пропалывал вместе со старшими ячмень и пшеницу, пас вместе с домашней собакой несколько штук овец или коз. С возрастом и работа становилась труднее; большой мальчик, он был уже помощник отцу: жал и косил. Это практическое обучение шло рядом с воспитанием нравственным; отец был человеком бедным и незнатным, но богатством чувств и мыслей не уступал представителю старинного рода.

      Даже из такого  краткого очерка очевидно, что  стремление усовершенствовать интеллектуальный и моральный уклад римского народа никоим образом не было реализовано полностью. Образование ценилось за его практическую помощь в повседневной деятельности. О литературе и ораторском искусстве судили по их способности помочь человеку выиграть судебный процесс или перетянуть на свою сторону толпы избирателей. Представление греков о том, что образованная и культурная жизнь сама по себе вещь неплохая, поскольку она подразумевает некоторую степень активного желания постичь истину, ценить и создавать прекрасное, а также достичь достойного с точки зрения морали поведения в человеческих отношениях, не очень привлекала практичных римлян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Идеи древнегреческой и древнеримской педагогики, активно использовались на всем протяжении Средневековья вплоть до Нового времени. В истории развития научной педагогики это стало началом начал. Многие из них воплотились в образовании и продолжают существовать и в настоящее время. Так, сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным видом учебной и педагогической деятельности. Прототипом таких отношений можно считать метод диалога Сократа. Еще одна мысль, получившая свое развитие в дальнейшем - это добровольное участие учеников в учебной деятельности (Сократ). В современном воспитательно-образовательном процессе она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.  

     Как показывает опыт  античности мощь любой державы, тем более примитивных сообществ, непосредственно зависит от ее людских ресурсов, поэтому с давних времен общество нуждалось в мальчиках, способных, став мужчинами, пахать, растить урожай и сражаться, чтобы защитить свой народ. Роль же девочек сводилась к ведению хозяйства и рождению детей, но они также имели хорошую физическую подготовку.

    Таким образом, физическое  воспитание остается одним из  существенных аспектов посвящения  в культурную жизнь, то есть  воспитания. Однако нельзя сказать, что это образование было закреплено  только за великовозрастными юношами, которые приобщались к нему на пороге взрослой жизни. Вспомним, что в архаическую эпоху Греция познакомилась с соревнованиями атлетов и, следовательно, с физическим воспитанием детей. Что неясно, так это возраст воспитанников.

     Рассвет в развитие школы осуществлялся в эпоху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Список использованной литературы

1. Астафьев К. П., Догма Римскому праву, Заря, 2000.

2. Дигесты Юстиниана, книга 3, Наука, 1984.

3. Зарицкая М. Н., История Давней Греции, Россинка, 1997.

4. Ллойд Демоз, Психоистория, Феникс, 2000.

5. Нефедов А. С., История древнего мира, ЮринкомИнтер, 2007.

6. Платон, Протагор, М.: Эксмо, 2009.

7. Сергеенко М. Е. «Жизнь Древнего  Рима», С-Пб.: Летний сад, 2000.

8. Черниловский З. Н., История государства и права зарубежных стран, М.: Высшая школа, 1983.

 

1 Нефедов А. С., История древнего мира, ЮринкомИнтер, 2007, стр. 307

2 Платон, Протагор, М.: Эксмо, 2009., стр.21

3 Астафьев К. П., Догма Римскому праву, Заря, 2000, стр. 405

4 Зарицкая М. Н., История Давней Греции, Россинка, 1997, стр. 142

5 Черниловский З. Н., История государства и права зарубежных стран, М.: Высшая школа, 1983,

стр. 89

6 Ллойд Демоз, Психоистория, Феникс, 2000, стр.43

7 Черниловский З. Н., История государства и права зарубежных стран, М.: Высшая школа, 1983, стр.153

8 Нефедов А. С., История древнего мира, ЮринкомИнтер, 2007, стр. 68

9 Дигесты Юстиниана, книга 3, Наука,1984, стр.207

10 Сергеенко М.Е., Жизнь Древного Рима, С-Пб.: Летний сад, 2000, стр. 368

11 Черниловский З. Н., История государства и права зарубежных стран, М.:Высшая школа, 1983, стр. 173

 

 


Информация о работе Дети и дети в античности