Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

В историографических исследованиях по теме курсовой работы следует выделить группу работ, в которой рассматриваются проблемы раскола второй половины XVII века и проблемы старообрядчества.
В XX в. историограф Булгаков С.В. в своем фундаментальном труде даёт наиболее полную фактографическую картину церковной реформы и начала раскола. Положения, предложенные им, нашли свое отражение и в работах других авторов, в частности в работах культуролога Катунского А.Е. и историка Коташихина Г.М. – источник раскола авторы находили не только в недовольстве народа церковной реформой, но и в оппозиции гражданским реформам, начавшимися в царствование Алексея Михайловича.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3
1.ПРИЧИНЫ РАСКОЛА.….………………………………………….......6
2.ПОНЯТИЕ «СТАРООБРЯДЧЕСТВО»и«ЦЕРКОВНЫЙ
РАСКОЛ…………………………………………………………………..11
3.ИДЕОЛОГИЯ РАСКОЛЬНИКОВ.………..………………………….16
4. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТАРООБРЯДЦЕВ……………..….....23
5. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ РАСКОЛЬНИКОВ………...26
6.ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ К
РАСКОЛЬНИКАМ…………………………………………………….33
7. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ…………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ...................................

Файлы: 1 файл

КУРСач.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

В XIX в. продолжилось разделение старообрядчества на различные толки и течения. Часть поповцев, сохранив старую обрядность, подчинилась официальной церкви. Поповцы, не примирившиеся с церковью, сделали своим центром Белокриницкий монастырь за пределами России, а из числа не признавших Белокриницкую иерархию сложилось течение беглопоповцев, принимавших «беглых», то есть порвавших с господствующей церковью священнослужителей. Не избежало разделение и беспоповщина. Выговская пустынь, когда-то являвшаяся общим центром для всех беспоповцев,  стала оплотом умеренного - так называемого поморского толка. Кроме этого толка среди беспоповцев распространились федосеевщина, порвавшая с поморцами. От поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие самосожжение и самоуморение. Самосожжение также проповедовали нетовцы (Спасово согласие).

В русском старообрядчестве парадоксальным образом сочетались прямо противоположные тенденции. С одной стороны, среди старообрядцев  продолжали бытовать эсхатологические настроения, ожидания близкого конца света. С другой стороны, старообрядцы удачно вели мирские дела. Несмотря на преследование, усиленное налогообложение и вымогательства со стороны властей, возникла богатая старообрядческая прослойка. Если в западноевропейских странах протестантская этика оказалась наилучшим способом приспособлена для капитализма, то в России старообрядчество с его строгими моральными заветами, культом трудолюбия, умеренности и трезвости тоже способствовала накоплению капиталов. Старообрядцами были известные фамилии купцов и промышленников Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Щукиных и других.  Старообрядчество, представленное различными толками, сохранилось и продолжает существовать до нашего времени [10, с 219].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

    Исследуя раскол Русской Православной Церкви, выясняется, что он не повредил сути Православия на Руси, поскольку не касался собственно вероисповедных вопросов. Но в культурно-историческом отношении он нанес такой страшный удар по русскому православному самосознанию, так сузил возможность органического развития русских самобытных начал в церковной, государственной и общественной жизни, что мы до сих пор еще не залечили раны, им нанесенные. Наиболее отрицательные следствия этой церковной смуты обнаружились в подрыве православно-национального духа народа, в размягчении идеи коренной самобытности и суверенности России среди всех стран и цивилизаций. В виду особенностей мирового геополитического положения русского царства, ослабление его духовной самостоятельности отворяло ворота неуправляемому наполнению отечественной цивилизации инокультурными влияниями. Это была утрата естественного всенародного духовного иммунитета и прелюдия к эпохе хронического недомогания русской души, длящейся до наших дней. Потеря органического иммунитета в XVII веке была тем более опасна, что при неразвитости критических, просвещенных средств культурной самозащиты подорванное православно-национальное чувство русского величия восполнить было нечем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ИСТОЧНИКИ

 

  1.  «Рассказы по русской истории. Общедоступная хрестоматия» под ред. Сытина  И.Д.; М: 1952 г., 411 – 529 с.
  2. Хрестоматия  «Любителям Отечественной Истории» под ред. Попова И. и Поповой  Н. ; М: 1995 г., 219 – 329 с.
  3. «Хрестоматия по истории СССР XVI – XVII вв» под ред. Зимина; М: 1962 г., 110 – 190 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Барбара Бернс «Алексей – последний царевич»; М: 1993 г., 326 с.
  2. Беленский И.Ф. « Православие: словарь»; М, 1998 г., 270 с.
  3. Беляев И.А. «Культура средневековой Москвы XVII в»;  М: 2000 г., 226 с.
  4. Буганов В.И. «Мир истории: Россия в XVII столетии»;  М: 1989 г., 318 с.
  5. Буганов В.И., Богданов А.Л. «Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви»; М, 1991 г., 526 с.
  6. Булгаков С.В. «Православие: праздники и посты. Богослужения и требы. Расколы и ереси. Противные Христа и православия»; М, 1994 г., 574 с.
  7. Булгаков С.Н.  «Православие»; М, 2001 г., 470 с.
  8. Заборовский Л.В. «Католические, православные униаты. Проблема религии в Русско-польско-украинских отношениях 40-80х гг XVIIв.»; М:1988 г., 532 с.
  9. Зуев М.Н. «История. Краткий справочник школьника»; М, 1997 г., 224 с.
  10. Катунский А.Е. «Старообрядчество»; М, 1972 г., 220 с.
  11. Коташихин Г.М. «О России в царствие Алексея Михайловича»; М: 1984 г., 212 с.
  12. Кристенсен «История России XVII в»; М: 1989 г., 302 с.
  13. Лобачев С.В. «Патриарх Никон»; М: 2003 г., 678 с.
  14. Морозова Л.Е. «Смутное время в России»; М: 1990 г., 266 с.
  15. Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф., Преображенский А.А. «Первые Романовы на Российском престоле»; М: 1996 г., 326 с.
  16. Никольский Н.М. «История русской церкви»; М: 1985 г.,448 с.
  17. «Очерки истории СССР XVII в» под ред. Новосельского А.А., Устюговой Н.В. ;  М: 195 г., 1032 с.
  18. «Очерки по истории русской церкви: Русь православная» под ред. Карташева А.В.; М, 1997 г., 686 с
  19. Пашков Б.Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.»; М: 1997 г., 924 с.
  20. «Религия и церковь в истории России» (Советские историки о православной церкви в России); М, 1975 г., 418 с.
  21. Сахаров В.В., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII в»;  М: 1997 г., 346 с.
  22. Смирнов К.М. «Церковь в истории России XVII в – 1917 г»; М: 1967 г., 336 с.
  23. А. Шмеман «Исторический путь православия»; М, 1993 г., 388 с.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://www.1.raskoln/ru
  2. http://www.historicus.ru

Информация о работе Церковный раскол