Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:51, курсовая работа
В историографических исследованиях по теме курсовой работы следует выделить группу работ, в которой рассматриваются проблемы раскола второй половины XVII века и проблемы старообрядчества.
В XX в. историограф Булгаков С.В. в своем фундаментальном труде даёт наиболее полную фактографическую картину церковной реформы и начала раскола. Положения, предложенные им, нашли свое отражение и в работах других авторов, в частности в работах культуролога Катунского А.Е. и историка Коташихина Г.М. – источник раскола авторы находили не только в недовольстве народа церковной реформой, но и в оппозиции гражданским реформам, начавшимися в царствование Алексея Михайловича.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3
1.ПРИЧИНЫ РАСКОЛА.….………………………………………….......6
2.ПОНЯТИЕ «СТАРООБРЯДЧЕСТВО»и«ЦЕРКОВНЫЙ
РАСКОЛ…………………………………………………………………..11
3.ИДЕОЛОГИЯ РАСКОЛЬНИКОВ.………..………………………….16
4. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТАРООБРЯДЦЕВ……………..….....23
5. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ РАСКОЛЬНИКОВ………...26
6.ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ К
РАСКОЛЬНИКАМ…………………………………………………….33
7. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ…………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ...................................
В XIX в. продолжилось разделение старообрядчества на различные толки и течения. Часть поповцев, сохранив старую обрядность, подчинилась официальной церкви. Поповцы, не примирившиеся с церковью, сделали своим центром Белокриницкий монастырь за пределами России, а из числа не признавших Белокриницкую иерархию сложилось течение беглопоповцев, принимавших «беглых», то есть порвавших с господствующей церковью священнослужителей. Не избежало разделение и беспоповщина. Выговская пустынь, когда-то являвшаяся общим центром для всех беспоповцев, стала оплотом умеренного - так называемого поморского толка. Кроме этого толка среди беспоповцев распространились федосеевщина, порвавшая с поморцами. От поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие самосожжение и самоуморение. Самосожжение также проповедовали нетовцы (Спасово согласие).
В русском старообрядчестве
парадоксальным образом сочетались
прямо противоположные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя раскол Русской Православной Церкви, выясняется, что он не повредил сути Православия на Руси, поскольку не касался собственно вероисповедных вопросов. Но в культурно-историческом отношении он нанес такой страшный удар по русскому православному самосознанию, так сузил возможность органического развития русских самобытных начал в церковной, государственной и общественной жизни, что мы до сих пор еще не залечили раны, им нанесенные. Наиболее отрицательные следствия этой церковной смуты обнаружились в подрыве православно-национального духа народа, в размягчении идеи коренной самобытности и суверенности России среди всех стран и цивилизаций. В виду особенностей мирового геополитического положения русского царства, ослабление его духовной самостоятельности отворяло ворота неуправляемому наполнению отечественной цивилизации инокультурными влияниями. Это была утрата естественного всенародного духовного иммунитета и прелюдия к эпохе хронического недомогания русской души, длящейся до наших дней. Потеря органического иммунитета в XVII веке была тем более опасна, что при неразвитости критических, просвещенных средств культурной самозащиты подорванное православно-национальное чувство русского величия восполнить было нечем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ