Буржуазные реформы 1860-1870 гг. в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение, изучение и анализ буржуазных реформ в 1860-1870 гг.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить предпосылки к проведению реформ;
2. Рассмотреть крестьянскую реформу 1861 года. Рассмотреть основные этапы крестьянской реформы: разработка, проведение и итоги.
3. Рассмотреть основные реформы 1860-1870 годов: земскую, судебную, военную, финансовую, а так же реформы в области образования и печати;
4. На основе проведенного изучения и анализа сделать выводы.

Оглавление

Введение 3
1. Предпосылки проведения реформ 5
2. Проведение реформ 8
2.1. Крестьянская реформа 8
2.2. Земская реформа 16
2.3. Судебная реформа 18
2.4. Военная реформа 19
2.5. Реформы в сфере образования и печати 20
2.6. Финансовая реформа 22
3. Значение реформ 24
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

1.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    2.4 ВОЕННАЯ РЕФОРМА

    В 1861-1874 годах была проведена серия  военных реформ.

    В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне  изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    По  новому закону, призываются все молодые  люди, достигшие 21 года, но правительство  каждый год определяет необходимое  число новобранцев, и по жребию берет  из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд  мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным. 7

 

    

    2.5 РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ

    Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

    Преподавание  в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

    Этой  реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой  упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

    Таким образом, несмотря на то, что реформа  графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне. 8

 

 

            2.6 ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА

      Существенную  роль в приспособлении российского  государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них - это упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы каждое ведомство имело и бюджет, и свою кассу. Такой порядок не обеспечивал аккумуляцию средств в руках центральной власти, серьезно затруднял учет расходов и доходов. Контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству и хозяйственности.

      Первый  элемент реформы - ликвидация финансовой самостоятельности министерств  и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы укрепляло твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом.

      Важное  значение имело установление гласности бюджета. С 1862г. роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати. Все денежные средства государства теперь концентрировались на счетах государственного казначейства в Государственном банке, учрежденном в 1860г. В 1864г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться для всеобщего сведения.

      Второй  элемент реформы - отмена государственной  кредитной монополии, что привело  к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского  и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития.

      Третий  элемент реформы - изменение налоговой  системы. Подушная подать, которая бралась  с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян. 

    3. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ

      Проведенные реорганизации имели прогрессивный  характер. Они начали закладывать  базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

      Однако  процесс модернизации России имел специфический  характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

      Зачинателями  реформ были некоторые высшие государственные  чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

      Логическим  продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса. 
 
 
 

                 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     После отмены крепостного права в 1861 г. капитализм в России утвердился как  господствующая формация. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные и социальные сдвиги в стране. В. И. Ленин называл крестьянскую реформу 1861 г. «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь новой, капиталистической формации. Но поскольку этот переворот произошёл в России не путём революции, а путём реформы, проведённой «сверху», это обусловило сохранение в пореформенный период многочисленных пережитков крепостничества и в экономическом, и в социальном, и в политическом строе страны.

     Для развития капитализма в России, стране аграрной, особенно показательны те явления, которые имели место в деревне, в первую очередь в крестьянстве. Здесь необходимо выделить процесс разложения крестьянства на основе начавшегося ещё при крепостном праве социального расслоения. В пореформенное время происходит разложение крестьянства как класса. Процесс разложения крестьянства играл важную роль в формировании двух антагонистических классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии.

     Период  реформ 60-70-х гг. XIX в. имел огромное значение для нашей страны, так как определял её дальнейшее развитие и переход от феодальных отношений к капиталистическим и превращение России в буржуазную монархию. Все реформы носили буржуазный характер, открывая возможности развития капиталистических отношений в экономической и социально-политической областях.

     Реформы хоть и были значительным шагом вперёд для России, но все же они, буржуазные по своему содержанию, несли в себе крепостнические черты. Проведённые  сверху самодержавием, эти реформы  были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение податных сословий. Уступки, сделанные, прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.

     Итак, следует отметить, что основные задачи, которые правительство ставило  перед собой, были выполнены, хотя и  не в полной мере. И последствия  этих реформ были не всегда положительными, так например, в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло очень много человек. К тому же помещики, пытаясь как то выйти из невыгодного им положения, старались получить как можно больше выгоды с крестьян, в результате чего сильно сократилось крестьянское хозяйство.

     Но  самым главным, по моему мнению, является то, что крестьяне стали разбиваться на классы, и в меньшей степени зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть, что принципы, заложенные в реформах суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли положение страны в дальнейшем, и позволили России считаться одной из мировых держав.

     Итак, вторая половина XIX века – время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России из феодальной в Россию буржуазную.

    Реформы 60-х начала 70-х годов XIX века были заметным шагом вперед на пути превращения России в правовое государство, они коренным образом изменили политический облик страны, однако, оставался незыблемым центральный бюрократический аппарат самодержавия монархии.

    Очевидно, что реформы стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала  переход российского общества в  новое качество, и этот процесс  нельзя было повернуть вспять.    

     Изменилась  вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху".

     Историческое  значение опыта реформ состоит также  в том, что они позволили вывести  страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

      Реформы не были доведены до своего логического  завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 г.
  2. М.М.Горинов «История России с древнейших времен до конца 20 века», М: 2000 г.
  3. «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект» 2003 г.
  4. «История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М – НОРМА, 1997 г.
  5. Все монархи мира. Россия/ под рук. К. Рыжова. - Москва: Вече – 1999 г.
  6. Конец XVII – XIX век: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Под. ред. А.Н. Сахарова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2002 г. – 304с.
  7. Отечественная история: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев, Под. Ред. Проф. Ш.М. Мунчаева – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999 г. – 412с.
  8. Великие реформы России. 1856 – 1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Московского университета, 1992 г. – 336 с.
  9. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. – 1999 г. 
  10. История государства и права России. Учебник. /Под ред. Чибиряева С.А. – 2000 г. – 456 с.
  11. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - М, Издательство «Дашков и Ко», 2005 г.
  12. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М. «Просвещение».
  13. Капегелер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 2000 г.
  14. Александр II. // Российские государи. – М., 1993 г.
  15. Александр II и реформы 60-70-х гг. 19в. // Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997 г.
  16. Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства. // Знание – сила. –1992.-№2Сборник "Либерализм в России", М. - Агентство "Знак", 1993г.
  17. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. // Вопросы истории. –1999 г. - №11/12
  18. Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель. – М.,1994 г.

Информация о работе Буржуазные реформы 1860-1870 гг. в России