Реформы 1564-1566 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:30, доклад

Краткое описание

Реформы 1564-1566 гг. ввели новое административное деление
государства - на 13 воеводств, подразделявшихся на 31 повет. Для управления
новыми округами были созданы вновь должности 5 воевод и каштелянов.
Воеводы были главными военными начальниками в своих округах и главными
судьями по важным уголовным делам. Кроме них военными начальниками были
каштеляны, а также маршалки и хоружие поветовые.

Файлы: 1 файл

семик.doc

— 24.50 Кб (Скачать)


Реформы 1564-1566 гг. ввели новое административное деление

государства - на 13 воеводств, подразделявшихся на 31 повет. Для управления

новыми округами были созданы вновь должности 5 воевод и  каштелянов.

Воеводы были главными военными начальниками в своих округах и главными

судьями по важным уголовным делам. Кроме них военными начальниками были

каштеляны, а также маршалки и хоружие поветовые.

Судебную власть осуществляли особые «судовы старосты». В качестве

гражданского трибунала для шляхты был в каждом повете учрежден земский суд

из судьи, подсудка и писаря, назначаемых господарем из числа выбранных

местной шляхтой кандидатов.

==

Административная реформа 1564 - 1566 гг.

 

Витебская конфедерация продемонстрировала настроения дворян и указала на возможные последствия в случае, если война с Россией не позволит контролировать положение. Хотя рада панов не дала хода петиции конфедератов, Сигизмунд Август усмотрел тут возможность использовать склонность дворянства к унии, которую он понимал по-своему. Он задумал расширить дворянские права и тем еще более поощрить сторонников унии. Положение Литвы — между российским молотом и польской наковальней — подталкивало панов к уступкам в пользу дворянства. Паны понимали, что удовлетворение дворянских желаний, еще не обобщенных и не представленных на сеймах в виде стройной программы, не усилит, а скорее ослабит тяготение к Польше. Исключительной юрисдикцией панства пришлось пожертвовать.

 

На Вельском сейме 1564 г. Сигизмунд Август обнародовал привилей стране. В нем было указано, что паны во главе с канцлером Николаем Радзивиллом Черным отказываются от своих административно-судебных прерогатив в пользу выборных дворянских судов, и всё это закрепит новый Литовский статут. Предполагаемая уния с Польшей будет гарантировать его действенность и регулярное совершенствование. II Литовский статут вступил в силу 1 марта 1566 г. Преобразованная правовая система превратила сейм в законодательный орган, декларировала безусловное право дворян распоряжаться своей землей, ввела выборные суды с общей юрисдикцией для всех категорий дворянского сословия. II Литовский статут, хотя структура его разделов сохранилась прежней, был более систематизирован и заметно расширен, усилилась опора на римское право. Литовская законодательная система вновь сделала большой шаг вперед и еще более упрочила свою первенствующую позицию в регионе.

 

Вельский привилей и II Литовский статут окончательно отделил сословную дворянскую администрацию от закрепощенных крестьян, поветы от имений правителя и волостей, превращающихся в поместья (дворы). Вся государственная структура была приспособлена к дворянскому повету. Территория воеводств и поветов, границы и структура были теперь четко очерчены, должности (врады, уряды) строго регламентированы. Всё Великое княжество состояло теперь из следующих воеводств: Вильнюсского, Тракайского, Жемайтского (оно считалось староством), Полоцкого, Новогрудского, Витебского, Брестского, Минского, Мстиславского, Подляшского, Волынского, Киевского, Брацлавского. Воеводства делились на поветы. Больше всего их было в литовских воеводствах, где и дворян проживало больше: в Вильнюсском воеводстве – 5 (Вильнюсский, Ошмянский, Лидский, Укмяргский, Браславский), в Тракайском – 4 (Тракайский, Гродненский, Каунасский, Упитский). Некоторые русские воеводства были вовсе не разделены на поветы (Полоцкое, Мстиславское). В Жемайтском старостве сохранились волости-тиунии (Арёгальская, Вилькийская, Велюонс-кая, Расейнская, Видуклеская, Кражяйская, Тенджёгальская, Йосвайнская, Шяуляйская, Большая и Малая Дирвенская, Бярженская, Ужвянтская,

Тяльшяйская, Ретавская, Паюрская, Векшняйская, Каршувская, Шяудувская, Гондингская, Павандянская, Мядингенская, Каркленская, Жаренская). Основной частью территориальной структуры стал повет. Поветовые дворяне избирали сеймик, который в свою очередь отбирал представителей на сейм. К поветам была приспособлена структура местных должностей (врадов). Во главе воеводств, как и прежде, остались воеводы. Они и каштеляны теперь появились во всех воеводствах. Первым врадником повета считался его маршалок (в центральных поветах маршалков не было, ибо здесь были каштеляны). Поветовые маршалки входили в раду панов. Поветовых врадников избирали дворяне.

 

Реформа ввела сословные суды трех категорий, приспособленные к поветовой структуре. Земский суд был выборным. В него входили судья, подсудок (заместитель судьи) и писарь, которые должны были коллегиально разбирать дела. Земскому суду подлежало большинство дел (основную их часть составляли, если говорить современным языком, гражданские дела). Писарь земского суда исполнял также обязанности нотариуса. Судебными исполнителями были ввозные. Подкоморный суд (он также был выборным) решал дела о земельных границах. Подкоморные могли выбрать себе в помощники каморников. Замковый суд, решавший уголовные дела, не был выборным. Здесь, в центральном повете, судил воевода, в других — старосты (замковые, а где их не было — судебные старосты). Они по своему усмотрению назначали себе наместников, замковых судей, писарей. Земский суд собирался на три сессии в году, замковый - ежемесяч­но. Во всей полноте эта система установилась не сразу, но основы уже были заложены.

 

Литовское дворянство получило то, чего не успело программно сформулировать. Великий князь и паны пошли на уступки по разным мотивам, но структурно они чрезвычайно приблизили Великое княжество Литовское к Польскому королевству. Конечно, литовское дворянство, не прошедшее той политической школы, которую уже окончила польская шляхта, лишь начинало обучаться искусству пользования обретен­ными политическими правами. В свою очередь паны сумели приспособиться к поветовой избирательной системе и стать лидерами дворянства. Поэтому административная реформа консолидировала всё дворянское сословие. Отношения с мещанским сословием уточнил привилей 1568 г., описывающий возможности нобилитации.

==

СУДОВО-АДМІНІСТРАТИВНА РЕФОРМА 1564—66

 

—      реформа, проведена у Великому князівстві Литовському з метою уніфікації адм.-тер. устрою д-ви, наближення його за формою і структурою до устрою у Польському королівстві. Постановами сейму 1564—66 було здійснено реорганізацію місц. управління. Підсумки цих реформ законодавчо закріплено в Статуті Вел. князівства Литовського 1566 (див. Волинський статут). Територію Вел. князівства Литовського (в т. ч. укр. землі) було поділено на 15 воєводств (встановлювалися нові й реорганізовувалися старі), у складі яких утворювалося 30 повітів. На чолі воєводства стояв воєвода, якого призначав великий лит. князь. Внаслідок С.-а. р. 1564—66 у князівстві виникли пов. сеймики на зразок польських, в їх роботі брали участь усі шляхтичі, які мали зем. власність у цьому повіті. Пов. сеймики обирали кандидатів у судді до земс. та підкоморських судів, а також по два депутати від кожного повіту до вального сейму Вел. князівства Литовського. В повітах було запроваджено земські, гродські й підкоморські суди (див. окр. статті про них); ліквідовано привілеї магнатів судитися тільки великокняжим судом

==

 



Информация о работе Реформы 1564-1566 гг