Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:06, контрольная работа
Долгое время основной теорией в дореволюционной истории была норманнская теория, в соответствии с которой первые государства в Восточной Европе были основаны заграничными князями-варягами в 9 в. н.э. Однако эту теорию оспаривали многие ученые. Одним из первых антинорманнистов был Ломоносов, который утверждал, что немецкие ученые, приглашенные в Россию, в значительной степени придумали эту историю. Так же норманнскую теорию оспаривали Юшков, Греков, Рыбаков и многие другие известнейшие ученые. По теории Рыбакова, например, государственность у славян появилась на границе старой и новой эры.
Введение 3
1.Государства – княжества на территории Беларуси в 9 – 13 вв. 3
2.Общественный и политический строй Полоцкого и Туровского княжества 5
3.Основные черты раннефеодального права Беларуси 9
4.Договор 1229 года 11
5.Список используемой литературы 15
Класс феодалов и бояр: образовывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. Экономическую основу их богатства-владычества составляла собственность на основное средство производства - землю. Феодалам принадлежали значительные земельные владения, которые обрабатывались зависимыми от них людьми: холопами и челядью невольной. О богатстве княжеского представительства говорится и в письменных источниках. Так, Ипатьевская летопись неоднократно упоминает о дарении в пользу церкви и монастырей значительных земельных угодий и доходов, которые поступали благодаря эксплуатации населения[9,6].
В 9-12 веках существовали разные виды феодального землевладения: вотчинное землевладение - владение землей, усадьбой и крестьянами с правом продажи земли, раздела ее и передачи по наследству и поместное землевладение - система передачи земли во временное владение за службу без права получения в наследство. Имущественное положение и происхождение определяли характер взаимоотношений между феодалами, их соподчинение. На вершине феодальной иерархии стоял великий князь, затем шли князья-владельцы отдельных крупных земель-княжеств, их еще назвали «отчинами». За ними шли феодалы - владельцы больших и малых поместий (бояре).) Некоторые из мелких феодалов впоследствии шли на службу к богатейшим, становились их вассалами. В11-13 веках кроме светского, на Беларуси существовало и церковное землевладение, которое в сравнении с княжеским землевладением не передавалось по наследству.
К классу феодально-зависимых людей относились крестьяне-данники или как они упоминаются в других источниках свободные общинники - «люди» - категория населения, не находящаяся в зависимости от отдельных феодалов, а выполняющая определенные повинности и вносящая феодальную ренту непосредственно в пользу государства. Они вели свое собственное хозяйство и обязаны быоли внсить в пользу центральных и местных органов управления определенную дань (форма феодальной эксплуатации со стороны князей, бояр(дружинников). Эта категория населения сохранила свою независимость до 17 века, особенно на терриитори бассейна Западной Двины, Днепра, Сожа и Припяти. В 16 века крестьянами-данниками продолжали оставаться жители Кричесвкой, Пропойской, Мозырьской, Бобруйской, Могилевской и других волостей. [9,7]
Формы и размеры крестянских повинностей были разнообразными. Они зависели от степени развития феодальных отношений, условий хозяйственной деятельности. Выплата дани была связана с такими повинностями как полюдье, повоз и другими. Чаще всего были известны случаи смешанных повинностей.
Дань собиралась с населения путем периодического объезда князя и его дружины подвластных ему земель. Про этот процесс в свое время свидетельствовал современник великого киевского князя Игоря византийский император Константин Багрянородный.
Челядь - общий термин, которым в 11-13 веках обозначалось феодально-зависимое население. Раньше им обозначали лично несвободных людей. На территории Беларуси эта категория населения была задействована в хозяйственных делах отдельных феодалов, великокняжеских и государственных поместьях и сохранилась до 17 века. [8,10]
Источники образования класса феодально-зависимых людей:
- в результате
имущественного расслоения
- в результате
насильного принуждения бывших
свободных общинников
- в следствии оседлости холопов и других несвободных людей на земле[1,15-16].
Источник образования невольного населения - плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, наказание за совершенное преступление, невыплаченные долги.
Свободные городские жители – это купцы и ремесленники, которые владели собственными мастерскими и владели земельными поместьями, работы в которых велись зависимыми от них крестинами и челядью невольной.
Не только крестьяне, но и жители городов попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу государства многие повинности. Среди ремесленных изделий, которые археологи находят во время раскопок, нередко встречаются предметы с клеймом. На городище Волковыска были найдены кирпичи княжескими и церковными клеймом. Значит ремесленники работали на князя и на церковь, возможно, отдельно друг от друга.
Итак, на территории Беларуси в 9-12 веках складывалось общество, где феодальный уклад постепенно стал преобладать над другим [8,11].
Что касается политического строя сложившихся государств, то он также проходил процесс становления. Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь — удельные князья — бояре. Они создали местную администрацию — в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны. Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин. Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в ряде городов (Полоцк, Витебск) было вече. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого. Отсюда следует, что каждое древнее государство имело свой политический центр, стольный, или старейший город. По его имени называлось все государство и его население - полочане, дручане, лукомляне, меняне, берестейцы - все это свидетельствовало о политической, культурной и хозяйственной значимости столицы. Высшими органами власти были князь, княжеский совет и вече. Функции органов центрального управления выполняли некоторые должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун и другие, а также высшие представители православной церкви - епископ и игумен (настоятель).
В начале этого периода термина «государство» не существовало и не употреблялось. В 9-12 веках чаще всего использовался термин «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр - славный город. В этот период преобладали мелкие государства-княжества, которые по мере развития феодальных отношений объединялись под протекторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению. Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.
По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администрации. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена.
Идеологической
основой существующей власти
было православие. Церковь и
духовенство активно
Феодалы князья
бояре
феодально-зависимое население духовенство
3.Основные черты раннефеодального права Беларуси
Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные государством. По мере формирования государства складывалось и право, преимущественно из обычаев и норм поведения, выгодных господствующему классу. Результатом стала несовместимость права и справедливости. По мере того, как усиливалось напряжение в обществе, возникла необходимость в более четком определении всех сторон общественной жизни, что можно было сделать только посредством писаного права, нормы которого в определенной мере ограничивали произвол феодальной администрации. Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определенными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писаное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писаного права являлись договоры, грамоты князей. [2, 9].
Обычным
правом в древности регулировались все
правоотношения: структура и
Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризм связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своем воздействием церкви. Церковь придерживалась правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всем свете, раз и навсегда, установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в выступлениях против церкви. Это ограничивало законодательную деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующие нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшим развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в трудоспособности. [2,9-10]
Наиболее древними документами писаного права были грамоты, касающихся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а так же множество договоров белорусских земель с немецкими городами. Так же договора заключались и с греками. [2,10]
С греками было заключено четыре договора:
в 907 году,
когда Олег в походе на греков дошел до
Константинополя, он заставил греков заплатить
выкуп по количеству его воинов, после
чего заключил мир с царями Александром
и Львом. В договоре были отмечены такие
обязательства греков, как
платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидели князья - подручники Олега, давать корм тем русским, кто приходит в Византию, а русским гостям - месячное содержание. Греки же всего лишь прибавили оговорку, чтобы русские не разбойничали в окрестностях Византии и в самой Византии;
в 911 году, в Византии, через послов Олега, был заключен второй договор.
Он имел уже большее юридическое содержании: урегулировал отношения уголовные и гражданские между греками и русскими, находившимися в Византии, взаимный выкуп и возвращение на родину рабов - пленников, международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение;
Информация о работе Белорусская государственность в раннем средневековье