Этапы трансформации государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

трансформацЭЛИЗ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

  Введение          3
1 Этапы трансформаций  государственной собственности  в РК     6
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной  собственности в Республике Казахстан   

   15

3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России   28
  Заключение   37
  Список использованных источников   38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика Казахстана служит подтверждением этой исторической традиции.

      Экономика – это, прежде всего хозяйство. Но там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. С экономической точки зрения хозяин – лицо, вовлекающее объект в экономически процессы, стремящееся использовать его лучшим образом, извлечь из него больше пользы.

      Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Сегодня все мы готовы судиться с государством, которое присвоило и растранжирило наши трудовые сбережения, не выплачивает нам заработанные деньги, пенсии. В этом плане цивилизация не далеко ушла от мира животных, где каждый защищает среду своего обитания, претендует на тот или иной "кусок" или территорию.

      Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию,  существование и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества как, впрочем, и каждого отдельного члена   данного общества.

      Фактор  ограниченности жизненных благ и  экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления каких-то правил контроля над ними. Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, использования абсолютно всеми членами общества. Если бы это было так, то в обществе наступил бы беспорядок.

      Как только человек взял в руки палку, она превратилась не только в орудие труда, но и в его личную палицу, его имущество, собственность. Индивидуальной или групповой, племенной принадлежностью постепенно становится оружие защиты и нападения, орудия и предметы труда, очаг, жилище, одежда, домашнее имущество.

      Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами.

      В быту встречается точка зрения, что  собственность – это взаимоотношение человека и имущества, власть над имуществом. Устремление человека к владению имуществом рассматривается при этом как прирожденный инстинкт.

      Однако  в экономической науке все  больше признается доминирование социальной основы собственности, а не природной. И в этом смысле можно в некоторой степени признать утверждение П.-Ж. Прудона: «Собственность – это кража», - ведь никто не станет возражать, что если одно лицо является владельцем вещью, то другое -  лишено возможности иметь ее в своем распоряжении.

      В каждую историческую эпоху собственность  как экономическая категория отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют сложившейся социально-экономической системе на всех ее уровнях. Проблема о собственности чрезвычайно многостороння и с каждым новым этапом развития экономической мысли обнаруживаются все новые стороны этой проблемы.

      Некоторые её отрицают, другие же наоборот выступают  за немедленное введение. Так нам нужна ли частная собственность или нет? На этот вопрос нельзя ответить сходу, надо разобраться поподробнее в преимуществах и недостатках различных форм собственности.

      Смена политических систем, сопровождаемая соответственно изменением экономического базиса (переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям) на первый план выдвигает проблему основ существования любой экономической формации - вопрос собственности. Эта проблема особенно остро встала в постсоциалистиченских странах. Проблема изменения коренных отношении собственности, а в данной группе стран это преимущественно общенародная (государственная) и колхозно-кооперативная формы собственности, явилась самой острой и самой важной при реформировании системы экономических отношении. Решалась данная проблема приватизацией государственной собственности.

      Итак, целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан. 
 
 
 
 

      1. Этапы трансформаций государственной собственности в РК 

      Переход командно-административной экономической  системы к рыночной состоит в  преобразовании основных общественных институтов: экономических, политических и социальных. В экономической  сфере преобразования начались с  трансформации отношений собственности. Трансформацию собственности определяют как процесс замены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобными элементами другой системы.

      В любой экономической системе  отношения собственности юридически оформлены в права собственности, что позволяет их изменять путем корректировки законодательства. В Казахстане в 90-е гг. значительная часть объектов государственной собственности на факторы производства была передана в частные руки на основании законов о приватизации.

      Термин  «приватизация» (от лат. privatus - частный) появился в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государственной (королевской или царской) собственности в частные руки известен со времен Французской революции, в России - с правления Петра I. Единого определения приватизации в западной литературе нет, ее рассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется с разгосударствлением. В российской экономике переходного периода эти два термина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектов государственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением - сокращение экономической власти государства, превращение его в одного из субъектов рыночной экономики.

      Следует отметить, что эти два понятия  неразрывно связаны: разгосударствление подразумевает приватизацию, а с  утратой значительной части объектов собственности происходит разделение собственности и власти: государство  теряет экономическую власть, сохраняя функции правового обеспечения экономики, и становится одним из хозяйствующих субъектов. В понятие «разгосударствление» входят и изменения в деятельности государственных предприятий, которые в рыночной экономике функционируют как самостоятельные субъекты с правом коммерческой деятельности.

      Казахстанская приватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроек экономической системы в мире.

      При проведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:

      - формирование широкого слоя собственников, заинтересованных в развитии производства;

      - привлечение реальных инвестиций в производство;

      - качественное повышение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма страны;

      - обеспечение социальной защиты населения и гарантирование права собственности и др.

      Законом были определены следующие способы  приватизации: купля-продажа предприятий  по конкурсу или на аукционе, продажа  долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после их преобразования в акционерные общества.

      Учитывая взаимообусловленность политического либерализма и экономического либерализма, в сфере достижения эффективной экономики были предприняты беспрецедентные для нашей страны шаги: проведена широкомасштабная приватизация, заложена основа для совершенно новой налоговой системы, созданы условия для формирования отечественного предпринимательства, образована современная банковская система, завоевана ниша в системе внешних мирохозяйственных связей, перестроены экономические отношения на селе, наработан опыт решения широкого спектра задач государственного строительства от национальных вооруженных сил до создания посольств за рубежом. 

      К числу таких успехов, определяющих облик современного Казахстана за минувшие 14 лет, относится гармоничное развитие как сырьевой, так и обрабатывающей составляющих экономики республики. 

      В 1991 г. происходили процессы поиска новой  модели рентабельной экономики (хозрасчет, кооперативы). Имела место непривычная  для экономики социализма инфляция. Ведущая роль обрабатывающей индустрии была налицо: соотношение добывающей и обрабатывающей отраслей в общем объеме промышленного производства составила соответственно 11% и 89%.. 

      1992 - 1993 гг. Основная характеристика  экономических процессов этого  периода - разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, вытеснение Казахстана из рублевой зоны и единого промышленного комплекса. Для индустриальной сферы это означало разрыв производственных связей, потерю рынков сбыта. 

      Экономике первой половины 90-х годов были свойственны гиперинфляция, ущербность производства по сравнению с коммерческими предприятиями, переток капиталов из производственной в коммерческую сферу, наплыв товаров импортного производства, неконкурентоспособность отечественной продукции, массовое банкротство, остановка предприятий, сокращения и безработица. 

      Нужно отметить, что добывающая промышленность была относительно застрахована от таких  потрясений хотя бы тем, что свое сырье добывала самостоятельно. 

      1994 - 1995 гг. Происходит разгосударствление и приватизация крупнейших предприятий республики, привлечение иностранных инвесторов и управляющих, формирование финансовой системы, основанной на национальной валюте - тенге. 

      В сырьевые отрасли в этот период наиболее охотно шли инвесторы. В 1994 г. 82,5% прямых иностранных инвестиции пришлось на нефтегазовый комплекс, в 1995 г. в эту же отрасль было направлено 32%, 35% - в цветную металлургию, 10,4% - в черную. 

      1996 - 1999 гг. можно охарактеризовать как  период неустойчивой стабильности. Если в 1992 г. в общем объеме промышленного производства продукция добывающих предприятий составляла 19,7%, в 1995 г. - 28%, в 1999 - 36,1%, то в 2000 - уже 45,5%. Для обрабатывающей промышленности, включая производство и распределение электроэнергии, газа и воды, эти данные составляют, соответственно, 80,3%, 72%, 63,9% и 54,5%. 

      В целом, за первые 8 лет независимости  на долю "сырьевиков" пришлось три  четверти объема прямых иностранных  инвестиций (47,5% - в нефтегазовую oтpacль, 24,1% - в цветную металлургию, 4,4% - в черную), в то время как в энергетический комплекс было вложено 4,3%, в пищевую промышленность - 3,4%, в связь - 2,7%. 

      Добывающая  промышленность становится главным  источником национального дохода: в 1995 г. она обеспечивает 48,6 % всей экспортной выручки, в 1998 - 65,3%, в 2000 г. - 71,5%. 

      Примечательно, что производственные показатели добывающей промышленности не были обеспечены за счет или в ущерб обрабатывающей промышленности. 

Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности