Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.
Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников
Сразу
по окончании ваучерной
Можно утверждать, что в результате приватизации в российской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.
Приватизация
является очень важным, но лишь элементом
в преобразовании экономической
системы. Чтобы трансформация
Стратегическими целями экономической, политики на следующих этапах являются: достижение устойчивого экономического роста, развитие и поощрение конкуренции, увеличение темпов роста инвестиций, осуществление дальнейших институциональных преобразований, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, рост доходов и потребления населения.
Дальнейшая тактика реформ предусматривает решение задач, соответствующих указанным целям: удержание темпов инфляции на уровне 5—8% в год, устранение дефицита госбюджета, структурную реформу и реформу предприятий, реформу социальной сферы, привлечение инвестиций, прекращение долларизации экономики и утечки капитала, укрепление экономических и финансовых позиций субъектов РФ и т. п.
Спустя пять лет после целенаправленной и быстро проведенной ваучерной приватизации в России появились первые признаки изменения институциональной структуры в результате упрочения негосударственного сектора экономики. По данным Госкомитета по приватизации, указанные изменения проявились в следующем:
- сформировался корпоративный сектор экономики, в котором на 01.01.95 г. насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных АО;
- началось формирование первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
- возникли такие институты рыночной инфраструктуры, как инвестиционные компании и фонды, чековые и пенсионные фонды, страховые компании и коммерческие банки;
- появился новый социальный слой — частные собственники, акционеры и пайщики;
- более 10 % акций в приватизированных предприятиях принадлежали иностранным инвесторам.
Произошедшие
изменения привели к
Отраслевая структура промышленности в России сложилась в период функционирования централизованной экономической системы и характеризовалась преобладанием отраслей подразделения общественного воспроизводства. Так, в промышленности Ростовской области доля производства средств производства достигала в 1993 г. 73%. Такой характер отраслевой и воспроизводственной структур обусловили глубину трансформационного спада в экономике, наступившего в начальный период рыночных преобразований. Были утеряны устойчивые рынки сбыта продукции машиностроительных отраслей, резко сократился госзаказ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Предприятия легкой промышленности, использовавшие устаревшие технологии, оказались неконкурентоспособными в условиях насыщения рынка импортными товарами. В Ростовской области падение производства в промышленности достигло максимального уровня в 1997 г. — 72 % по сравнению с 1990 г., тогда как в промышленности РФ в целом около 50%. При этом наибольшая глубина падения отмечена в химической и нефтехимической промышленности — на 89,2 %, в легкой промышленности — на 88,7%, в машиностроении и металлообработке — на 81,4%. На 3/4 оказалось сокращено производство на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на 2/з в промышленности строительных материалов, почти па 70 % в черной и цветной металлургии и пищевой промышленности, почти наполовину — втопливной промышленности. Наименьшее падение производства зафиксировано в электроэнергетике — на 16,1 %.
Спад производства вызывал необходимость структурной перестройки, направленной на повышение эффективности производства за счет оптимизации производственного потенциала наиболее работоспособных и ликвидации высокозатратных и неперспективных звеньев. Реструктуризация экономической единицы любого уровня представляет собой целостный комплекс мер рыночной организации производственно-коммерческой деятельности предприятия. Это маневр финансами, производственной номенклатурой, менеджментом, основными средствами, акционерным капиталом, долговыми обязательствами, направленность на освобождение от лишних затрат и проч.
Правовые основы приватизации государственного имущества в Республике Казахстан в настоящее время определяются Указом Президента РК, имеющим силу Закона «О приватизации», от 23 12. 1995 года.
Таким образом, приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника в рамках специальных процедур, установленных Указом Президента РК, или в порядке, им определяемом.
При приватизации происходит преобразование государственной собственности в частную.
Следует отметить, что Закон о приватизации имеет весьма ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, находящихся в исключительной государственной собственности. К таким объектам относится, например, земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др.
Некоторые из перечисленных объектов вообще не подлежат приватизации. Таким объектом является, например, государственный материальный резерв. Другие же могут быть приватизированы в соответствии с иными законодательными актами.
Действующая
государственная программа
Национальная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества, основы приватизации муниципального имущества.
Следует
иметь в виду, что вышеуказанные
основные положения применяются при
проведении приватизации объектов собственности,
в том числе земельных участков, в случаях,
если населением образований
непосредственно или органами
местного самоуправления, действующими
в пределах их компетенции, установленной
Законом РК «О местных представительных
органах РК», определены другие порядок
и условия приватизации таких объектов.
Заключение
Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.
Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.
В социально-экономической литературе широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.
Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий).
Можно сделать вывод, что приватизация в Казахстане была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.
Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности