Этапы трансформации государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

трансформацЭЛИЗ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Сразу по окончании ваучерной приватизации, которая закончилась к 1994 г., в  структуре российской собственности  была высока доля инсайдеров (в данном случае — работников предприятия), что объясняется существенными льготами, которые были предоставлены трудовым коллективам программой приватизации. Но трудовые коллективы не смогли объективно оценить происходящие процессы трансформации собственности, организоваться и стать не номинальными, а реальными собственниками. Ускоренно-принудительный характер приватизации обеспечил лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически не повлияв на стимулы предпринимательской или деловой активности. Первичное размещение акций приватизированных предприятий было кратковременным этапом закрепления прав собственности, за ним последовали вторичные операции купли-продажи ценных бумаг, приведшие к обратной концентрации первоначально распыленного в ходе ваучерной приватизации акционерного капитала. В течение пяти лет после ваучерной приватизации трудовые коллективы продали около 40% своих акций. Особенно интенсивно шла продажа акций тех предприятий, где коллективы имели контрольные пакеты. К 2005 г. под контролем инсайдеров осталось около 25% промышленных предприятий, а остальные перешли под контроль аутсайдеров (внешних собственников), в первую очередь естественных монополий и финансовых структур, зачастую аффилированных с государственными органами.

     Можно утверждать, что в результате приватизации в российской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.

     Приватизация  является очень важным, но лишь элементом  в преобразовании экономической  системы. Чтобы трансформация собственности привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимо создание рыночной среды, адекватной частной собственности на факторы производства.

     Стратегическими целями экономической, политики на следующих  этапах являются: достижение устойчивого  экономического роста, развитие и поощрение конкуренции, увеличение темпов роста инвестиций, осуществление дальнейших институциональных преобразований, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, рост доходов и потребления населения.

     Дальнейшая  тактика реформ предусматривает  решение задач, соответствующих  указанным целям: удержание темпов инфляции на уровне 5—8% в год, устранение дефицита госбюджета, структурную реформу  и реформу предприятий, реформу  социальной сферы, привлечение инвестиций, прекращение долларизации экономики и утечки капитала, укрепление экономических и финансовых позиций субъектов РФ и т. п.

     Спустя  пять лет после целенаправленной и быстро проведенной ваучерной  приватизации в России появились  первые признаки изменения институциональной структуры в результате упрочения негосударственного сектора экономики. По данным Госкомитета по приватизации, указанные изменения проявились в следующем:

     - сформировался корпоративный сектор экономики, в котором на 01.01.95 г. насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных АО;

     - началось формирование первичного и вторичного рынка ценных бумаг;

     - возникли такие институты рыночной инфраструктуры, как инвестиционные компании и фонды, чековые и пенсионные фонды, страховые компании и коммерческие банки;

           - появился новый социальный слой — частные собственники, акционеры и пайщики;

     - более 10 % акций в приватизированных предприятиях принадлежали иностранным инвесторам.

     Произошедшие  изменения привели к макроэкономической нестабильности и потребовали второго этапа институциональной трансформации — корректировки несовершенства рыночных отношений, наиболее отчетливо проявившихся в высоких темпах инфляции. В переходной экономике традиционные методы борьбы с инфляцией, устраняющие ее причины, не эффективны из-за воздействия факторов немонетарного долгосрочного характера, в первую очередь отраслевой диспропорциональности экономики, затрудняющей эластичность предложения и сохраняющей неравновесие между спросом и предложением. В мировой экономической практике пропорции отраслевой структуры складываются под воздействием двух сил; стихийной (изменения нормы прибыли, вызываемые динамикой потребностей и технологической базы производства) и целенаправленной структурной политикой государства. В России в рамках структурной политики Правительства Российской Федерации предусмотрен процесс реструктуризации, при котором происходит свертывание и перепрофилирование устаревших или недееспособных отраслей, оживление и развитие перспективных видов деятельности.

     Отраслевая структура промышленности в России сложилась в период функционирования централизованной экономической системы и характеризовалась преобладанием отраслей подразделения общественного воспроизводства. Так, в промышленности Ростовской области доля производства средств производства достигала в 1993 г. 73%. Такой характер отраслевой и воспроизводственной структур обусловили глубину трансформационного спада в экономике, наступившего в начальный период рыночных преобразований. Были утеряны устойчивые рынки сбыта продукции машиностроительных отраслей, резко сократился госзаказ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Предприятия легкой промышленности, использовавшие устаревшие технологии, оказались неконкурентоспособными в условиях насыщения рынка импортными товарами. В Ростовской области падение производства в промышленности достигло максимального уровня в 1997 г. — 72 % по сравнению с 1990 г., тогда как в промышленности РФ в целом около 50%. При этом наибольшая глубина падения отмечена в химической и нефтехимической промышленности — на 89,2 %, в легкой промышленности — на 88,7%, в машиностроении и металлообработке — на 81,4%. На 3/4 оказалось сокращено производство на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на 2/з в промышленности строительных материалов, почти па 70 % в черной и цветной металлургии и пищевой промышленности, почти наполовину — втопливной промышленности. Наименьшее падение производства зафиксировано в электроэнергетике — на 16,1 %.

     Спад  производства вызывал необходимость структурной перестройки, направленной на повышение эффективности производства за счет оптимизации производственного потенциала наиболее работоспособных и ликвидации высокозатратных и неперспективных звеньев. Реструктуризация экономической единицы любого уровня представляет собой целостный комплекс мер рыночной организации производственно-коммерческой деятельности предприятия. Это маневр финансами, производственной номенклатурой, менеджментом, основными средствами, акционерным капиталом, долговыми обязательствами, направленность на освобождение от лишних затрат и проч.

     Правовые  основы приватизации государственного имущества в Республике Казахстан  в настоящее время определяются Указом Президента РК, имеющим силу Закона «О приватизации», от 23 12. 1995 года.

     Таким образом,  приватизация означает продажу  государственного имущества в собственность  физическим, негосударственным юридическим  лицам, производимую по воле государства  как собственника в рамках специальных  процедур, установленных Указом Президента РК, или в порядке, им определяемом.

     При приватизации происходит преобразование государственной собственности в частную.

     Следует отметить, что Закон о приватизации имеет весьма ограниченную сферу  действия и не распространяется на приватизацию объектов, находящихся в исключительной государственной собственности. К таким объектам относится, например, земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный жилищный  фонд, объекты социального и культурного назначения и др.

     Некоторые из перечисленных объектов вообще не подлежат приватизации. Таким объектом является, например, государственный материальный резерв. Другие же могут быть приватизированы в соответствии с иными  законодательными актами.

     Действующая государственная программа приватизации утверждена Указом Президента Президентом Казахстан об утверждении Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан.

     Национальная  программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества, основы приватизации муниципального имущества.   

     Следует иметь в виду, что вышеуказанные  основные положения применяются при проведении приватизации объектов собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением    образований  непосредственно  или  органами   местного самоуправления, действующими в пределах их компетенции, установленной Законом РК «О местных представительных органах РК»,  определены другие порядок и условия приватизации таких объектов.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

    Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

    Общественная  мысль всегда уделяла большое  внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

    Собственность принадлежит к числу таких  понятий, вокруг которых на протяжении  многих  веков  скрещиваются лучшие умы человечества.

    В социально-экономической литературе широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной  общественной  формы  или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.

    Формы собственности представляют собой  различные комбинации признаков (правомочий).

    Можно сделать вывод, что приватизация в Казахстане была осуществлена в  радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

    Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.

 

      Список использованных источников

 
      
  1. Алма-Атинская декларация // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и правительств СНГ, 2010, № 1, С. 15;
  2. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С.95-99.
  3. Ахмедов А. Вступление в ВТО и рынок труда. – Москва, 2009. – 36с.
  4. Андрианов А. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО // Маркетинг. 2009. № 2. С.3-16
  5. Друзик Я.С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2008. – 528 с.
  6. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 4. С.29-34.
  7. Исингарин Н. Интеграция: новые шаги // Независимая газета, 16.12.2008.
  8. Кузяев К. Вступление в ВТО // Общество и экономика. 2009 № 2. С. 136-143.
  9. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2008. с. 75-87.
  10. Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2007. с. 84-104.
  11. Плисецкий Д.Е. Вступление России в ВТО // Банковское дело. 2009.№ 1. С. 15-19
  12. Разумнова Л. Россия – ВТО: интересы российских экспортеров // Мировая экономика и международные отношения. 2009 № 10. С.17-23.
  13. Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2007г. с.114.
  14. Резников Л. Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? «Российский экономический журнал» - №5, 2009 г. с.42.
  15. Совместное заявление глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан (Ашхабад, 5-6 января 1998 года) //Российская газета, 17.01.1998.
  16. Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: есть ли у них будущее? - http://www.centrasia.ru/
  17. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А. С.. – М: Юрист, 2009. с. 71-74; 663-669.
  18. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Базнева Н. И., Турко С. П.. М Н: БТЭУ, 2009. с.71-82.
  19. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2008. с. 47-68.
  20. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2009. с. 67-75.
  21. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2008. с.131-150.
  22. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаева И. П. М: Проспект, 2008. с. 157-175.

Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности