Этапы трансформации государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

трансформацЭЛИЗ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Преобразование  государственного предприятия в  акционерное общество осуществляется по совместному решению  коллектива и уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и  коллектива предприятия.  На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.  Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия. С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество, имеет право на их продажу в установленном порядке. Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов. Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя. Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться сроком начала приватизации; источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями; периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;

     - ставом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.). Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп. Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации.  Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

     - Преобразование государственных   предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в   государственной  собственности;

  • продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акцио нерных обществ их работникам;
  • продажа государственного  имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых  акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • выкуп арендованного государственного  имущества;  
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве  вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • отчуждение находящихся в государственной  собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в пользу владельцев государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.   

     В некоторых случаях способ приватизации определен другими статьями  Закона о приватизации. Так, продажа предприятия  как имущественного ком плекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционер ного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала  этого общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

     Данный  способ применяется в основном при  приватизации крупных предприятий  соответствующим органом по управлению имуществом создастся комиссия по приватизации, куда входят представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников предприятия, антимонопольного органа.   

     Комиссия  осуществляет подготовку предприятия к преобразованию, которая состоит в проведении инвентаризации, аудиторской проверки. Комиссия рассматривает план приватизации, подготовленный представителями работников. В плане приватизации должны быть определены:

  • срок преобразования;   
  • величина уставного капитала открытого акционерного общества;   
  • льготы, предоставляемые работникам;   
  • категории (типы) акций, их номинальная стоимость.

     При определении в плане приватизации начальной цены акций, находящихся  в  собственности, используют либо номинальную стоимость этих акций, либо, в случае привлечения независимых оценщиков, отобранных на конкурсной основе, в качестве базисной величины могут быть использованы представленные ими данные и  способы и сроки продажи акций.   

     План  приватизации утверждается соответствующим органом по управлению имуществом по согласованию с общим собранием работников предприятия. Приватизация предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.    После завершения работы комиссии соответствующие органы по управлению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления.    Законом введены некоторые ограничения в отношении распоряжения имуществом предприятия и увольнения работников на период проведения приватизации Акционеры наделены правом получения информации о деятельности общества, знакомится с данными бухгалтерского учёта и отчётности, другими документами деятельности общества.  Одновременно работники - участники акционерного общества - обязаны вносить вклады (оплачивать акции) в порядке, размере и способом, предусмотренными учредительными документами. Вклад члена трудового коллектива АО - это также стоимостной эквивалент части имущества, которое выделяется и даёт ему право на управление предприятием и получение части прибыли.  Для приватизации своего предприятия работники могут использовать следующие виды личных средств: личные сбережения; именные приватизационные чеки; часть чистой прибыли, переданной в собственность членов коллектива общества и зачисленной на их лицевые счета в соответствии с Законом "О предприятиях в Республике "; заработную плату; дивиденды, полученные на акции; любые другие доходы. Необходимость определения вклада каждого члена коллектива общества вызвана тем, что реальный хозяин - собственник - формируется тогда, когда собственность разделена между всеми участниками и каждый знает размер своего вклада и вытекающего из этого права. Вклад члена трудового коллектива арендного, коллективного, акционерного предприятия формируется из двух частей:  суммы вклада работника на дату создания предприятия нового типа: доли работника в ежегодном приросте имущества предприятия после его приватизации. .В случае увольнения с предприятия каждый работник может получить сумму своего вклада или завещать его наследникам.

     3. Сравнительная характеристика законодательной РК и России 

     Российская  приватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроек экономической системы в мире. Ее началом послужили закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и Постановление Верховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».

     Законом были определены следующие способы  приватизации: купля-продажа предприятий  по конкурсу или на аукционе, продажа  долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившаяся в России политическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждому гражданину России досталась доля государственной собственности. На первом этапе приватизации населению, не имевшему денег на покупку объектов собственности, в качестве средства платежа раздали приватизационные чеки - ваучеры. Население России получило 146,064 млн ваучеров, которые использовали следующим образом:

     - для подписки на акции своего предприятия (почти 26 млн чеков);

     - для участия в чековом аукционе;

     - для покупки акции чекового инвестиционного фонда (60 млн чеков);

     - для продажи (приблизительно четверть всех ваучеров была продана).

     Для выбора метода приватизации всероссийские  предприятия были разделены на мелкие (с балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн рублей) и крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные — преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее — ОАО). Интересы-государства при преобразовании предприятий представляло Правительство РФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Им было предоставлено право определять условия закрепления в федеральной собственности пакетов акций в 51 % и 25,5 % или «золотой акции», предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии решений собранием акционеров).

     В ходе российской приватизации были использованы три варианта акционирования, право  выбора которых предоставлялось трудовым коллективам. По первому варианту трудовому коллективу безвозмездно передавалось 25 % привилегированных акций, но на сумму не более 20 минимальных размеров месячной заработной платы на одного работника; 10% обыкновенных акций, но на сумму не более 6 минимальных размеров месячной заработной платы на одного работника, продавалось трудовому коллективу со скидкой 30% от номинальной стоимости и рассрочкой на три года, а 5 % акций по номинальной стоимости продавалось руководителям предприятия. Первый вариант был выбран для приватизации предприятий с высокой капитализацией. При его использовании около 60% акций оставалось в распоряжении государства, некоторая часть из них впоследствии была продана на аукционах за приватизационные чеки, другая поступила на свободный фондовый рынок, но в большинстве случаев государство оставило за собой пакет, достаточный для полного контроля над предприятием.

     Второй  вариант давал трудовым коллективам  возможность приобрести по закрытой подписке 51 % от уставного капитала по цене, близкой к номиналу, оставшаяся часть акций переходила в распоряжение государства, в том числе для продажи на аукционах. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5 % акций от уставного капитала. Данный вариант приватизации использовался на предприятиях с невысокой капиталоемкостью, так как обеспечивал совпадение интересов трудового коллектива, получающего максимальную, по сравнению с другими вариантами, долю акций, и руководства предприятий, получающего возможность фактически контролировать предприятие.

     По  третьему варианту предусматривалось  создание инициативной группы, заключающей  договор на недопущение банкротства  предприятия, по окончанию которого членам группы предоставлялось право  на приобретение 20% обыкновенных акций.

     Ваучерная приватизация осуществлялась полтора года, а с 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В период 1992—1997 гг. среди способов приватизации преобладали акционирование, выкуп арендованного имущества и продажа па коммерческом конкурсе, а с 1998 г. доминирующим способом становится продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе.

     Уже к 1995 г. общественный сектор производил менее половины ВВП России. С 1995 г. государство продолжает проводить политику приватизации, хотя и менее интенсивную, по отношению к предприятиям, исключенным из программы массовой приватизации, а также к компаниям с закрепленными в государственной собственности или остаточными пакетами акций. Во многих предприятиях, приватизированных после 1994 г., Правительство РФ сохранило «золотую акцию» или пакет акций. Доля предприятий, приватизированных с сохранением участия государства, была намного выше, чем в период массовой приватизации. В 1997 г. вступил в силу второй закон о приватизации, который не устанавливал точных сроков закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических предприятий. Все государственные пакеты, имевшие к середине 1997 г. статус закрепленных на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные.

     В результате приватизации к 2004 г. доля государственных  предприятий в общем числе  предприятий составила 9,8%. Информация о размере и количестве относящихся  к государственной собственности  пакетов акций крайне скудна. Поданным Российского фонда федерального имущества, в 2001 г. фонд распоряжался 2400 пакетами акций, из которых приблизительно 1/3 была представлена пакетами из менее чем 10 % акций, 1/3 — пакетами от 10 до 25%, а остальные пакеты были крупнее 25%. В 55 компаниях РФФИ владел 100% акций. По состоянию на 01.01.2005 г. в собственности Российской Федерации на 01.01.2005 г. находятся акции 3 767 акционерных обществ. Дополнительно Российская Федерация осуществляет контроль деятельности 284 акционерных обществ, в которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»).г

Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности