Этапы трансформации государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

трансформацЭЛИЗ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)
y">      2000 г. - год высоких макроэкономических  показателей. Его главная характеристика - попытка переориентации доходов добывающих отраслей на реабилитацию обрабатывающих отраслей промышленности, выразившаяся в программе импортозамещения. Наблюдаются определенные результаты: 300 млн.долл.США направлены на контракты с казахстанскими подрядчиками, вновь запущено около 1500 средних и крупных предприятий. 

      Таким образом, добывающая индустрия Казахстана сыграла роль "спасательного круга" для экономики в первые годы независимости. 

      Основная  макроэкономическая стратегия страны на ближайшие годы предполагает, наряду с развитием отечественного реального сектора и производства, уверенный выход Казахстана на мировой рынок. Идеи гармоничного и диверсифицированного развития отечественного реального сектора собственными силами при взаимодействии с внешнеэкономическим окружением позволят учитывать те коренные перемены, которые произошли в мировой экономике за последние годы. 

      Именно  такие подходы позволили сохранить  внутреннюю и внешнюю стабильность для нашей страны, набрать самый  высокий темп экономического роста среди стран СНГ: ВВП в 2000 году увеличился на 9,5%. Прирост промышленного производства составил 14,6%, в том числе в горнодобывающей отрасли - 21,5%, в обрабатывающей - 15,6%, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 5,5%. Уровень инфляции в конце года составил 9,8% против 17,6% в 1999 году. Внешнеторговый оборот вырос на 35%, в том числе экспорт - на 48%, импорт - на 20%. Сальдо торгового баланса по сравнению с 1999 годом выросло в 4 раза, составив 1,6 млрд.долл.США. Реальные доходы населения выросли примерно на 6%. На 29% в 2000 году вырос объем инвестиций. Кредитование реального сектора экономики банками второго уровня увеличилось примерно на 70%. 

      Соотношение золотовалютных резервов Национального  банка страны и денежной массы позволяет обеспечивать стабильность казахстанской валюты - тенге. Национальный банк осуществляет политику регулируемого обменного курса тенге по отношению к твердым валютам. 

      Золотовалютный  резерв Республики Казахстан по состоянию  на 1 января 2001г. вырос по сравнению с 1994 г. более чем в 3 раза. Если отношение золотовалютных резервов к ВВП в Казахстане до 1998 г. составляло около 6%, то в 1999-2000 гг. данное соотношение достигло 11 % (для сравнения в России - всего 3%). 

      Внешнеторговая  политика предусматривает развитие экспортоориентированных производств, увеличение объемов реализации традиционных товаров за счет продвижения их на новые рынки, улучшение структуры экспорта, повышение конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке. Торговая политика, направленная на поддержку отечественного производителя, будет осуществляться путем создания условий: 

      · для ввоза высокотехнологичных  инвестиционных товаров, позволяющих  стимулировать реструктуризацию промышленности; 

      · для применения антидемпинговых, компенсационных и защитных мер; 

      · для улучшения системы налогообложения  экспортно-импортных операций; 

      · для совершенствования тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли; 

      · для совершенствования информационной, правовой и нормативной базы торговли. 

      Казахстан как страна, на территории которой  расположен крупнейший в мире космодром "Байконур", является активным участником ряда ракетно-космических проектов. Это: 

      · коммерческое использование конверсионной ракеты "Днепр";

      · создание нового носителя класса "Содружество"; 

      · модернизация носителя "Союз" и  создание на его базе нового носителя "Ямал". 

      Подтверждением  международного признания успехов  Казахстана в последовательном проведении рыночных преобразований и либерализации  экономики служит решение Совета Европейского Союза о внесении поправок в антидемпинговое законодательство, принятое 9 октября 2000 года. В соответствии с данным решением ЕС признает Казахстан как государство с рыночной экономикой. 

      Экономические параметры, заложенные в "Стратегии развития Казахстана до 2030 года", на данном этапе реализованы. Управление страной осуществляется из новой столицы - Астаны. 

      Сегодня Казахстан ежегодно добывает 32 млн. тонн нефти, а через 10 лет выйдет на 100 - миллионный рубеж. Развивается, как залог будущего, стратегическая инфраструктура водных и воздушных портов страны, дорог и мостов. 

      В частном секторе страны выпускается  более 75% продукции. Экономика стала  многоукладной. Если в 1995 году на предприятиях с частной формой собственности было занято 2,4 млн. человек, то к 2000 году - 4 млн. человек. Зарегистрировано более 100 тыс. частных предприятий, в том числе - 1681 крупное производство, что составляет более 80% от общего числа зарегистрированных предприятий. В стране 348 тысяч субъектов малого предпринимательства, где занято 1,5 млн. человек или почти четверть общей численности занятых. 

      Перед казахстанским правительством среди  первоочередных на ближайшую перспективу  стоят такие задачи, как проведение гибкой макрополитики, становление национального фонда по преодолению кризисных ситуаций, завершение приватизации к 2001-2002 гг., выработка совместно с профсоюзами и работодателями целостной Концепции социальной политики, повышение благосостояния казахстанцев, создание механизмов выведения права землепользования в рыночный оборот, рост инвестиций в сфере модернизации и строительства объектов индустрии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, транспорта, высокотехнологических производств. В целом, за 5 лет намечен рост реального ВВП на 30%. 

      Казахстан придерживается 10 принципов стратегии  экономического роста: ограниченное прямое вмешательство государства в  экономику, макроэкономическая стабильность, дальнейшая либерализация цен, открытая экономика и свободная торговля, укрепление институтов частной собственности, приватизация и обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций, разработка и рациональное использование энергетических и других природных ресурсов, формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства. 

      В условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов особое значение для Казахстана приобретает привлечение иностранных  инвестиций. Политика правительства  в этой сфере ориентирована на привлечение иностранного капитала путем создания комплекса стимулирующих факторов. 

      Сегодня международные эксперты оценивают  извлекаемый ресурсный потенциал  Казахстана в 8,7 триллиона долларов. Для того, чтобы освоить эти  природные запасы, необходимо вложить  порядка 500 млрд.долл.США. 

      В республике созданы институциональные основы для инвестирования. Сформирована инфраструктура ценных бумаг. При Президенте РК создан Совет иностранных инвесторов. Разработана законодательная и нормативная база деятельности инвесторов. 

      Важнейшим условием привлечения в экономику страны иностранных капиталов является гибкая, учитывающая интересы зарубежных инвесторов, законодательная система. Такая система в Казахстане есть. Ее элементы - это принятые в республике Гражданский и Налоговый кодексы, законы об иностранных инвестициях, о господдержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о банках и банковской системе, о нефти, о земле, о недрах и недропользовании, о страховании и ряд других. 

      Инвестиционная  деятельность в стране регулируется свыше 30 законодательными и нормативными правовыми актами. Они предусматривают гарантии по защите инвестиций и государственную поддержку в форме предоставления льгот и преференций. Международными экспертами инвестиционное законодательство в республике признано как самая либеральное в сравнении с законодательными актами стран СНГ и Восточной Европы. 

      Благодаря проведению последовательной инвестиционной политики в рамках государственной  Программы привлечения прямых инвестиций, Казахстан является сегодня одним из лидеров среди стран с переходной экономикой по привлечению прямых инвестиций на одного жителя. 

      Для достижения устойчивого развития экономики  были определены приоритетные секторы  в государственной инвестиционной программе: сельское хозяйство; легкая промышленность; машиностроение; пищевая промышленность; электроника; нефтеперерабатывающая промышленность; строительство, включая объекты города Астаны, жилье, объекты социальной сферы и туризма. 

      Большая часть (58,5%) инвестиций в Казахстане направляется в нефтегазовый сектор. 

      С 1995 по 1999 годы экономикой Казахстана освоено 7.109,8 млн.долл.США прямых иностранных  инвестиций, из которых в 1999 году - 1.578,9 млн.долл.США. Среди стран-доноров  в этой сфере лидируют США, Великобритания и Италия. В 2000 году рост инвестиций составил 29%. 

      Наша  страна заключила на ближайшие 25 лет  инвестиционные контракты на 100 млрд.долл.США. Только в течении предстоящих 10-15 лет заключенные контракты должны принести экономике страны 40 млрд.долл.США. Столько же ожидается от договоров, подписанных в США, по разработке нефтяных месторождений каспийского шельфа. 
 
 
 
 
 

      2. Законодательная  база, отражающая  преобразование государственной  собственности в  Республике Казахстан 

     Первый  этап реформирования собственности  охватывал период с 1991 по 1993 годы. Законодательной базой ему служил Закон Казахской ССР «О разгосударствлении и приватизации».За эти годы более 2500 крупных и около 4000 малых предприятий перешли в негосударственный сектор экономики. В большинстве случаев речь шла не столько о приватизации, сколько о переходе от исключительно государственной к любым смешанным формам собственности (АО, ТОО и т.д.) Полностью частными в эти годы стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление в сфере торговли. Общественного питания и бытового обслуживания.

     В марте 1993 года Президентом Казахстан  был подписан Указ об утверждении  Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан  на 1993-1995 гг. (второй этап). Основной целью  приватизации определялось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению страны национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.

     Реализация  этой цели  предполагала решение  следующих задач:

  • ускоренное формирование рыночно ориентированных хозяйственных структур путем осуществления акционирования большинства государственных предприятий, проведение малой приватизации объектов государственной собственности, создание условий для участия всех слоёв населения в приватизации;
  • формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;
  • создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;
  • развитие малого и среднего бизнеса;
  • внедрение индивидуальных проектов преобразования крупных и уникальных народнохозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных инвесторов;
  • развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг;

     Предусматривалось привлечение к процессу приватизации основной массы жителей страны. Считалось, что это позволит в достаточной степени включить в него имеющийся в Казахстане частный капитал, развить и укрепить рынок ценных бумаг, систему инвестиционных структур.

     Программой  предусматривались следующие направления  разгосударствления и приватизации:

  • приватизация имущественных комплексов по индивидуальным проектам, разрабатываемым для особо крупных и уникальных объектов;
  • массовая приватизация, охватывающая в основном средние предприятия с численностью работающих о 200 до 5000 тысяч человек;
  • малая приватизация, в рамках которой приватизируются объекты розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также небольшие предприятия с численностью работающих менее 200 человек.

Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности