Этапы трансформации государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

трансформацЭЛИЗ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Формами осуществления малой приватизации были объявлены аукционы или конкурсы с участием физических и негосударственных юридических лиц. При конкурсной реализации  объекта предпочтение должно было отдаваться гражданам Республики Казахстан и работникам приватизируемого объекта при условии образования ими хозяйственного товарищества.

     Для реализации идеи массовой приватизации был разработан механизм, работающий в двух направлениях – с использованием приватизационных купонов (ПИКи) и инвестиционных приватизационных фондов (ИПФ). Считалось, что таким  образом удастся решить две проблемы: осуществить массовую приватизацию и, руководствуясь идеей  социальной справедливости, - бесплатную раздачу хотя бы части «общенародной» собственности всему населению страны.

     ПИКи  предполагалось использовать для обмена на акции инвестиционных приватизационных фондов. Населению были выданы приватизационные купоны (по 100 – на городского и 120 на сельского жителя), которые не имели номинала и, в отличие от российских ваучеров, не являлись ценными бумагами в полном смысле слова. Они не подлежали купле-продаже и могли быть использованы исключительно для вклада в инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ) путем перевода со счёта на счёт.

     Таким образом, в отличие от России казахстанские  граждане оказались огражденными от соблазна быстро и дешево избавиться от своего права на часть приватизируемого государственного имущества.

     Правовые  основы приватизации государственного имущества в Республике Казахстан  в настоящее время определяются Указом Президента РК, имеющим силу Закона «О приватизации», от 23 12. 1995 года.

     Таким образом,  приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника в рамках специальных процедур, установленных Указом Президента РК, или в порядке, им определяемом.

     При приватизации происходит преобразование государственной собственности в частную.

     Следует отметить, что Закон о приватизации имеет весьма ограниченную сферу  действия и не распространяется на приватизацию объектов, находящихся  в исключительной государственной собственности. К таким объектам относится, например, земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный жилищный  фонд, объекты социального и культурного назначения и др.

     Некоторые из перечисленных  объектов вообще не подлежат приватизации. Таким объектом является, например, государственный материальный резерв. Другие же могут быть приватизированы в соответствии с иными  законодательными актами.

     Действующая государственная программа приватизации утверждена Указом Президента Президентом Казахстан об утверждении Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан.

     Национальная  программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества, основы приватизации муниципального имущества.   

     Следует иметь в виду, что вышеуказанные  основные положения применяются при проведении приватизации объектов собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением    образований  непосредственно  или  органами   местного самоуправления, действующими в пределах их компетенции, установленной Законом РК «О местных представительных органах РК»,  определены другие порядок и условия приватизации таких объектов.   

     Действующая программа приватизации содержит классификацию  объектов по возможности их приватизации, определяет способы приватизации и льготы для работников приватизируемых предприятий, порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества, порядок и нормативы распределения денежных средств, поступивших от приватизации.    Помимо  Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

     Разгосударствление  и приватизация государственной  собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Казахстан  к рыночным отношениям. Закон "О  приватизации в Республике Казахстан" предусматривает следующие формы собственности : частную - имуществом владеет гражданин, как физическое лицо; коллективную - имуществом владеет группа лиц, коллектив.

     Коллективная  собственность может выступать  в форме арендных и народных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, других организаций и объединений; государственную - имущество принадлежит государству, его народу и от имени народа управляется Кабинетом Министров и местными маслихаты депутатов.  Государственная собственность разделяется на 2 вида : республиканскую и коммунальную.  Закон допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).

     Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам независимо от форм собственности. В республиканской собственности находятся природные ресурсы: земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики. Как было уже выше отмечено, в республиканской собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, её экономическое и социальное развитие. В коммунальной собственности находятся объекты (имущество), принадлежащие административно-территориальным органам. Ими управляют соответствующие местные маслихаты депутатов.

     Переход к рыночным отношениям и эффективное  функционирование рыночного механизма  самоуправления возможны только при  условии, когда основная часть товаропроизводителей - предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных. Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. «При этом очень важно, считает И.В. Ершова, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников».

     Под субъектами приватизации следует понимать  продавцов, покупателями государственного имущества, а также специально созданные государственные органы

     В соответствии с Законом о приватизации  может быть установлен запрет на участие  в приватизации иностранных  физических и юридических лиц, а также  резидентов РК,  имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических или юридических лиц.    Действующая Национальная Программа приватизации также содержит некоторые ограничения на участие иностранных инвесторов в приватизации. В частности,  участие иностранных инвесторов в приватизации объектов и предприятий  торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а так же мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта до пускается только по решению местных органов власти или органов, ими уполномоченных. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов  к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд  стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, радио активных и редкоземельных элементов принимаются Правительством РК  (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов. Не допускается использование иностранных инвестиций при приватизации государственных предприятий, расположенных в границах закрытых территориальных образований.

        Перечень документов, которые обязаны  представить покупатели, определяется законодательством РК. При совершении крупных сделок покупатели представляют справки налоговой инспекции.

     Согласно  Закону РК «О приватизации»,  статье 5 «Объекты приватизации» 

  • «объектом приватизации является государственное имущество, за исключением находящегося в исключительной государственной собственности. Объектом приватизации являются следующие виды государственного имущества:
  1. государственное предприятие и учреждение как имущественный комплекс;
  1. производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация  которых не нарушает замкнутый технологический комплекс;
  2. имущество предприятия;
  3. акции и доли в уставных фондах хозяйственных товариществ».(ст.5 Закона  РК «О приватизации»).

     Особо крупные и уникальные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РК, приватизируются по индивидуальным проектам – одно из направлений приватизации. После утверждения индивидуального проекта Правительством РК его реализацию осуществляет продавец. (ст. 7 Закона РК «О приватизации») Приватизации по индивидуальным проектам подлежали особо крупные предприятия с численностью работающих более 5000 человек.

     Казахстанским  законодательством предусмотрены  общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Казахстан "Об акционерных обществах" акционерным обществом признаётся юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несёт ответственность по обязательствам только своей собственностью. Минимальная величина уставного фонда акционерного общества определяется законодательством Республики Казахстан (ст.8 Закона «Об акционерных обществах».) она составляет 5000 кратный размер месячного расчётного показателя. «При акционерной форме - и она этим хороша - создаётся определённое противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что выступает стимулом саморазвития», считает К.О. Окаев. Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО) Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций. В ОАО акции свободно реализуются акционерами, "Акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" - гласит статья 6  Закона РК "Об акционерных обществах». В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.  В статье 5 Закона РК об акционерных обществах указано: "Акционерные общества являются закрытыми, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом."  Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления.  В Казахстане ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятий путём их преобразования в акционерные общества по решению Госкомитета РК по приватизации. Закрытое акционерное общество создаётся значительно проще небольшим количеством учредителей. Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более. Отсюда и система управления. Если число акционеров невелико, то все вопросы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своём собрании и нет смысла создавать правление. В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление. Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью являются совместные предприятия. На них на территории Казахстана помимо Закона "Об акционерных обществах" распространяется Закон «Об иностранных инвестициях» на территории Республики Казахстан. Совместные предприятия не отличаются от акционерного общества, у них одинаковы юридические права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный размер уставного фонда совместного предприятия. 

Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности