Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:14, курсовая работа
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в РК и взаимодействия государственной и частной собственности, законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан.
Введение
1 Этапы трансформаций государственной собственности в РК
2 Законодательная база, отражающая преобразование государственной собственности в Республике Казахстан
3 Сравнительная характеристика законодательной РК и России
Заключение
Список использованных источников
Формами
осуществления малой
Для реализации идеи массовой приватизации был разработан механизм, работающий в двух направлениях – с использованием приватизационных купонов (ПИКи) и инвестиционных приватизационных фондов (ИПФ). Считалось, что таким образом удастся решить две проблемы: осуществить массовую приватизацию и, руководствуясь идеей социальной справедливости, - бесплатную раздачу хотя бы части «общенародной» собственности всему населению страны.
ПИКи предполагалось использовать для обмена на акции инвестиционных приватизационных фондов. Населению были выданы приватизационные купоны (по 100 – на городского и 120 на сельского жителя), которые не имели номинала и, в отличие от российских ваучеров, не являлись ценными бумагами в полном смысле слова. Они не подлежали купле-продаже и могли быть использованы исключительно для вклада в инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ) путем перевода со счёта на счёт.
Таким образом, в отличие от России казахстанские граждане оказались огражденными от соблазна быстро и дешево избавиться от своего права на часть приватизируемого государственного имущества.
Правовые основы приватизации государственного имущества в Республике Казахстан в настоящее время определяются Указом Президента РК, имеющим силу Закона «О приватизации», от 23 12. 1995 года.
Таким образом, приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника в рамках специальных процедур, установленных Указом Президента РК, или в порядке, им определяемом.
При приватизации происходит преобразование государственной собственности в частную.
Следует отметить, что Закон о приватизации имеет весьма ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, находящихся в исключительной государственной собственности. К таким объектам относится, например, земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др.
Некоторые из перечисленных объектов вообще не подлежат приватизации. Таким объектом является, например, государственный материальный резерв. Другие же могут быть приватизированы в соответствии с иными законодательными актами.
Действующая государственная программа приватизации утверждена Указом Президента Президентом Казахстан об утверждении Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан.
Национальная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества, основы приватизации муниципального имущества.
Следует иметь в виду, что вышеуказанные основные положения применяются при проведении приватизации объектов собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах их компетенции, установленной Законом РК «О местных представительных органах РК», определены другие порядок и условия приватизации таких объектов.
Действующая программа приватизации содержит классификацию объектов по возможности их приватизации, определяет способы приватизации и льготы для работников приватизируемых предприятий, порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества, порядок и нормативы распределения денежных средств, поступивших от приватизации. Помимо Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Казахстан к рыночным отношениям. Закон "О приватизации в Республике Казахстан" предусматривает следующие формы собственности : частную - имуществом владеет гражданин, как физическое лицо; коллективную - имуществом владеет группа лиц, коллектив.
Коллективная собственность может выступать в форме арендных и народных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, других организаций и объединений; государственную - имущество принадлежит государству, его народу и от имени народа управляется Кабинетом Министров и местными маслихаты депутатов. Государственная собственность разделяется на 2 вида : республиканскую и коммунальную. Закон допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).
Кроме
того, имущество может принадлежать
на праве общей (долевой или совместной)
собственности нескольким лицам независимо
от форм собственности. В республиканской
собственности находятся природные ресурсы:
земля, её недра, воздушное пространство
над территорией республики. Как было
уже выше отмечено, в республиканской
собственности находятся также предприятия
и организации, имущество которых обеспечивает
суверенитет, хозяйственную самостоятельность
республики, её экономическое и социальное
развитие. В коммунальной собственности
находятся объекты (имущество), принадлежащие
административно-
Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей - предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных. Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. «При этом очень важно, считает И.В. Ершова, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников».
Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателями государственного имущества, а также специально созданные государственные органы
В соответствии с Законом о приватизации может быть установлен запрет на участие в приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РК, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических или юридических лиц. Действующая Национальная Программа приватизации также содержит некоторые ограничения на участие иностранных инвесторов в приватизации. В частности, участие иностранных инвесторов в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а так же мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта до пускается только по решению местных органов власти или органов, ими уполномоченных. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, радио активных и редкоземельных элементов принимаются Правительством РК (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов. Не допускается использование иностранных инвестиций при приватизации государственных предприятий, расположенных в границах закрытых территориальных образований.
Перечень документов, которые обязаны представить покупатели, определяется законодательством РК. При совершении крупных сделок покупатели представляют справки налоговой инспекции.
Согласно Закону РК «О приватизации», статье 5 «Объекты приватизации»
Особо крупные и уникальные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РК, приватизируются по индивидуальным проектам – одно из направлений приватизации. После утверждения индивидуального проекта Правительством РК его реализацию осуществляет продавец. (ст. 7 Закона РК «О приватизации») Приватизации по индивидуальным проектам подлежали особо крупные предприятия с численностью работающих более 5000 человек.
Казахстанским
законодательством
Информация о работе Этапы трансформации государственной собственности