Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:41, контрольная работа
1. Создание государственности на восточнославянских землях (историография вопроса).
2. Место Киевской Руси в истории восточнославянских земель.
3. Предпосылки создания государственности. Полоцкое княжество в 9-10 веках. Укрепление княжества в 11 веке. Взаимоотношения Полоцка и Киева.
4. Туровская земля в 10-начале 13 века.
Создание государственности на белорусских землях.
План:
Проблема создания государственности на восточнославянских землях давно привлекает внимание историков.
В первых столетиях нашей эры народы, заселяющие восточнославянские земли, уже имели торговые отношения не только внутри своего региона, но и с народами далеких стран, о чем свидетельствуют найденные на территории Беларуси старинно-римские монеты.
Наличие пашенного земледелия, ремесленного производства и торгово-экономических связей в начале нашей эры позволяет сделать вывод о значительном разделении труда.
При решении вопроса о времени происхождения государственности на восточнославянских землях надо выделить время революционного переворота в общественных отношениях, который произошел вслед за переворотом в производственных отношениях. Таким переворотом в производственных отношениях было использование железных орудий труда. Начало производства и использования железных орудий труда на территории Беларуси датируется VII-V вв. до нашей эры. К этому времени можно отнести и устойчивое разделение общества на классы.
На рубеже нашей эры шел процесс становления рабовладельческого строя. Однако этот строй на территории Беларуси не получил своего классического развития. К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные поселения - «паселишча гарадоу - замкау».
Таким образом, становление государственности на восточнославянских землях проходило в течение длительного периода времени (с VII-V вв. до нашей эры до VIII-IX вв. нашей эры) под влиянием экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причины сыграли свою роль [6, 8-9].
В VIII—IX вв. восточные славяне представляли собой ряд союзов племен, имевших общие черты. На территории Беларуси проживали главным образом кривичи, дреговичи и радимичи. Тех кривичей, которые жили в верховьях Западной Двины, вокруг своего главного города Полоцка, древнерусские летописи называли полочанами. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т. е. первоначальное государственное образование. Полочане собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, отправления культовых обрядов, налаживания торговых отношений.
Родство языков, материальной и духовной культуры обусловило при расселении восточнославянских племен сохранение их исторической и этнической самобытности. Единство восточных славян, их общее название неоднократно подчеркивали летописи. В «Повести временных лет» утверждается: «был един народ славянский», «славянский народ и руський одно есть».
Название «Русь», происхождение которого окончательно не выяснено до сих пор, закрепилось скорее всего первоначально за той частью восточных славян, которые жили вокруг Киева, Переяславля, Чернигова. Постепенно оно распространилось на всех славян Восточной Европы и их земли. К вопросу о происхождении термина «Русь» примыкает, в частности, так называемая норманнская теория происхождения русского государства, вызвавшая среди ученых споры, которые, начиная с XVIII в., не прекращаются и по сегодняшний день. Норманнисты не только сводят процессы возникновения Русского государства к интервенции норманнов, но и полагают, что слово «Русь» первоначально означало одно из этническо-племенных объединений варягов, которые передали в дальнейшем свое название славянскому населению, находившемуся под их властью.
Основанием для теории о происхождении государства Русь от варягов в числе других источников послужила «Повесть временных лет», где под 862 г. отмечено: «Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани: и почаша сами в себе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море к варягам, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь... —-Реша руси чудь, словени. и кривичи и весь: «Земля наша и велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Далее из летописи вытекает, что в результате этого приглашения и появился на землях чуди, словен и кривичей Рюрик с братьями и со всей своей Русью.
Впрочем, каковы бы ни были истоки данного названия, бесспорным остается то, что политическая организация восточного славянства, его государственность начали складываться во второй половине I тыс. н. э. и окончательно оформились в X в. Ее центром до середины XII в. был Киев. Поэтому вполне оправданно, что Древнерусское государство принято называть Киевской Русью, которая была государственной организацией всего восточного славянства, в том числе и кривичей (поломан), дреговичей, радимичей. В этот период у восточных славян имело место единство этнографических и социально-экономических признаков, общественного и правового состояния, культурной жизни, территориального расположения.
С X в. у восточных славян заметным становится стирание племенных признаков: как в средствах производства и инвентаре, так и в погребальных обычаях превалируют общие черты. В тоже время археологические материалы говорят об углублявшейся социальной дифференциации. О составе населения Западной Руси в XI—XII вв. можно судить и по «Житии Ефросиньи Полоцкой», где говорится о «князьях и сильных мужах, черноризцах, простых людях». Приводятся в «Житии» и такие названия, как «сильные честные мужи», они же «бояре», «служанины», упомянута кормилица княжны Предславы и ее слуга Михаил.
Люди, занятые сельскохозяйственным трудом, в Древней Руси назывались смердами. Свободные смерды-общинники жили на принадлежавших им землях и платили дань государству. Зависимые смерды делились на четыре разряда: закупы, т. е., взявшие у богатого ссуду («купу»), рядовичи, которые попали в зависимость в результате заключения договора («ряда»), изгои, порвавшие всякие связи с общиной, и прощенники, т. е. вольноотпущенные рабы. Были иногда и рабы («холопы»). Они являлись предметом купли-продажи, их можно было даже убивать. В «Слове», автором которого считают Кирилла Туровского, говорится, что господа «немилосердны на рабов своих или рабынь, и не дают им довольно пищи и одежды, и работой насилуют или иными бедами, и бьют не за дело». Работавшие непосредственно на господина зависимые люди на территории Беларуси назывались челядью,
В XI—XIII вв. усиливается борьба крестьян против феодалов, в руках которых сосредоточивалось все большее количество земель. Известный памятник права этого времени — «Русская правда» — содержит данные о различных проявлениях социальной борьбы — поджогах, порче межевых знаков, нежелании признавать долг, убийствах представителей княжеской администрации. В грамоте полоцкого князя Изяслава (около 1256 г.) говорится о выдаче бежавших «поручникон, должников, холопов».
В X—XI вв. .в наиболее развитых и густонаселенных районах, в местах пересечения важных путей сообщения стали возникать города. В летописях, хрониках и других письменных источниках, относящихся к IX—XIII в.в., названо более 35городов, находящихся на территории Беларуси. Если исходить из документов, то самым древним является Полоцк, который упоминается под 862 г. Затем — Витебск (974), Туров (980), Заславль (985). Упоминания о Друцке, Бресте, Копыси, Браславе, Минске, Орше, Логойске, Дукомле, Пинске относятся к XI в., о Борисове, Слуцке, Славгороде, Новогрудке, Гродно, Кричеве, Клецке, Гомеле, Рогачеве, Брагине, Мозыре, Мстиславле, Чечерске —- к XII в. Города являлись центрами социально-экономической и политической жизни определенных регионов. Как правило, город состоял из укрепленного центра — детинца, окольного города, который также обносился оборонительными сооружениями, и неукрепленных посадских поселений. В городах жили князья и находилась княжеская дружина. В них сосредоточивались также светские и духовные феодалы, сюда стекалось и население, занимавшееся ремеслами и торговлей. В городах были развиты гончарные, бондарные, кузнечные, кожевенно-сапожные, косторезные, ювелирные виды ремесел [10, 33-34].
Летописец Нестор в “Повести временных лет”, отвечая на вопрос “Откуда есть пошла русская земля?”, рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности. Перечисляя отдельные группы славян, он называет их поименно — поляне, древляне, северяне, вятичи, словены и др., а там, где пытается дать им социальную характеристику,— княжествами. После смерти полянского князя Кия, замечает летописец, “почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а деревляхъ свое, а дреговичи свое, а словъни свое в Новъгородъ, а другое на Полотъ, иже полочанъ”. “Род” здесь выступает в понимании династии. Названные в летописи княжества, или союзы восточнославянских племен, относятся к VI-VIII вв.
Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев.
О преемниках Кия летописей не рассказывает ничего. Возможно, такие сведения и содержались в тексте до первой редакции “Повести временных лет”, но позднее, при неоднократных переработках летописи, выпали.
Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII— IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, сложилось государственное объединение — Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне.
Они селились небольшими деревнями, расположенными неподалеку друг от друга. Как правило, в одной деревне было не больше 70 бревенчатых изб, но могло быть и всего четыре. Зато рядом, на расстоянии одной-двух миль, располагалась уже другая деревня. Через 30—40 миль от одного скопления деревень — другое такое же скопление — и так далее, по всей заселенной территории. В ее центре возвышался укрепленный “град”. Это была крепость, за стенами которой укрывались все жители области в случае нападения врага, а также место племенных сходов и культовых обрядов.
О политическом устройстве восточных славян известно мало. Племена и родовые кланы, во главе которых стояли патриархи, объединяло поклонение общим богам. Самые важные решения, очевидно, принимались путем общего согласия. Со временем появляется слой племенных вождей, называемых князьями. Однако земля и скот по-прежнему считались общественной собственностью, а каждое племя — одной большой семьей: ведь члены его были родичами и помнили свое родство. А каких-то особых социально-экономических различий между ними не было. Восточные славяне славились стойкостью и упорством в бою, хорошо переносили жару, холод и голод. Правда, на открытой равнине они чувствовали себя не вполне уверенно и воевать предпочитали среди лесов и оврагов, где часто устраивали засады на врага.
Торговля у восточных славян поначалу развивалась слабо. И лишь в VIII в., когда на их земли стали прибывать купцы с мусульманского Востока (прежде всего арабы), дело сдвинулось. Так или иначе, восточные славяне постепенно выходили из изоляции, приближаясь к судьбоносному моменту своей истории.
Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся во второй половине 1 тысячелетия н.э. ускоряла процессы объединения отдельных славянских княжеств в единую политическую организацию. Продолжалось переселение народов, и многочисленные кочевники периодически волнами накатывались на земли восточных славян.
В последней четверти IX в. начался последний этап формирования Древнерусского государства — объединение всех восточнославянских (а позднее и неславянских) земель вокруг Киева. Древнерусское государство было закономерно возникшей политической общностью и, объединяя свыше двадцати народов, сыграло прогрессивную роль в их истории. Политическая структура его основывалась на вассалитете знати и различных формах подданничества подвластных народов.
За короткое время Киевская Русь выдвинулась в число ведущих стран средневекового мира, с которой вынуждены были считаться и могущественные державы. Нередко молодому Древнерусскому государству приходилось силой оружия утверждать свои права на международной арене. Этим, видимо, и объясняется первый поход русских на Константинополь в 860 г.
В 882 г. на киевском столе произошла смена династий. Власть захватил варяжский конунг Олег (882— 912 гг.), объединивший в одной политической системе Южную и Северную Русь.
В конце IX — начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю. На территории Беларуси проживали главным образом кривичи, дреговичи и радимичи. Территориальный рост Киевской Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали внутренние факторы — экономическая, политическая и культурная консолидация восточного славянства.
Начиная с 980 г.-- во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства. Определились и закрепились границы Киевской Руси, которые в основном совпадали с этническими границами восточных славян. Они проходили в районе верховья Оки и Волги на востоке; Сулы, Дона, Роси и Южного Буга — на юго-востоке и юге; Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана и Западной Двины — на западе; Чудского озера, Финского залива, Ладожского и Онежского озер — на севере. Это было самое большое государство в Европе, которое отличалось исключительной для времен средневековья этнической однородностью. Только незначительную часть его населения составляли неславянские северные племена — чудь, меря, весь.
В сфере постоянного политического влияния Киевской Руси находился целый ряд соседних территорий, где издавна жило славянское население, в том числе и территория Беларуси [8, 48].
Когда и при каких обстоятельствах белорусские земли вошли в состав Древнерусского государства, какое место занимала Киевская Русь в истории восточнославянских земель? Как явствует из древнерусских летописей, Полоцкая земля первоначально входила в состав северного союза восточнославянских племен во главе с Новгородом. Полочане (кривичи) принимали участие в призвании Рюрика в Новгород. В летописях сообщается также, что Рюрик, став новгородским князем, начал раздавать города «мужам своим». Среди них упоминается и город Полоцк. Но в 867 г. киевские князья Оскольд и Дир совершили поход на Полоцк и присоединили его к Киеву, который в это время являлся столицей южного союза восточнославянских племен. По всей вероятности, в это же время к Киеву были присоединены и земли дреговичей.
Информация о работе Создание государственности на белорусских землях