Белорусская государственность в раннем средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Долгое время основной теорией в дореволюционной истории была норманнская теория, в соответствии с которой первые государства в Восточной Европе были основаны заграничными князями-варягами в 9 в. н.э. Однако эту теорию оспаривали многие ученые. Одним из первых антинорманнистов был Ломоносов, который утверждал, что немецкие ученые, приглашенные в Россию, в значительной степени придумали эту историю. Так же норманнскую теорию оспаривали Юшков, Греков, Рыбаков и многие другие известнейшие ученые. По теории Рыбакова, например, государственность у славян появилась на границе старой и новой эры.

Оглавление

Введение 3

1.Государства – княжества на территории Беларуси в 9 – 13 вв. 3

2.Общественный и политический строй Полоцкого и Туровского княжества 5

3.Основные черты раннефеодального права Беларуси 9

4.Договор 1229 года 11

5.Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

Ш_тит_Контрольная работа.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

  в 945 году заключен третий договор с греками, который включал в себя статьи из договоров 907 и 911 гг., с некоторыми изменениями не в пользу русских, и добавку о пограничных землях;

  в 971 году Святослав терпит поражение от греков и заключает четвертый договор с греками о вечном мире с греками. Договоры не устанавливали каких-либо норм для русского права, но имели очень большое значение для его истории. Под влиянием      Византийской культуры русские впервые делают попытку выразить нормы своего права в письменной форме, после чего делают их для себя обязательными. Такое же значение имели и договора с немцами, не смотря на то, что заключались они в более позднее время - 12-13 вв. Договоры с немцами заключали западные земли: Смоленская, Новгородская, Галицкая и Полоцкая. Нормы, которые содержались в этих

договорах, благодаря  культурной близости обеих сторон, были практически 

идентичны. Там, где немецкое право шло в разрез с русским - русское брало верх. [8,15]

     В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право

противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права.    Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились). [8,15-16].

     Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью. [8, 16].

     Таким образом, из изученного материала различных историков видно, что право хотя и начинало развиваться, появлялось "писаное" право, главенствующую роль в обществе 9-13 вв. все же имело обычное право. Причем, ни о каком равноправии в тот период времени не могло идти и речи. Чем больше материальных благ имел человек, тем выше он стоял в обществе. А чем выше положение в обществе - тем больше прав.

Изучив соответствующую  литературу, и рассмотрев вопросы  о возникновении государств на территории Беларуси, особенности общественного  и политического строя, становлении  права в период 9-13 вв., мы видим, что в этот период на территории современной Беларуси активно зарождались, развивались и расширялись новые государства. Соответственно, развивалось и общество, налаживались

взаимоотношения между городами, государствами, что  требовало правового урегулирования. Как следствие этого-развитие и совершенствование права. 
 
 

 
 
 

     

     

 
 
 
 
 
 

4. Договор 1229 года.

Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г. был заключен с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в

сфере торговли или тесно связанные с ней  ( (например, кража, совершенная местным

жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравственности купцом-иностранцем и др.)

    Прогрессивной чертой Договора 1229 г. являются его паритетные начала: купцы-

  иностранцы  имеют в стране пребывания одинаковый правовой статус, что подчеркивется в конце каждой статьи словами: «Таку правду взяти Русину в Ризе и на Гойском березе» (

    Договор носит ярко выраженный классовый характер, так как его статьи устанавливают значительно повышенную защиту жизни свободного человека по сравнению с рабом: по ст. 1 за убийство свободного человека штраф 10 гривен серебра, а за раба - 1 гривну серебра.

  В зависимости от списка и редакции Договор имеет 35 или 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процессуального и административного права. Большинство статей посвящено гражданскому праву, в частности, договору купли-продажи (ст. 19, 21, 24-28, 30), займа (ст. 15-18, 35, 36).

  Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний (смертную казнь, лишение свободы – «вверечи в погреб» ст. 4, имущественные) за такие виды преступлений как преступления против личности, имущества и нравственности.

  Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательства и т.д.

  В целом договор 1229 года, создав прочную  правовую основу для развития торговли, содействовал ее расширению, ибо предусматривал такие прогрессивные положения, как запрет принуждать купцов- иностранцев к участию в военных походах (ст. 32), без их согласия привлекать к таким видам доказательств как поединок, испытание железом (ст. 9), а также ограничение применения такого вида наказания как лишение свободы (ст. 4 «вдыбу его не сажати») [3, 32-34].

     В начале XIII века Рига — бывшее торговое поселение ливов вблизи устья Даугавыбыла использована немецкими купцами, прибывшими в Прибалтику вместе с крестоносцами, как удобное место для транзитной торговли Запада с русскими землями. До этого времени, в течение X—XII вв., таким транзитным центром на Балтике был город Висби на острове Готланд. Своим богатством и значением, отмечает К. Меттиг, Висби был обязан главным образом русской торговле. Благодаря скандинавским и славянским купцам, признает далее Меттиг, немецкому купечеству была показана дорога для торговли с землями, богатыми наиболее ценными товарами — пушниной и воском[6,46].Это высказывание свидетельствует о большом значении русской торговли, в которой было заинтересовано немецкое купечество. Оно стало добиваться торговли с русскими через Ригу без посредничества Висби. Благодаря особо выгодному географическому положению для транзитной торговли Рига скоро стала расти и оттеснять Висби. Ее быстрое развитие П. Иогансен объясняет тем, что Рига служила свободным торговым местом (Handelsplatz) как для русских и литовцев, так и для немцев [6,48 –49].

     На территории Прибалтики, захваченной немецкими крестоносцами, город Рига стал одной из трех наиболее крупных политических сил Ливонии (как стали называться восточная и северная части Прибалтики) — рыцарского ордена

меченосцев, рижского архиепископа и самой Риги. В первый период после завоевания крестоносцами  Прибалтики верховным главой Риги был  епископ Альберт  (возглавлявший крестовый поход против народов Прибалтики в начале XIII века). Вскоре Рига стала одной из серьезнейших причин раздора ордена и епископа. Заинтересованный в поддержке ордена в борьбе за Восточную Прибалтику, епископ Альберт пошел на некоторые уступки ему: в 1213 году он отдал ордену третью часть Риги. Но дальнейшее усиление ордена противоречило интересам епископа. Боязнь потерять свою власть над завоеванными землями заставила его искать поддержки у датского короля, за помощь которого епископ Альберт отказался от Риги в пользу Дании [6, 51]. Но Рига начала борьбу за свою независимость. В 1221 году в городе вспыхнуло восстание. Оно было выражением протеста населения против решения епископа передать Ригу под власть Дании. В то же время Рига отказалась подчиняться

и епископу и  ордену и стала независимым городом. Высшим органом самоуправления Риги (патримониального округа) стал рат или магистрат.

    Возросшее экономическое значение и политическая самостоятельность Риги позволили ей уже в первой половине XII века в большой степени регулировать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       торговлю по Даугаве. В 1229 году между Ригой и Смоленском был заключен торговый

договор. В подписании этого договора, кроме Риги, участвовали  представители других городов Балтийского побережья, в том числе Любек, Дортмунд и Бремен. .[6, 53]

     Договор 1229 года является одним из наиболее важных документов в истории торговых связей Риги с русскими городами в период феодальной раздробленности. Основными вопросами данного договора следует считать: свободный проезд для купцов, оптовая и розничная торговля, гостевая торговля и пошлины. Договор 1229 года предоставлял право свободного проезда немецким и русским купцам. Кроме того, немецким купцам предоставлялось право проезда не только в Полоцк, Витебск и Смоленск, но и за пределы Смоленска, русским купцам — в Ригу, на Готланд, в Любек и другие города.[6, 55] Разрешалась торговля немецким купцам в русских городах, а русским — в Риге, на Готланде, в Любеке и других городах Балтийского побережья любыми товарами и в любом количестве, т. е. и оптовая и розничная торговля. Купцы могли выносить свои товары на берег в случае крушения судна, и феодалы тех земель, на берега которых выносились товары купцов, не имели права конфисковать их, т. е. береговое право феодалов не распространялось на товары купцов.[6, 58] 

     Право гостевой торговли в договоре 1229 года не упоминается. Это говорит о том, что в данный период гостевая торговля для русских и немецких купцов еще не была запрещена в городах, представители которых заключили упомянутый договор. Что касается пошлины, то за проезд как русских, так и немецких купцов она не взималась.[6, 70] Была установлена лишь весчая пошлина (за взвешивание товара), которую должны были платить немецкие купцы и только за взвешивание купленного ими в русских городах золота, серебра и воска. Когда же они эти товары продавали, пошлина не взималась. Введение весчей пошлины на серебро и золото говорит о том, что русские были заинтересованы в сохранении и увеличении количества благородных металлов.

     Таково разрешение в договоре 1229 года основных вопросов торговых отношений. Отсюда следует, что договор предоставлял равные права как немецкому, так и русскому купечеству в вопросах свободного проезда, оптовой, розничной и гостевой торговли. Но вопрос о пошлине на покупку серебра, золота и воска был решен в пользу русского купечества, что свидетельствует о самостоятельной линии русских при заключении договора.

     В ряде случаев в соответствии с условиями договора немецкие купцы имели                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             некоторые преимущества перед русскими купцами. Например, в кредитной торговле

(если русский  купец был должен нескольким кредиторам, то в первую очередь он обязан был отдавать долг немецкому кредитору), при переправе купцов через «волок» (русские купцы переправлялись в последнюю очередь, если на «волоке» были другие, в частности, немецкие купцы). Но это не изменяет сделанного здесь вывода о самостоятельной линии русских в торговле с немецким купечеством. Анализ договора 1229 года в целом позволяет сделать вывод, что договор был заключен в основном на равных правах и выгодных для обеих сторон условиях [6,75].

  Из  договора Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой (1229)

... Зде пичинаеться правда:

  1. Аже будет свободный человек убит — 10 гривен серебра за голову.
  2. Аже будет холоп убит — 1 гривна серебра заплатите: у Смоленску, ако платити и у Ризе и на Готском березе.
  3. Аже Латинееский приедеть к городу, свободно ему продавати, а гротиву того не молвити никому же. Тако делати Руси у Ризе и на "отеком березе.
  4. Аже Латинеский усхочеть ехати из Смольнеска с своим товаром I ину сторону, про то его князю не держати, ни иному же. Тако Русину хати из Готского берега до Травны (Любек).
  5. Всякому Латинескому человеку свободен путь из Готского берега ю Смольнеска без мыта. Тая правда есть Руси из Смольнеска до Готского 1ерега.
  6. Како тако будет, како придуть Латинески гости у город с Волока,  ' |ати им княгини постав частины (палавинка або канец у 50 аршын), °иуну на Волоце дати рукавице, ажбы товар перевезл без держания.

Информация о работе Белорусская государственность в раннем средневековье